Азбука веры Православная библиотека священник Евгений Веселов Круг чтения новоначального православного христианина (путеводитель)

Круг чтения новоначального православного христианина

Источник

Круг чтения новоначального христианина определяет направление его дальнейшего движения: в Церкви к Богу, либо, наоборот, из Церкви и от Бога.

В первую очередь всякому христианину полезно читать святых отцов, причём разных эпох и разных стран, будь то святителей, или преподобных, или мучеников. Из современных авторов тоже какой-то круг чтения выбрать можно, но с ним надо быть осторожнее.

Что касается древних отцов. Можно начать с так называемого золотого века святоотеческой письменности, то есть IV – начало V века. Святители помогут в лучшем уяснении учения Церкви и для понимания того, как должен жить обычный мирянин. Мало того, они еще и научат, как духовно возрастать в созерцании Бога, в знании Бога, в Богообщении, в молитве и прочее. Преподобные же отцы преимущественный акцент делают на внутреннее делание и иногда приоткрывают некоторые тайны Божии, тайны Богообщения.

Недавно крещенные могут начать со святителя Кирилла Иерусалимского, почитать его пять «Тайноводственных поучений», которые он как раз сказал к новокрещёным. Эти поучения касаются Святых Таинств. По богослужению в них отражена практика IV века, которая с тех пор несколько изменилась, но не настолько радикально, чтобы как-то было непонятно. А вот духовный смысл Таинств объяснен блестяще.

Конечно, имеет смысл читать любые сочинения святителя Иоанна Златоустого. У него почти нет сочинений преимущественно догматической направленности, но либо экзегетика (толкование Библии), либо нравоучительные беседы. В плане экзегетики нет ничего лучше, конечно, чем его беседы на евангелиста Матфея и евангелиста Иоанна. Но стоит почитать и прочие беседы, скажем, «Беседы о статуях», или письма – например, «Письма к Олимпиаде». Обилие различных текстов позволит читателю подобрать подходящее к своему настроению: радоваться с радующимся Златоустом и печалиться с печальным.

У святителя Василия Великого хороши все тексты. Для начального чтения, наверное, наиболее уместны его Беседы (общим числом 26) и Беседы на псалмы. Они простые, доступные и разноплановые по содержанию. Со временем, наверное, интересно будет почитать и «Беседы на Шестоднев».

Святитель Григорий Богослов для начального чтения будет, наверное, сложноват: у него и высокая риторика, и говорит он несколько неясно, чтобы нецерковные люди его не поняли. Это у него такой, как и у свт. Василия Великого, способ: говоря публично, не открывать тайны церковного учения. Для хорошего понимания свт. Григория Богослова надо его регулярно перечитывать. Поэтому для долгосрочной перспективы можно порекомендовать «Пять слов о богословии» (по общей нумерации слов – с 27 по 31), а также «Слово о Пасхе» (45-е).

Сочинение свт. Григория Нисского «О жизни Моисея законодателя» раскрывает путь души к созерцанию Бога, ее восхождение к небесным высотам. Попутно автор живо и образно излагает необходимые для спасения сведения по антропологии и аскетике.

Церковное вероучение в древности было суммировано прп. Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении православной веры». Несколько расширен у него лишь раздел о христологии, а в остальном у него всё очень гармонично, взвешенно, точно и выверено. Каждое слово – как жемчужина, всё на месте.

Еще одно важнейшее догматическое сочинение (и вместе более простое, чем «Точное изложение») – это «Пространный христианский катехизис» свт. Филарета Московского.

Продолжая тему догматики, обратим внимание на «Православное исповедание» и более современную книгу – «Сокращенное изложение догматов веры» архиеп. Платона (Фивейского).

Для понимания сути всяких вероучительных ошибок в современной православной литературе великую пользу окажет книга «Искажение православной истины в русской богословской мысли» свт. Серафима (Соболева). У этого же святителя есть прекрасные и очень доступные для понимания проповеди с глубоким содержанием.

В ряду вероучительных текстов нельзя не упомянуть «Слово о воплощении Бога-Слова» святителя Афанасия Великого. У него же есть замечательное житие преподобного Антония Великого. Он с ним лично был знаком, виделся неоднократно, даже жил около него, и поэтому отчасти это его личное наблюдение, а отчасти по рассказам учеников Антония Великого. Эта книга совершенно революционная, она как «Исповедь блаженного Августина» (которую тоже нельзя не посоветовать прочитать всякому христианину). Только «Исповедь» совершила революцию на Западе, а житие Антония Великого произвело переворот во всей тогдашней христианской вселенной и открыло для всех совершенный образ монашества.

Из древних монашествующих упомянем и преподобного Макария Великого. У него есть 50 «Духовных бесед», это классическое издание XIX века. Великое произведение, величайшее. Трудно сказать, насколько легко будет их прочитать новоначальным, но хотя бы отчасти следует попробовать, причем читать надо не спеша. Преподобный отец открывает в этих беседах тайны Божии, так что мы можем видеть хотя бы его глазами эти тайны и в них как-то соучаствовать – это, безусловно, что-то невероятное. Очень советую вам эту книгу, может быть, не спеша так читать.

Прекрасны небольшие сочинения и главы преподобного Марка Подвижника. Главы у древних авторов, преимущественно монашествующих, – это такие небольшие сентенции на один абзац. Нередко главы заключались в сотницы (по 100 глав) для внимательного чтения и заучивания.

Жемчужиной аскетической письменности являются «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, которые написаны очень образно, ярко и доступно.

Из древних толкователей Библии можно посоветовать блаженного Феодорита Кирского. Он истолковал множество книг Ветхого и Нового Заветов. Толкования достаточно краткие, но ёмкие.

Что касается толкований на Новый Завет, в первую очередь надо вспомнить блаженного Феофилакта Болгарского, автора рубежа XI–XII века. Его стоит прочитать прямо целиком, от начала до конца. Он суммировал всё, что было до него написано. Его «Благовестник» (26 книг Нового Завета без Апокалипсиса) – это совершенный шедевр, потому что он толкует текст и исторически, и филологически, и догматически и предлагает элементы полемики с еретиками, нравоучения и созерцания. Для полного понимания смысла, конечно, местами надо знать аскетическую терминологию и образы. Поэтому с первого прочтения вся глубина толкования, конечно, останется недоступной. Лишь с годами она откроется в полноте, по мере личного возрастания в духовной жизни.

Из других древних авторов можно назвать также прп. Максима Исповедника, его «Главы о любви», хотя емкие формулы прп. Максима могут оказаться слишком сложными для новоначального.

Отдельно упомянем жития святых и патерики (краткие рассказы о святых отцах или сентенции). Это целая серия сочинений, любимое чтение наших предков, они чрезвычайно полезны всякому. Прежде всего, это собственно жития святых, собранные свт. Димитрием Ростовским. Их можно читать с любого места, потому что через это читатель входит и в историю Церкви, и начинает узнавать святых: за что они были канонизированы, как они стали святыми; появляется желание им подражать на пути в Царство Небесное. Итак, жития святых – это прекрасное чтение; вначале оно кажется несколько однообразным, но со временем это ощущение совершенно исчезает. Есть и другие хорошие сборники житий, например «Новый эклогион» прп. Никодима Святогорца и «Синаксарь» иером. Макария.

Далее, к житийной литературе относятся «Древний Патерик, изложенный по главам»; «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха, «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», «Лавсаик» еп. Палладия Еленопольского, «Собеседования» свт. Григория Двоеслова, «Киево-Печерский патерик», а также собранный свт. Игнатием (Брянчаниновым) «Отечник» и прочие подобные сочинения. Они и интересны, и увлекательны, и чрезвычайно полезны. Интересны и полезны жития новомучеников и исповедников Российских. Среди них назовем знаменитую автобиографию подвижницы благочестия и исповедницы монахини Амвросии (Оберучевой) «История одной старушки».

Желательно познакомиться и с эпистолярным жанром. Для примера назовем двух авторов рубежа IV–V веков: преподобный Нил Синайский и преподобный Исидор Пелусиот. Они иногда толкуют какие-то тексты Священного Писания, причём кратко и сильно, интересно. Иногда у них предлагаются нравоучения аскетического плана, иногда полемика с еретиками и т. д. Очень похожи по духу на эти древние письма написанные в XIX в. письма прп. Амвросия Оптинского.

Также полезно читать проповеди святых отцов на церковные праздники. Например, в преддверии очередного праздника почитать святоотеческие беседы и толкования. Из простых проповедей можно назвать гомилии (беседы) святителя Григория Паламы. Несмотря на то, что он исихаст и автор фундаментальный, но именно проповеди у него достаточно простые, для народа сказанные.

Теперь что касается авторов русских. Из русских авторов посоветую вам, наверное, всех или почти всех авторов первой величины. Так, у свт. Димитрия Ростовского, помимо «Житий святых», есть прекрасные проповеди. Некоторые из них довольно пространные, а некоторые попроще.

У святителя Тихона Задонского есть книга духовных созерцаний – «Сокровище духовное, от мира собираемое». В наше время мало кто понимает вообще, что такое созерцание и зачем оно нужно. А вот в древности такое делание было признаком высокого духовного состояния христианина.

Из авторов XIX века на первом месте можно поставить свт. Феофана Затворника. Он один заменяет, наверное, всех остальных – такое у него разнообразие жанров и тем для сочинений. Для начала можно предложить «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» – блестящее сочинение, из названия понятно и содержание этого сборника писем. Далее, это «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни». Это еще один авторский сборник писем. Среди прочего там есть серия из семи писем в Санкт-Петербург по поводу ереси тамошней (письма 8, а также с 24 по 29). Эти письма помогут лучше понять смысл заблуждений протестантов. Есть и другие прекрасные сборники, скажем, «О молитве», или «Воплощённое домостроительство». Небольшой сборник «Четыре слова о молитве» вообще можно брать как введение в христианское учение о молитве. В книге «Путь ко спасению» свт. Феофан раскрывает этапы духовного роста христианина от рождения до смерти, показывает трудности духовного возрастания в каждом возрасте, человеческие страсти и правила борьбы с ними, а также духовное созерцание, которое открывается по мере роста христианина. Именно свт. Феофан перевел на русский язык знаменитый сборник «Добротолюбие». Он же подробно истолковал почти все послания ап. Павла.

Современником свт. Феофана был святитель Игнатий (Брянчанинов). Из множества его сочинений для начального чтения можно порекомендовать «Аскетические опыты», особенно первый том. Если какие-то статьи из них будут сложны, при знакомстве их можно пропускать. Свт. Игнатий привлекает своей настойчивостью в борьбе со страстями, подчеркивает необходимость ее для христианина. Можно также брать тематические слова из его «Аскетической проповеди» для понимания смысла церковных праздников. В книге «Слово о смерти» очень подробно он излагает учение Церкви о посмертной участи человека, опираясь в том числе на материалы житий святых. Современной репликой этой книги стала «Душа после смерти» иером. Серафима (Роуза), включающая подробный анализ так называемых посмертных опытов в результате клинической смерти.

Из дореволюционных отцов нельзя не порекомендовать святого праведного Иоанна Кронштадтского, в первую очередь «Мою жизнь во Христе». Это набор зарисовок, дневниковых мыслей, поэтому эту книгу трудно читать систематически, но если брать ее от раза к разу, то польза будет несомненная.

Из отцов ХХ века назовем сочинения преподобного Паисия Святогорца и преподобного Порфирия Кавсокаливита, а также воспоминания об этих отцах.

Краткие и убедительные размышления об актуальных для христианина вопросах предлагает свт. Николай Сербский в своих «Миссионерских письмах».

Отдельно скажем о молитве. Многим она кажется чем-то очень простым: бери да молись. Однако правильная молитва требует внимания («душа молитвы», по определению свт. Игнатия (Брянчанинова)), благоговения, страха Божия. Кто хотя бы немного старался молиться, понимает, что нередко при чтении молитв внимание пропадает. Поэтому для любого христианина полезно будет почитать уже упомянутые «Четыре слова о молитве» свт. Феофана Затворника. Далее, в составе «Аскетических опытов» свт. Игнатия (Брянчанинова) есть слова о молитве вообще и отдельно о молитве Иисусовой. Упомянем и прекрасный сборник игум. Харитона Валаамского «Умное делание» – набор тематически подобранных цитат из разных святых отцов, преимущественно свв. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). В более широком контексте подобный сборник цитат собрал свт. Феофан Затворник в книге «Святые отцы о молитве и трезвении».

Что касается богослужения, начнем с классической книги свт. Симеона Солунского «Премудрость нашего спасения» и с «Изъяснения божественной литургии» св. Николая Кавасилы.

Из учебной литературы можно упомянуть «Новую скрижаль» – отличный старинный учебник для духовных училищ.

Достаточно удачное описание двунадесятых праздников предлагается в книге «Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание)» Г.С. Битбунова.

Для размышлений очень хороши автобиографичные книги митр. Вениамина (Федченкова). Некоторые из них посвящены богослужению («Небо на Земле», «Размышления о Двунадесятых праздниках», «Царство Святой Троицы»), другие – молитве («Молитва Господня»), третьи – защите православной веры («О вере, неверии и сомнении»). Интересны его воспоминания («Божьи люди», «На рубеже двух эпох») и жития святых («Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский», «Отец Иоанн Кронштадтский»).

Из современных авторов нельзя также не назвать священника Георгия Максимова, который одинаково удачно пишет в жанрах как апологетики, так и патрологии. Можно упомянуть его книги и статьи: «Вечны ли адские муки», «Вне Церкви нет спасения», «Правда о «православном» эволюционизме», «Подарок протестантскому другу», «Православие и ислам», «Православие и неоязычество. Где правда?».

Еще один современный автор, сочетающий верность православному учению с личным опытом высокой духовной жизни и молитвы, – это архим. Рафаил (Карелин). У него есть различные сборники статей и интервью по разным темам («В поисках истины», «Море житейское», «Умение умирать, или Искусство жить» и др.), воспоминания («На пути из времени в вечность»), полемические сочинения («Об Оригене и современном оригенизме», «О современном неогностицизме», «Еще раз о еретических заблуждениях профессора МДА А.И. Осипова» и проч.).

Если за спиной был опыт пребывания у неопротестантов, то стоит обратить внимание на материалы о сектах и расколах, например на книгу прот. Д. Владыкова «Православная Церковь и сектанты», а также на общий обзор литературы по этой теме.

Для первоначального ознакомления с основами веры полезны будут несколько сочинений иер. Даниила Сысоева: «Закон Божий», «Пять огласительных бесед перед Крещением» и «Курс лекций по Догматическому Богословию».


Источник: Веселов Евгений, иерей. Круг чтения новоначального православного христианина (Путеводитель). [Электронный ресурс] // Азбука веры. 29.04.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle