Благословение святогорских святых Македонии

Источник

Всем известно, что македонская земля благословенна, ибо на ней расположен святогорский полуостров Афон. Македония связана с Афоном с дохристианских времен. Когда главный архитектор Македонской империи в пору ее расцвета (в то время Греция входила в ее состав) предложил высечь из камня гигантский скульптурный портрет Александра Великого на южном, мраморном, склоне горы Афон, последний счел данное предложение оскорблением, и достопочтенный правитель, когда-то благоговейно поклонившийся перед иудейским первосвященником, пророчески ответил архитектору: «Оставьте Афон в покое».

Афон тогда давал приют девам изо всех греческих городов, посвятивших себя Артемиде и служению богам. Девство почиталось с древних времен, ибо оно хранило неусыпный огонь. Дочь речного бога Пенея Дафна1 дабы не лишиться целомудрия, предпочла сделаться растением в знак победы над плотью. Все прежнее, языческое, служит символом для нынешней, христианской, действительности. И вот, после утверждения христианской веры, Афон стал местом обитания аскетов и исихастов.

В наиболее древних свидетельствах из архивов Протата“ сохранились названия раннехристианских поселений на Халкидике2, рядом с которыми проживали древние македоняне, которые наверняка общались с афонскими предками греков. Монахи получали свет от ангелов. Затем передавали свет, то есть монашеское житие, мирянам, как о том рассказывает святой Иоанн Лествичник.

И действительно, верно сказала Богородица святому Петру Афонскому об этом месте: «Есть гора в Европе, прекраснейшая и вместе с тем величайшая... монаху подходящее прибежище... и исключительное место для обитания... и за это будет названа Святой».

Святая Гора – это полуостров, оконечность Европы, выступающая глубоко в море, маяк Православия, имеющий более чем тысячелетнюю историю, центр притяжения христиан, манна мира, главная гора Македонии, куда отовсюду стекаются паломники. Одни уходят отсюда преображенными, другие восторженными, а третьи становятся стражами удела Богородицы, из которого, как из никогда не пересыхающих рек Македонского плоскогорья, исходит жизнь и благословение.

Македоняне, согласно античному историку Полибию, были борцами за безопасность Греции и составляли передовой отряд борцов за веру, науку, культуру и гуманизм.

И Святая Гора кровью и потом своих святых и преподобных свыше тысячи лет питала близко расположенную Македонию духовными даяниями. Нет города, горы, деревни или равнины в Македонии, где не ступала бы нога святогорца, щедро делившегося благословением омофора Богородицы. Это некое органическое сообщество – переплетение двух реальностей, сопричастных друг другу.

Афонское безмолвие пронизывало македонские окрестности Божественным гласом, уходящим за их пределы. Столица Македонии пополняла и до сих пор питает свою духовную и богословскую жизнь от Святой Еоры. Особенно в золотую эпоху расцвета духовной мысли в XIV веке она оказывала влияние на жизнь города и его граждан, считавших главным своим деланием умную молитву под руководством святогорских старцев, многие из которых стали архиереями: святой Григорий Палама, святой Феолипт Филадельфийский, святой Исидор, святой Филофей Коккин и другие.

Давайте начнем с Евфимия Нового и братьев Симеона и Феодора, живших задолго до святого Афанасия Афонского.

1. Святой Евфимий (ум. 15 окт. 889 г.) принес в македонские земли аскетическую традицию Малой Азии и устроил на Афоне колыбель православного монашества после его заката на Востоке.

Биография святого Евфимия записана его учеником Василием, впоследствии архиепископом Фессалоникийским, ревнителем подвижнической жизни в Сермиле на Халкидике. Одно время святой Евфимий жил в Фессалониках на столпе. Широко распространившаяся слава о нем мешала отшельнической созерцательной жизни. Поэтому он оставил столп и, остановившись на время на острове Святого Евстратия (Нерн), позже подвизался с двумя учениками во Врасте на Халкидике. Затем, получив повеление в Божественном откровении, он основал монастырь Перистерон: «Иди, Евфимий, в Фессалоникийскую митрополию... ибо тебе, достигнувшему вершины... не добро пребывать одному в пустыне...». Многие другие обители устроил святой на Халкидике.

Житие святого содержит множество свидетельств о связях между Афоном и Македонией и особенно между Афоном и Фессалониками. Вот что об этом сказано: «Вновь пришел святой Евфимий с Афона в Фессалоники. Его приняли... как ангела, спустившегося из Небесного святилища... благочестивый народ... толпился и теснился вокруг него и толкался: кто первым насладится видением его и возьмет у него отеческое благословение». Это было самым обыкновенным отношением к святогорцам и отцам, блистающим аскезой и святостью жизни.

2. Сподвижник святого Евфимия, святой Симеон из Фессалоник (ум. 18 октября в IX веке) и брат его Феодор, «устремившись с ревностью Божественной любви к аскезе и отшельничеству», прибыли на Святую Гору. Вскоре их избрали наставниками других аскетов. Они осуществляли заботу и духовное попечение об Афоне.

Около 867 г., предположительно, святой патриарх Фотий, пославший в те годы на север двух фессалоникийских братьев – Кирилла и Мефодия, направил со священной миссией святогорцев Симеона и Феодора для «возвещения всем... спасительных догматов... проповеди их во многих селениях». Из Фессалоник братья пошли в Фессалию, затем по всей Греции, особой была их миссия на Пелопоннесе, где ими была основана знаменитая обитель Великой Пещеры, так называемая Мега Спилеон.

Монахи поджидали иноков, желая воспрепятствовать уходу их со Святой Горы, разразились «слезами, стенаниями, прощальными речами и напутствиями, объятиями, огорчениями... с намерением, чтобы не покинули эти светочи Афонскую Гору».

Когда воля Божия обретает в святых подвижниках избранные сосуды, то обращает их (талант) на созидание народа. Но в большинстве случаев святогорцы уходили с Афона по необходимости или в поисках большего покоя. Божественное Провидение наблюдает за монахами-подвижниками и сопутствует им, так что их уход становится благословением и семенем духовным. Им же утешение – Матерь Божия, Союзница, Покровительница, Целительница, Кормилица и Заступница.

3. Святой Дионисий Олимпийский (ум. 24 января 1541 г.) подвизался в молчании. Позднее стал игуменом святой обители Филофей на Афоне, откуда перешел в скит в Верии, находящийся в упадке, и устроил там общежительный монастырь по святогорскому уставу. Святой Дионисий сеял во мраке завоеванной турками земли милость и духовное просвещение. Как духовный возродитель он исполнял дело спасения душ людей, соблюдая при этом подвижническое житие.

Оттуда он отправился на Олимп и превратил это жилище языческих богов в духовный дворец Бога в Троице, создав там Троицкую обитель, также со святогорским уставом. Святой Дионисий, несмотря на то, что жил в пещере, стал духовным светочем Македонии.

4. Святой Феофан Наусский (ум. 19 августа, XV в.) из-за некоего происшествия оставил пост игумена в святой обители Дохиар на Афоне и удалился в скит в Верии вместе с многочисленными учениками. После этого он переместился в Науссу и там основал на горе по святогорскому образцу обитель Таксиархов, где велась равноангельская жизнь, несмотря на страшные испытания, которые чинили иноверцы. Сам монастырь стал духовным центром утверждения веры.

5. Не можем мы обойти вниманием пути и страдания, через которые прошел святой Косма Этолийский (ум. 24 августа 1779 г.). Его жизнь была поистине бурной и превосходила всякую легенду.

Закончив Афониаду (основана в 1748 году со статусом Академии, с 1953 года – средняя церковная школа для мальчиков-подростков), приняв монашеский постриг на Афоне, пережив многие испытания, он был призван Господом из святой обители Филофей на дело возрождения нравов, веры, образования и пробуждения национального и православного сознания Греции. Двадцать четыре года он путешествовал по стране, особенно же по Западной Македонии: был в Халкидике, Фессалониках, Верии, Сиатисте, Касторье, Пиндосе, в Эпире и снова в Македонии. Пядь за пядью он обходил и возделывал духовную ниву городов, деревень, сердец и сознания людей, сопровождаемый повсюду тысячами почитателей. В деревнях Македонии еще живы воспоминания о смиренном, но пламенном святогорском монахе и учителе, наделенном живым характером. Двести основанных им школ – ничто в сравнении с тем пробуждением, которое он вызвал в душах эллинов, обращенных им к Богу.

6. Камни и побережье, поля и возвышенности Македонии вопиют и славят афонских святых.

Давайте продолжим и бегло упомянем о великом ревнителе Бога, основателе скита Иоанна Предтечи при Иверском монастыре – о святом Иакове (XVI в.), которым гордится его родной город Касторья и местности, где он проповедовал Слово Божие.

Назовем и святого Дионисия (ум. 25 июня после 1380), родом из той же Касторьи, создавшего святую обитель Дионисиат, а также и его брата Феодосия, впоследствии митрополита Трапезундского.

Кровь мученика Никиты (18 февраля 1809 г.) освятила окрестности Серр и Драмы.

До сих пор слышны в Халкидике отзвуки проповеди святого Митрофана (ум. 9 июля, в начале XVII в.) из Малого скита святой Анны на Афоне, что в окрестностях Стратоники.

Местечко Монастирия гордится своим отпрыском, святым Нектарием Карейским (ум. 15 декабря 1500 г.), Зихна – преподобным Феофилом Мироточивым (ум. 8 июля 1548 г.), а Кавала – Филофеем Дионисиатом (ум. 21 октября, в XIV в.).

Святые, жившие, творившие чудеса и освятившие Македонию, не покидают ее даже и после смерти, продолжая посылать свои благословения от Небесного жертвенника через свои Божественные мощи, которые служат людям особенно действенной защитой. И поскольку традиция народного почитания мощей не прерывалась никогда, то можно сказать, что люди с исступленным рвением и духовным восторгом воспринимают останки святых не как мощи, но как пришествие самого святого!

Уважительное отношение македонцев к Афону приносит живые результаты. Македония имеет рядом святых старцев, которые орошают ее своей духовной жизнью с избытком, из их духоносного источника можно черпать без устали. Святые мужи фессалоникийские стали первосвященниками в македонских землях, среди них – Григорий Палама, патриарх Исидор, Филофей Коккин, бывший игуменом Лавры, Нифонт, впоследствии патриарх, Феона, основатель Святой Анастасии, а также Ватопедский игумен Манассия Серрский, затем патриарх Максим IV, Феофан Перифеорийский (Ксанфский) и многие другие.

Вспомним. эпоху турецкого владычества, а также восстание 1821 года в Македонии под руководством Эммануила Папаса. Едва ли есть нужда говорить о ведущей роли Святой Горы в эти периоды! Более трехсот святогорских монахов приняли мученическую смерть в Фессалониках. Влияние Святой Горы на формирование мужественного настроя у завоеванных греков открывается при чтении синаксарей македонских новомучеников. За плечами почти каждого новомученика стоял вдохновивший его на подвиг духовный наставник, который сам пожертвовал собой. Таким был, например, для новомученицы Хрисы3 духовный отец Тимофей из Ставроникиты. В каждом отдельном случае был первомученик, который увлекал за собою других.

Как известно, во время турецкого владычества угасло большинство монастырей, иные же, едва возникнув, пришли в запустение, сочтя это бо́льшим для себя богатством (Евр. 11, 26). Великий вклад, невзирая на огромные опасности, внесли афонские монастыри, способствовавшие победе македонцев в начале XX века, о чем вопиют святогорские пещеры.

Греческое правительство удостоило орденом блаженного проигумена нашей святой Симонопетрской обители Иоанникия (1906–1919), прозванного Милостивым за его активное содействие сопротивлению, щедрые денежные пожертвования, просьбы к экономам подворий о спасении и укрытии борцов за независимость Македонии. В те времена сообщение между обителью и подворьями осуществлялось с помощью тайного шифрованного кода.

Не забудем сказать, что македонцы благодаря территориальной близости к Святой Горе всегда, и вплоть до сегодняшнего дня, имели возможность приходить на Афон без каких-либо формальностей, особенно с целью паломничества или исповеди, получать утешение, мир, спасение, а также милостыню или какие-либо взаимные услуги. Именно поэтому греческие «Общества друзей Святой Горы», особенно македонские, а также общины других городов и сел из чувства глубокой благодарности и внутренней потребности развивают взаимную духовную и образовательную деятельность.

Потрясающим было и то, что еще до того, как великий пожар огненной реки был потушен, македонцы помогали денежными средствами святым обителям и всячески выражали любовь и солидарность с монастырями. Сколько жителей Македонии стало носителями афонской духовности, благодаря которой они живут и приводят к свету других!

Теперь давайте перейдем к афонским центрам в Македонии, основанным святогорцами. Чаще всего их основателем был какой-нибудь один славный человек.

Эти подворья, имеющие духовную и организационную связь с одним из афонских монастырей, заселяются монахами Святой Горы или насельниками или насельницами мужских и женских обителей обычно после долгого и горячего увещания местных епископов либо по единодушному их благословению. Они функционируют согласно афонским условиям и обычаям, принятым от века и вплоть до сего дня.

Святогорские подворья создавались по-разному: одни – из экономических соображений, другие – чтобы обеспечивать средства и материальные блага, третьи – затем, что сложились духовные, богослужебные или иные потребности местных жителей, четвертые ради возрождения или поддержания духа порабощенных или свободных греков. Бывало, что они возникали вокруг монашеского или миссионерского ядра, чтобы влиять на людей, живущих в миру и увлекаемых к молитве Иисусовой, бдениям и желающих приобщиться исихастской традиции Святой Горы. Таким образом, покой, живущий поместно в Саду Богородицы, выходит и во внешний мир. Такие движения, естественно, проявляются в нашей стране, но духовно и в других странах, открывая источники вод и основания благодаря вдохновению Божию.

Богослужение, Типиконы и даже греческий язык сохранились в таких центрах. Подворья, духовно зависимые от Святой Горы, традиционно и организационно становятся опорой для народа, который черпает в них чувство общности, благородство, силу, веру, дух возрождения и благородные порывы. Святогорские подворья положительно влияют на народ в церковной, литургической и духовной жизни его, которая так помогает служителям Поместной Церкви, животворя и сотрудничая в их пастырских трудах и усилиях. К примеру, частое приглашение святогорских монахов со стороны митрополитов, особенно македонских, является проявлением потребности душ мирских в их слове.

Таким образом, даже и сейчас орошается Македония бурным духовным потоком с Афона.

На богословском факультете в университете Аристотеля в Фессалониках благодаря его связи со Святой Горой возрождается богословская мысль, а также растет влияние сего духовного, богословского и культурного учебного заведения на Святой Горе. Таким образом, и достойнейшие профессора богословского факультета являются вернейшими поклонниками Афона как внемирного и сверхмирного обиталища святых. Процветание паламитских исследований и благородное богословское свидетельство является обильным плодом этого священного взаимообмена. Вот каков духовный обмен: профессоры смиренны и благочестивы, монахи блаженны и образованны.

В конце я не стану говорить ничего, но лишь вспомню о Пресвятой Богородице.

Богородица, согласно преданию, ступала на Афонскую Гору, избрала ее и с тех пор ее не оставляла.

Она благословляет труды и мученичество блаженных Отцов, чтобы приносили они плод во стократ.

Она являлась святым Афона, которых Сама избрала.

Она наполнила Македонскую землю преподобными, мучениками и новомучениками.

Она устроила в Македонии святые подворья, которые передают ей духовное благоухание Афона.

Исполнялись и исполняются, как отблеск Афона, священные миссии, деятельность которых важна в любую эпоху.

Гора Пресвятой Богородицы, как мы уже говорили, не отставала от мира ни в чем – ни в священных подвигах нации, ни в какой возникавшей нужде.

На протяжении двенадцати веков Святая Гора и Македония были неразрывно связаны между собой и шли по одному пути. По нему пойдут они и далыне.

* * *

1

Согласно мифу, она уклонялась от преследований влюбленного в нее Аполлона и по ее просьбе была превращена в лавровое дерево. Местечко на Афоне, где это произошло, поныне называется Дафни. – Прим. ред.

2

Халкидика – полуостров и административная единица в северо-восточной Греции. Одной из оконечностей Халкидики является Святая Гора Афон (прим. из книги Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 1. Салоники, М., 2002. С. 111).

3

Новомученица Хриса, или Злата (умучена в 1795 г.) происходила из болгарской провинции Могленон. На домогательства местного турка, плененного ее красотой, Злата не поддалась. Ее били три месяца каждый день, резали ее кожу на части, пронзали голову раскаленным острием, в конце концов повесили на дикой груше. Во время мучений она надеялась только на Бога и на молитвы своего старца Тимофея. – Прим. ред.


Источник: Перевод М. Ю. Грацианского.

Комментарии для сайта Cackle