Азбука веры Православная библиотека священномученик Ермоген, патриарх Московский Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани, и о чудесах, бывших от него
Распечатать

священномученик Ермоген, патриарх Московский

Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани, и о чудесах, бывших от него

Чудо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Благослови, отче!

Хотя и предивное чудо совершилось в наши дни милостивым посещением Творца всякого блага, Господа нашего и Бога Иисуса Христа и родшей Его Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии чрез явление пречудной и чудотворной иконы в преславном городе Казани, но как я, недостойный, возмогу рассказать о сем своими недостойными устами? – Однако же, надеясь на неизреченные щедроты Сына Божия и на молитвы Богородицы, дерзну начать свою повесть словами Учителя вселенной.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякие успехи, утешающий нас в всякой скорби нашей и благословивший нас благословением духовным». Прежде праведный гнев Свой, ради беззакония нашего, вмале излил на нас, очищая тем многие наши грехи, и не надолго мы опечалились1; потом же, по благости Божией, забыли скорбь свою, ради излившегося на нас неизреченного человеколюбия Божия и сподобились несказанной радости по случаю явления иконы Божией Матери и Ее Превечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа. Итак, как гром, пронеслось во все концы земли Русской Божие к нам милостивое посещение, явление Богородичной иконы и чудеса, подаваемые от нее в изобилии всем приходящим с верою; я же недостойный, бывший самовидцем того, как и какими чудесными благодеяниями явил Бог и Богородица из недр земных Свой чудотворный образ, (как вперед пространнее будет сказано) писать же о том до сих пор замедлял или от недостатка разума, или от нерадения и душегубительной лености, отчасти же ради страха за свое недостоинство, ибо пленен я множеством грехов моих, так что не следовало бы мне и касаться таковых преславных вещей, а только знать свои беззакония и просить (у Господа) отпущения моим бесчисленным согрешениям. Но так как с одной стороны желание влечет меня, а с другой и страх за слово угнетает меня, ибо грехи мои, как бремя тяжкое, отяготели на мне (Пс. 37:5), то-что же я сделаю: дерзну ли начать речь свою, или запрет положу на уста свои ради беззакония своего, или в сердце своем испытаю блаженство ради Всепетой и Богоприятной Богородицы и Приснодевы Марии? Но Ты Сама, о Преблагословенная, Заступница Усердная, Матерь Бога Вышнего, содействуй мне, да будет надо мною воля родившегося от Тебя Христа Бога нашего, да просветится Тобою, о Всенепорочная, у меня недостойного помраченный ум мой!

Так как Ты молишь за всех Сына Твоего, Христа Бога нашего, – содействуй и мне в писании сем, ибо всем созидаешь спасение, прибегающим к Твоему державному покрову. Много бо раз вспоминал я (грехи свои), некогда же и слезы проливал, зная свое недостоинство. Однако же и то мне в ум пришло, что было бы неправедно погружать в глубину забвения Божии тайны и неизреченные и многомилостивые к нам дарования тем более, что я сам был очевидцем многих чудных исцелений. А посему подай мне, о Всепетая, дар говорить и писать все, что видел и слышал я о пречудной Твоей иконе, и всех нас заступи, о Госпожа и Царица! Хотя я и недостоин принести Тебе по достоинству похвалы, однако сподоби меня, Владычица, хвалу Тебе принести за Твои неизреченные для нас благодеяния, как сподобила меня, недостойного и грешного, о Всеблаженная, прежде всех священных лиц прикоснуться пречистому Твоему образу и чудотворной иконе Твоей и Сына Твоего Христа Бога нашего. Ибо если и все другие достойны, но я недостоин, однако же с увлечением возжелал прикоснуться Пречистому и чудотворному образу Твоему, Владычица, и Превечного Твоего младенца Спаса Христа. Ныне же опять что скажу и чем прославлю великоименитую Деву, предсказанную пророками?

Пятнадцать уже лет прошло со времени явления чудотворной иконы Богородицы, а чудесные исцеления беспрестанно и неоскудно совершаются, и все страсти душевные и недуги телесные от людей немедленно отгоняются.

Сие-то опять призывает меня к торжеству и побуждает говорить и, как мне подобает, все это предать и описанию, да не буду осужден я, как скрывший талант Господина своего. Так как в человеческом роде есть обычай праздновать духовно память и святых с похвалами, то кольми паче следует праздновать царские праздники в честь Пресвятой и Преславной Царицы, Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, Которую мы должны особенно, больше всех святых, с любовию почитать, ибо Она есть Божественный покров рабом Своим, и притекать к сему тихому и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению – покрову Девы, и принести Ей, как Высшей пред всеми тварями, и высшую похвалу, как Царице и Владычице, родившей Царя и Владыку всех; ибо ради Той праматернее проклятие уничтожилось, и Адам от вечных уз освободился, и Бог с нами примирился. Тогда бо (т. е. после примирения людей с Богом) утвердилась Иаковля лествица, по которой Бог захотел сойти к людям, чтобы и людям указать путь к небу, и люди соединились с ангелами и не Боровшийся только в древности с Иаковом, но Творец Иакова на землю сошел, желая отыскать потерянную драхму и принести к Отцу. Поэтому пророки возрадовались тогда, видя исполнение своего пророчества; тогда и Давид, увидев, что от его семени родился Правнук, бряцая в гусли, в восторге духа говорил: слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое (Пс. 43:11). Вот почему тогда не только пророки, но и превысшая земная тварь вместе торжествовали. Ныне же опять настал честный праздник Владычицы нашей Богородицы в честь явления честного образа Ее, иконы Одигитрия – крепкой Помощницы, да познают все, что не только тогда, когда в мире Она жила, проявляла свое ходатайственное за людей моление к Творцу и Сыну Своему, но, и после преславного преселения Своего от земли на небо, непрестанно посещает нас Своею милостию. А потому, оканчивая это вступление к слову, перейдем теперь к самому повествованию, чтобы в своей беседе повествовать об этом (т. е. чуде явления иконы Богоматерней), как подаст нам Дух Святый, прежде всего похваливши ваше усердие, прилежание к Церкви, больше же всего веру и молитву к чудотворной иконе Богородичной; как любовь детей к матери, как стремление жаждущего к источнику, как направление корабля в тихую пристань, так и нас веселит ваше преуспеяние, какое проявляете пред нами ныне. Правосудный Бог, наказывая нас за наши грехи и милостивно наводя на нас гнев Свой – то голодом, то нашествием иноплеменников, иногда – мором и междоусобными бранями, – иногда же пожаром и прочими житейскими напастями, наводя на нас разные бедствия и тяжести, и лютые болезни, побуждает тем, особенно ленивых и ожесточенных, к добродетели и наставляет на путь спасения. Вот и пророк Давид говорит Господу: браздами и уздою свяжешь челюсти их и накажешь многими ранами неприближающихся к Тебе (Пс. 31:9); – или в другом псалме: если (люди) оставят закон Мой, и не пойдут в судьбах Моих, и осквернят Мою правду и не сохранят Моих заповедей, посещу жезлом беззакония их, и ранами – неправды их, – но не отниму от них милости Моей (Пс. 88:31–34) и Апостол говорит: кого любит Господь, того и наказывает, бьет всякого сына, которого принимает, так что если не несете наказаний, то вы дети прелюбодеяния, а не истинные сыновья (Евр. 12:6–8). Но так как мы люди, руководимые злом, не имеем стремления к добродетели и мало заботимся о душевном спасении, то и попускает Владыка наш Господь на нас напасти и беды, скорби и лютые болезни; чтобы к Нему мы обратились и всячески о своем спасении позаботились, вот зачем все эти беды и обрушиваются на нас по праведному суду Божию.

Вот что было в лето 7087 (в 1579 году). В царствование благочестивого и христолюбивого, благоверного Государя Царя и великого князя Ивана Васильевича и при его благородных царевичах: князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче, который ныне, Божиею благодатию, Государь, Царь и Самодержец всея Руси, и при Святейшем Митрополите Антонии Московском и всея Руси, и при Архиепископе, Казанском Иеремии, 23 июня месяца, на память святой мученицы Агрипины, случился пожар в новопросвещенном городе Казани, в 26-м году после взятия его, достовернейшими свидетелями чего были мы сами. В полдень загорелось близ церкви Святителя Николая, нарицаемого Тульским, во дворе некоего воина царского Даниила Онучина. И только малая часть посада осталась невредимой, да еще та половина города, которая ближе к Соборной церкви и двор архиепископа; большую же часть посада и все торговые помещения, и в городе обитель боголепного Преображения Спасова и двор Великого Князя, увы! все огонь поглотил, пожег и совсем уничтожил. Христолюбивые же люди не отпали от веры, но познали свои прегрешения, обратились к покаянию и начали созидать церкви Божии и свои дома, и Божиею милостию место, иноязычное и новопросвещенное, просвещаться стало святыми церквами и Божественным учением. Людей же неверных много еще было в городе, и веры среди них многоразличные; и была им в притчу и в поругание истинная православная вера; источника же целебного не было тогда в городе. Инородцы же, одержимые в сердцах своих неверием, уничижали нас, не ведая Божией милости и силы, ибо видели, окаянные, Божие к нам милосердие, что, милуя нас, Бог послал нам наказание за наши согрешения, как чадолюбивый отец, очищая наши грехи. Человеколюбец же Бог, видя терпение людей Своих, и веру их, и поругание и поношение окружающих иноверцев, не стерпел поношений и хулений на святые иконы, чтобы не говорили язычники (христианам): где Бог их (Пс. 78:10), в Которого они веруют, чтобы заградились уста, говорящия неправду, и чтобы исчезло и прекратилось жидовское и басурманское озлобление и напрасное их хуление и дабы искоренилось зловредное еретическое учение и утвердилась бы и просветилась православная вера, истинная христианская вера, греческого закона, основанная на правом учении Господа нашего Иисуса Христа и святых Его учеников и апостолов, богоносных отцев и всех святых, утвердивших православную веру Христову и научивших веровать «во Отца и Сына и Святого Духа», неразделимую Троицу. Предстательством же и молением Заступницы нашей Царицы, Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, непрестанным ходатайством Ее пред Своим Сыном и Богом нашим, по благодати Божией, ныне, в сие последнее время, Господь показал нам праведное и всесветлое солнце и отверз, на подобие Эдема затворенного, явил из земли Пресветлую икону источник неисчерпаемый, по Его человеколюбному промыслу прежде в земле скрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, честного Ее Одигитрия и Свой человеколюбный образ. Итак откуда праведный гнев Свой за наши грехи испустил, оттуда же, близ места того, на расстоянии брошенного камня, показал нам и светящиеся благодатию лучи и источник исцеления.

Итак, Богородичная икона явила себя таковым образом: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу, но явила свое честное сокровище и неисчерпаемый источник всем приходящим с верою – чудный свой образ – юной дочери простого искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени – Матроне; сей-то девице и явилась оная чудная и пресветлая Богородичная икона. После пожара, в тоже лето и в том же месяце, вот начала являться оной девице, имя которой мы уже раньше назвали, пресветлая икона Божией Матери и велела ей пойти в город и рассказать о Богородичной иконе, которую видела, архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ Пречистой Богородицы, при чем указала и место, где могут обрести честное сокровище необычайного бисера – чудную икону Богородицину. Девица же, по юности и недомыслию, побоялась поведать о видении, и рассказала только матери своей, та же не обратила внимания на ее слова. После же опять в видении, и не один раз, являлась ей (девице) пресветлая и чудная оная икона и велела ей непременно рассказать о сем видении (властям), девица же не один, а много раз говорила матери своей о явлении той чудной Божественной иконы и просила ее без колебания поведать об этом видении (и властям). В один же день случилось девице оной, имя которой мы уже выше написали, спать в полдень, и внезапно девица очутилась посреди своего двора, в котором она жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Богородицина икона в страшном – огненном виде, испуская пресветлые, и очень страшные огненные лучи, так что думалось ей, что от пресветлых тех сияющих от иконы лучей она сама будет сожжена, и голос страшный был к девице от образа, говорящий: «если не поведаешь слов Моих и не пойдешь вынуть образ Моей из недр земли, то Я явлюсь в другой улице и в ином городе, ты же сделаешься больной до тех пор, пока не кончишь зле жизни своей». Девица же от этого страшного видения зело ужаснулась, пала на землю, была как мертвая, и лежала на земле много часов и (как только очнулась) возопила сильным голосом к матери своей, чтобы она, шедши, поведала Архиепископу и правителям того города о чудной и пресветлой иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и передала (девица) ей все слова, слышанные ею от пресветлой иконы, указавши ей и место (нахождения иконы). Мать же девицы поспешно пошла в город к воеводам, привела к ним и девицу и велела ей самой рассказать все, что с нею содеялось; девица же поведала им все глаголы, слышанные от пречудной и великолепной Богородичной иконы, указывая и место (нахождения иконы); они же, одержимые неверием ко пречестной иконе Пречистой, о которой поведала им девица, не обратили на это никакого внимания. Тогда мать, прослезившись и взяв дочь, пошла к Архиепископу и поведала ему теже преждесказанные слова, указывая и место (нахождения иконы), указанное ей (девице), дабы повелел вынуть (из земли) святую Богородичную икону; архиепископ же не внял речам ее и отослал её без дела. Был же приход их (к воеводам и архиепископу) в 7-ой час дня, а обретение чудного пресветлого образа Богородицина в двенадцатом часу дня, после пожара в тот же год, месяца июля в 8 день, на память святого великомученика Прокопия. Было же дело так: пошла та жена к своему дому, рассказывая всем людям о чудной иконе, какое видение видела дочь ее, люди же, дивясь словам ее, отходили, не внимая (как должно) речам их; она же, взявши заступ и пришедши к показанному месту, начала долго копать и не обретала искомого; спустя немного времени начали и другие копать и вскопали уже все место то, но ничего не нашли, вышеупомянутая же девица оная начала копать на том месте, где прежде была печь, также (копали) с нею и прочие. И когда выкопали немного более двух локтей, о чудо! явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного Ея Одигитрия, вместе с предвечным Младенцем Господом и Богом Иисусом Христом; на чудной же иконе той был ветхий рукав одежды из вишневого сукна; самый же чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели. Девица же, взявши образ Пречистой со страхом и трепетом и радостию, поставила его на том же месте. Люди же, бывшие тут, возопили, проповедая неумолкаемо о явлении той Божественной иконы и вскоре стеклось бесчисленное множество благочестивых из народа, вопиюще со слезами; «Владычица, спаси нас!» И послали весть к архиепископу и к правителям города, что обрели святый образ Богородицы; архиепископ же вскоре приказал звонить в колокол и пошел с крестами и со всем освященным собором, с воеводами и со множеством народа, на то место, где обрели чудную икону Пречистой, и видел образ Пречистой, как бы новый дар, пречудно светящийся, и очень дивился и недоумевал, что такого начертания образа никогда и нигде не видал прежде; одержимый же радостию и страхом за свое неверие, с плачем молился и просил милости и прощения за свой грех. Так же и воеводы с плачем просили милостивого (прощения) за то нерадение и неверие, которым согрешили пред чудотворным образом Пречистой. И весь народ городской стекался на то дивное божественное чудо и, веселясь со слезами, – в радости душевной – воссылал хвалу Богу и Богородице за обретение многобогатого и бесценного сокровища. (Я же тогда, бывши в чине священника у святого Николая, который зовется Гостинным, хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородицину образу и к чудотворной иконе и к превечному Младенцу Спасу Христу, и потом поклонился архиепископу и испросил у него благословения на то, чтобы повелел взять мне пречудную Богородицину икону; архиепископ же благословил меня и повелел мне взять ее). Я же, будучи недостойным, однако со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому образу и взял его с того деревца, которое было воткнуто на том месте, где в земле была та святая и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи Церковь святого Николая, который зовется Тульским и, по совершении там молебного пения, архиепископ опять со всем освященным собором и начальники города и все множество православного народа вместе с женами и детьми, в след за святыми иконами пошли в город с новоявленной иконой чудотворной; бесчисленное множество народа теснилось, попирая друг друга; некоторые же, ходя по головам других, прикасались теменем к чудотворному образу. Когда же я, по повелению архиепископа, вследствие многолюдства медленно шел с чудотворною иконою, то и великое множество народа однако не столкнуло меня ни направо, ни налево, ибо нес я пречудную и чудотворную икону Носящего всю тварь и Родившей Того, и в тот же час образ Пречистой Богородицы показал чудо.

Чудо 1-е

Владычица сподобила прозреть некоего молящегося человека, именем Иосифа, который, как сам поведал, три года совсем не видал глазами; враг же спасения человеческого заставил Его вскоре же забыть богатого Врача, подавшего исцеление, – Пречистую Богородицу: вместо того, чтобы воздать благодарственную молитву, он опять устремился на прошение серебра (милостыни), к чему привык уже, отпал от веры и, предавшись лености, не получил до конца спасения и, за свое неразумие, стал едва различать впереди себя дорогу2; люди же, видевши сие чудо, еще большую возымели веру к образу Пречистой и внесли чудотворную икону Ее в соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и тут, в соборной церкви, Владычица показала (новое) чудо.

Чудо 2-е

Некоего человека, по имени Никиту, совсем невидавшего глазами света, сподобила Богородица прозреть, и он с теплою верою припал к чудотворному Ее образу и получил исцеление, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу, и (все), совершивши тотчас молебное пение, разошлись по домам своим со страхом и трепетом и радостию великою. На утро же архиепископ служил Божественную литургию, а все люди приходили в соборную церковь к чудотворному образу, принося различные дары: один золото, другой – серебро; и всякий, что может, по силе своей. Пречистая же Богородица начала проявлять (новые) чудеса Свои. Вышеупомянутую же девицу Матрону с матерью ее почли архиепископ, и воеводы, и весь народ. Списав же копию с чудотворной иконы и описавши преславное явление ее и чудеса, от нее бываемые, послали в царствующий город Москву к Самодержавному Царю, Государю и Великому Князю Ивану Васильевичу, всея Руси Самодержцу, и к сыновьям его: царевичу князю Ивану Ивановичу, и к царевичу князю Федору Ивановичу, который ныне, Божиею благодатию, Государь, Царь и Великий князь, Самодержец всея Руси. И когда увидали Христолюбивые цари чудную икону Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и честного Ее Одигитрия, то весьма удивились, что нигде такого начертания образа не видали. Благоверный же Царь, Государь и Великий князь и сыновья его повелели на том месте, где обретена чудотворная икона, поставить церковь и устроить девичий монастырь, для чего поставить кельи и оградить монастырь оградой; повелел (Государь) и милостыню довольную дать и годовой оклад из своей царской казны положил священному собору и игуменье и 40-ка сестрам, что и исполнилось; и церковь поставили во имя Святой Богородицы, честного Ее Одигитрия, и ограду вокруг монастыря устроили; честную же оную и чудотворную икону Пресвятой Богородицы отнесли в монастырь с молебным пением и крестным ходом, а архиепископ и бояре со всем народом проводили честно. Вышеуказанную девицу Матрену постригли в том же монастыре, и наречено было имя ей во инокинях – Мавра, а спустя немного времени постриглась и мать той девицы. Поставили (потом) и другую теплую церковь с трапезою во имя Рождества Пречистой Богородицы и тогда же начала Богородица являть (новые) чудеса Свои.

Чудо 3-е

Некоторый человек из города Свияжска был одержим лютою болезнию и приведен был женою своею к Пречистому и чудотворному образу и молился с теплою верою Богородице, и по неотступному прошению своему получил здравие и ушел в дом свой, радуясь.

Чудо 4-е

Однажды принесен был в церковь слепой глазами отрок матерью своей, мать же его с плачем молилась пред образом Богородицы о прозрении отрока; и внезапно отрок стал осязать руками мать свою по лицу; все же люди тогда молились Пречистому образу; а архиепископ стоял на своем месте и смотрел на отрока; когда же увидал, что отрок своими руками осязает мать свою, повелел принести красное яблоко и показать отроку, отрок же и яблоко начал хватать; и все, увидавши, что воистинну прозрел отрок, воздали хвалу Христу Богу и Пречистой Его Матери, Владычице нашей Богородице, творящей дивные чудеса.

Чудо 5-е

У некоего боярского сына, именем Ивана, по прозвищу Кузьминского, жена была больна ногами, так что совсем не могла ими двигать; ибо болезнь весьма угнетала ее, и ничем она не могла помочь себе, но все труднее становилось ей; и повелела она принести себя к чудотворному образу Пречистой Богородицы и, отпевши молебное пение, с великою верою и со слезами молилась, прося милости, и тотчас получила здравие и отошла в дом свой, радуясь.

Чудо 6-е

В селении сына боярского Василия Рагозина явилась Пресвятая Богородица жене некоего поселянина и велела ей идти ко Пречистому образу, который в Казани, и мужу сказать, дабы и он шел помолиться чудотворному образу. Жена же не вняла речам Ея (Богородицы) и мужу своему не сказала; тогда явилась ей Сама Владычица во второй раз, и тотчас какая-то божественная сила взяла руку ее и ударила ей по лицу ее, и стала рука ее сухою; она же пришла в город и поведала по порядку все, случившееся с ней, архиепископу, и пришла к чудотворному образу и получила здравие: тотчас утвердилась рука ее так же, как и другая, и отошла она в дом свой с радостию.

Чудо 7-е

Некоторый человек жил в городе Казани, по имени Исаак, по прозванию Бык, сын некоей вдовы, по имени Улиты, женщины верущей и богобоязненной, жившей на посаде, близ церкви верховных апостолов Петра и Павла; и был он расслабленным уже половину трети года; болезнь же его была известна всем живущим вокруг: не мог он никак даже ступить ногами на пол. И послал он мать свою к чудотворному образу Пречистой Богородицы отпеть молебен; сам же, лежа в доме на одре, начал со слезами пред образом плакать и молиться Пресвятой Богородице, дабы и ему самому увидать чудотворный образ Богородицы, и в тот же час почувствовал в себе уже малое облегчение от болезни, и тотчас же, милостию Пречистой Богородицы, вставши сам собою на ноги, начал мало-помалу ступать и, взявши два посоха, подпираясь ими, пошел тогда же в монастырь к чудотворному всемилостивому образу Богородицы. О, велики Твои чудеса, Богородица! – в то время, когда мать со слезами молилась о сыне, сын неожиданно и сам пришел в монастырь; мать, увидавши его, изумилась и едва пришла в себя и узнала неожиданное для нее. И молились они вместе Богородице об исцелении, прилагая слезы к слезам, после чего больной окончательно выздоровел. И воздали они хвалу и славу Господу Богу и Пречистой Богородице, месяца Апреля в 30-й день, и отошли в свой дом, хваля и славя Бога, творящего дивные и преславные чудеса.

Чудо 8-е

Жена некоего пришельца, Полоцкого священника Григория, по имени Елена, жила в селе Тагашеве, ибо так звалось то место; была она три года больна глазами, так что не могла уже ничего видеть; и услыхала она о многих и преславных чудесах от иконы Пречистой Богородицы в городе Казани, и пошла в город к чудотворному образу просить себе милости. Когда она еще не дошла до города Казани семи поприщ, внезапно увидала свет своими глазами и думалось ей, как будто и больна она никогда не была и, пришедши в монастырь к чудотворному образу, воздала хвалу Господу Богу и Пречистой Богородице.

Чудо 9-е

Поведал нам инок Иосиф, ныне уже умерший, ключник при доме Пречистой, тогда еще живший в Троицком монастыре, который в Казани: заболел он глазами, так что совсем не видал света, и тотчас обещался отслужить молебен Пресвятой Богородице. Когда же пришли священники с чудотворным образом Пречистой в день недельный в соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы к молебну, Иосиф во время молебного пения у чудотворного образа молился прилежно и не получил исцеления и отошел в скорби и снова слег от болезни. И вот впадает он в легкий сон и видит икону Святой Богородицы, и был к нему от иконы голос, говорящий: «встань и пойди в дом Пречистой, отпой молебен и утри лице свое пеленою, и тогда получишь исцеление». Он же, вставши вскоре, повелел вести себя в монастырь Пречистой Богородицы и, отпев молебен, повелел покропить себя святою водой, утерся пеленою Пречистой, и тотчас же отбежала от глаз его болезнь, и увидал он свет и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице.

Чудо 10-е

Некий человек, по имени Козьма Окулов, из Лаишеского города, был в исступлении ума. Свои ему советовали идти в Казань к Пречистой Богородице в монастырь. Он же, бывши в своем уме, однажды начал молиться Пречистой Богородице об исцелении, и помощью Пречистой Богородицы было ему облегчение, и пришел он в монастырь и сподобился видеть образ Пречистой; по своему обещанию пропев молебен, тотчас получил совершенное исцеление и здоровый отошел в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 11-е

У некоего человека в городе Казани, именем Антония, по прозванию Кашевара, жена, по имени Пелагия, не видела глазами 40 дней. Слышав же о многих и преславных чудесах от чудотворного образа Пречистой Богородицы, в день недельный (воскресный) пошла в монастырь Пречистой Богородицы, охваченная всецело великою верою; и не посрамилась она в своей надежде, но получила исцеление. Когда пришли с чудотворною иконою Богородицы с соборного молебного пения священники, жене той случилось встретить икону Пречистой при сходе с паперти церковной, и тотчас же она прозрела и отошла в дом свой, радуясь, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 12-е

Некий человек, по имени Трофим, Ларионов сын, Холмогорского уезда, волости Листраостровой, в городе Самаре, впал в болезнь: одержим был лютою лихорадкою; к тому же и на глаза его пришла тяжкая болезнь. Он же, слышав о неизреченном милосердии Пречистой Богородицы, с которым подает Она от чудотворной Своей иконы неоскудное исцеление всем, с верою Ей молящимся, начал и сам молиться Пресвятой Богородице об исцелении; и вот, видит он во сне икону Пресвятой Богородицы, стоящую в его изголовьи и слышит голос от чудотворной иконы, называющий его по имени: «иди, говорит, в город Казань, к образу Моему, и там получишь исцеление». Он же, проснувшись, почувствовал в себе немалое облегчение от лихорадки, так же и глазная боль не была уже такою, какова была сначала; и пришел он в город Казань, в монастырь Пречистой Богородицы, во время святой литургии, и начал пред образом Пречистой неутешно плакать и с верою молиться, говоря: «даруй мне, о Владычица, что Ты мне обещала, ибо я не малый путь с трудом совершил ради Твоего милосердия!» – и вскоре же получил он исцеление от обеих своих болезней: и глазами прозрел и телом стал здоров; и, славя Бога и Пречистую Богородицу, рассказывал всем людям о дивном и преславном милосердии Пречистой и своем скором исцелении от Ее иконы.

Чудо 13-е

В городе Свияжске был священник, по имени Иван, при церкви святого Николая Великого Чудотворца, прозываемого Жилецким, а у него жена, по имени Домна; и, по действию диавола, некая соседка ее, по любви ли, или желая беду с ней сотворить, напоила ее допьяна; и когда она шла в таком печальном виде в дом свой, то столь великий срам нанесла мужу своему и себе, что даже потеряла с головы своей повязку, так что многие люди позорили ее за это, а другие сожалели о таковом ее сраме, ибо муж ее был человек разумный (строгий) и ненавидящий пьянство и всегда чуждался всего злого, как всем было то известно. Самого же священника того не было тогда в городе, но отлучился он по некоторому случаю. Когда же жена его наутро услыхала от своих домашних сродников, какая напасть с ней сделалась, впала в отчаяние и в очень тяжкую болезнь, – отчасти ради страха, отчасти же ради срама сделалась она бесноватою, и была болезнь ее очень лютою: каждый день и ночь до десяти раз и более случалась с ней лютая и нестерпимая беда: падала она, скрежеща зубами и испуская пену, и все составы костей ее страшно трещали, как и сам священник Иван поведал нам, и так тяжко страдала она до тридцати пяти недель. Священник же тот Иван, беспрестанно моля Бога и Пресвятую Богородицу об исцелении жены своей, призывая в помощь и святых угодников Божиих, не один раз привозя жену свою и в Казань к чудотворному образу Пречистой Богородицы, не получал однако никакой отрады. В сто первом же году (7101-м, или: в 1593 г.) в 7-й день февраля вновь привез он жену свою в монастырь к Пречистой Богородице и начал со многими слезами молить Бога об ее исцелении. 11-го февраля был голос во сне игуменье монастыря Марии, чтобы она повелела прикладывать бесноватую к чудотворному образу в то время, когда начнет мучить ее бес; игуменья же Мария вскоре и повелела так сделать: когда начал бес мучить ее, взявши бесноватую, приложили ее к чудотворному образу Пресвятой Богородицы, и тотчас же она стала недвижимой (невредимой) от лютого беса и сделалась здоровой. И много хвалы и благодарности воздали они Богу и Пречистой Богородице и пошли в дом свой, славя Бога.

Чудо 14-е

Жил в городе Казани некий человек, по имени Димитрий, по прозвищу Тоскучий, ремеслом скорняк; а у него жена, по имени Домна, – и случилась с нею болезнь очень тяжкая: скорчились руки и ноги; и когда эта лютая болезнь одолела ее, видевшие не могли удержаться от слез сожаления: дочь же ее девица, по имени Неонила, была одержима тою же болезнию и страдала так же, как и мать. Вот в болезни своей со слезами взывали они умильными словами ко Пресвятой Богородице, молясь об исцелении. Когда болезнь их затянулась уже на целый месяц, Димитрий, взявши жену свою, отвез ее в монастырь, в церковь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, построенной на месте явления честного и чудотворного образа; жена же его начала со слезами и воплем великим молиться Пречистой Богородице об исцелении, так что даже и незнающие ее рыдали и плакали. Димитрий же отходит в дом свой, желая и дочь свою взять к Богородицину чудотворному образу, и, пришедши в дом свой, обретает нечаянно радость: видит дочь свою здоровой и совсем нестрадающей от болезни, и благодарит Бога и Пречистую Богородицу. Тогда спешит он к жене своей рассказать об исцелении дочери своей, но в то же время, во время чтения на литургии святого Евангелия, избавилась от недуга и жена его и стала здоровой, как будто никогда и не болела. О, чудо! в один и тот же час, по действию диавола, дочь и мать заболели лютою болезнью, в один и тот же час и исцеление получили от чудотворной иконы Богородицы. Димитрий же (и все люди), увидевши предивное и скорое избавление от болезни жены своей и дочери, совершенное Пречистою Богородицею, сугубое воздал благодарение Богу и Пречистой Богородице.

Спрашивали же (люди) жену его, как это одинаковая болезнь и в одно и то же время нашла на них с дочерью, и рассказала она подробно, как было это: была она у некоего соседа на обеде и после него пошла к себе домой; на дороге нашла она маленький завязанный платок, подняла его и принесла домой; когда развязала этот платок, то нашла в нем одну серебряную монету да два ореха; один орех сама съела, а другой дала дочери, от того и пострадали они обе.

Чудо 15-е

Некий человек, по имени Афанасий Ерофеев, сын Ярославец, в воскресный день приведен был в соборную церковь Пречистой Богородицы, честного Ее Благовещения; и многими людьми едва введен был силою в церковь, ибо бесновался и бился очень, ни на кого не смотря и ничего не говоря. Тогда же по обычаю принесена была в соборную церковь и чудотворная икона Богородицы, и поставили больного пред местным образом честного и славного Благовещения Пречистой Богородицы и пред Чудотворною Богородичною иконою; он же ни на что не смотрел и ничего не говорил. По окончании молебнов, взявши святой воды, я покропил его; он же, взглянувши, начал помалу приходить в себя и, увидав образ Пресвятой Богородицы, сказал: «Пречистая!» и тут приложили его к чудотворному образу Богородицы и к прочим святым иконам, и спустя немного времени начал он говорить. Когда же окончилось молебное пение и чудотворная икона пошла в монастырь, а мы по обычаю проводили святую и чудотворную Богородицину икону, повелели тому Афанасию возвратиться в соборную церковь для слушания божественной литургии, и вот, когда начали читать святое Евангелие, этот вышеназванный Афанасий совершенно исцелел молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которые Она приносит о всех нас к Сыну Своему, Христу Богу нашему. Когда же мы стали спрашивать его о том, что с ним это сделалось: когда и как он заболел, сначала он поведал нам: «видел я, сказал он, ночью, что пришли ко мне многочисленные толпы бесов и начали меня мучить, то якобы вознося меня на высоту, то спуская вниз и другое еще зло причиняя мне; и болезнь эта продолжалась две недели». А теперь милостию Божиею и молитвами Пречистой Богородицы отошел он в дом свой здоровый, радуясь и хваля Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 16-е

Жил со мною вместе в келье моей инок Арсений, прозываемый Высоким, который после был архимандритом монастыря святого Спасова Преображения. И случилось заболеть ему ногою; одни называли ту болезнь: «камчуг», другие – иначе, мы же, будучи несведущими, совсем не знали имени болезни той, однако же болезнь была очень сильна, так что он едва мог ступать немного, ради нужды, даже и здоровой ногой, и из кельи по болезни никогда не выходил кроме крайней необходимости. В это же время пришло повеление от Самодержавного Государя Царя и Великого князя Феодора Ивановича и всея Руси, по просьбе иноков Казанского монастыря боголепного Спасова Преображения, посвятить и поставить вышеупомянутого Арсения архимандритом. Тогда же поставить его было нельзя, по случаю сильной его болезни. Когда настал праздник Преполовения, в который святая и апостольская Церковь повсюду приняла праздничный обычай исходить с литиею и совершать молебное пение, когда я еще не вышел из кельи в церковь, пришли по обычаю священники с чудотворною Богородичною иконою; вышеупомянутый же Арсений, смотря в окно, со слезами молился Богородице о своем исцелении. И внезапно начал он с великим рыданием плакать и благодарить Бога и Пречистую Богородицу, и потом поведал об исцелении болезни своей: «только что, сказал он, испустил я глас и прослезился, как Богородица тотчас же показала на мне милосердие Свое». И тотчас же пошел он сам собой из келии в соборную церковь и, пришедши в церковь и отслужив молебен, воздал благодарение Богу и Пречистой Богородице об исцелении своем.

 

От образа Пречистой Богородицы неисчетно многие исцеления подаются всем приходящим с верою. Однако кто возможет довольно и по порядку описать все чудеса Богородицы? Ибо я дерзнул написать только малое от великого, а многое опустил; написал же сие, да не будет предано оно забвению в последующее время. Благочестивому же и Самодержавному Государю, Царю и Великому князю Феодору Ивановичу всея Руси все это известно с самого начала, с тех пор, как явился целебный источник – чудотворная икона Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И, вот что мы слышали из его царских уст, когда он говорил со мною – рабом его и богомольцем в то время, как Божиим изволением велел поставить меня в чин митрополита: «с верою теплою и в восторге духа слышал я, – говорил Государь, – о милостивом и неизреченном к нам человеколюбии Бога и Пречистой Богородицы, – о том, как явила Богородица чудотворную и пречудную Свою икону в нашей отчине – Казани, простирая на нас милость Свою и как подает Она неизреченные исцеления с верою к Ней приходящим, и хочу, – говорит, – исполнить то, чего недоставало». И вот повелением царским в 7102 (1594) году, в неделю св. жен мироносиц, 14-го апреля, на память иже во святых отца нашего Мартина, папы Римского, заложен был предивный каменный храм в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного и славного Ее Одигитрия – явления чудотворного образа, с приделами: одним в честь честного и славного Ее Успения, и другим – во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского, в в иноках – Алексия, нового чудотворца. Освящена же была эта святая церковь с приделами в 7103 г. (1595 г.) 27-го октября, на память святого Нестора. И «Деиисус»3 большой обложен серебром в том же году; а также и святыми местными иконами, книгами, ризами и прочими церковными потребными вещами повелел снабдить (сию церковь) Государь Благочестивый Царь и Великий князь Феодор Иванович, всея Руси Самодержец; так это и было исполнено; самую же пречудную и чудотворную икону Пречистой Богородицы золотом, драгоценными камнями и жемчугом большим предивно украсил хранитель царских сокровищ Деменша Иванович Черемисинов; а для 64-х инокинь-стариц и хлеб, и деньги, и все потребное было выдано из царской казны. Мы же Божией благодатию и Пречистой Богородицы чудотворным Ее образом хвалимся и веселимся и воспеваем победную песнь Сотворившему дивные чудеса в Троице славимому Богу: Отцу, Сыну и Святому Духу – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Разумеется пожар, о котором и повествуется далее.

2

Снова стал плохо видеть глазами.

3

Икона Спасителя с предстоящими: Богоматерью и Предтечею.


Источник: Твороения святейшего Гермогена, Патриарха Московского и всея России. С приложением чина поставления в Патриарха. — Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. — С. 17-34.

Комментарии для сайта Cackle