Источник

Общий ход развития часовых служб

Будучи отображением литургии, изобразительные являются в сущности тем последованием молитвы Господней, которое, согласно заповеди Спасителя (Мф. 6:9; Лк. 11:2), составляет первооснову всех христианских молитв и употребляется в виде их «обычного начала».

В «Учении 12-ти апостолов» предписывается повторять молитву Господню, по крайней мере, три раза ежедневно, – разумеется, в часы 1-й или 3-й, 6-й и 9-й (гл. 8). К общему последованию молитвы Господней, к этому «обычному началу», или изобразительным, естественно, стали присоединяться и другие молитвословия, соответствующие времени и обстоятельствам. Так сложились службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го, которые, усвоив себе иудео-христианский песненный строй, образовали церковнообщественное последование песненных часов.

Впоследствии часы находят себе применение и в иноческом быту, или, так сказать, «в инобытии», в виде келейно-скитского «правила псалмопения».

Обогатив свое содержание келейными молитвословиями, часы в таком виде входят во всеобщее церковно-богослужебное употребление, увлекая за собой и чисто келейный «чин 12-ти псалмов». «Чин 12-ти псалмов» выделяет из себя целую систему междочасий, под влиянием которых более или менее видоизменяется состав всех суточных служб, приобретающих монастырский характер.

Это – общий ход развития не только часов, но и других суточных служб.

Поныне действующему богослужебному уставу, можно употреблять последования всех трех видов – соборно-песненные, келейно-скитские и смешанные, или монастырские.

Обычно употребляются у нас монастырские трипсалмные часы с междочасиями. В великий пост эти часы приобретают иногда многопсалмный состав, благодаря чтению кафизм.

Кроме монастырских часов нынешний устав излагает также песненные часы, к которым следует относить «царские» и пасхальные часы.

Наконец, есть у нас теперь и келейные часы, известные под именем «чина 12-ти псалмов» и «междочасий», или «почасий».

Царские и пасхальные часы всегда совершаются в храме; монастырские часы могут совершаться и вне храма – в притворе и даже в келиях; примыкающие же к этим часам междочасия преимущественно совершаются в келиях, хотя допускается и храмовое исполнение их; а родственный междочасиям «чин 12-ти псалмов» является уже исключительно келейной службой.

Так и поныне употребление богослужебных последований неизменно согласуется с первоначальным назначением каждого из них и находится в полном соответствии с их истинной природой.


Источник: Последование часов и изобразительных : Ист. исслед. [церк. служб] / Е.П. Диаковский. - Киев : тип. Т.Г. Мейнандера, 1913. - XIV, 302, II с.

Комментарии для сайта Cackle