Азбука верыПравославная библиотекапротопресвитер Евгений АквилоновО божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протопресвитер Евгений Аквилонов

О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством

Глава 1

   

Содержание

Глава I 1. Предварительные замечания о происхождении рассматриваемых религий.-Предки Будды.-Исторические и мифические свидетельства о его рождении. — Детские и отроческие годы Будды.-Душевный переворот и бегство в уединение.-Озарение аскета.-Победа над искусителем и первая проповедь 2. Происхождение Мохаммеда. — Впечатления детства.— Путешествие и женитьба.-Значение иудейства и христианства для склада его религиозных верований.-Влияние на них же эпилепсии «про­рока».— Первые его неудачи в распространении новой веры.— Несколько замечаний о нравственных качествах Мохаммеда сравнительно с Буддой 3. «Книга родства И. Христа».-Его происхождение «от Духа Свята и Марии Девы». — Безгрешность Богочеловека. — Его дет­ство и отрочество.-Крещение от Иоанна.-Искушение от диавола. — Значение этих событий.-Аналогичность священных повествований в рассматриваемых религиях и соображения в пользу божественности христианства Глава II 1. Буддийское учение об искуплении.-Уничтожение каст.— Причины успеха проповеди Будды.-Монашество.-Противники Будды.-Буддизм и браминство.-Взгляд на буддийскую этику 2. Мохаммед-проповедник единобожия.-Политическое значение его проповеди.-Геджра, и значение этого события в жизни Мохаммеда. — Отношение Мохаммеда к христианству. — Фатализм.-Коран.-Учение об Аллахе.-Средства распространения ислама.-Последние дни Мохаммеда.-Заключение 3. Выступление Господа Иисуса на проповедь. — Характери­стика Его учения по сравнению с буддийским и мохаммеданским.-Проповедь о царстве небесном.-Христианское «обращение“. — Искупление и его отличие от буддийского. — Чудеса Христовы, возражения против чудес, отличие последних от мусульманских.-Общее заключение о рассматриваемых религиях Глава III 1. Кончина Будды. — Его обоготворение. — Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. — Светлые и черные дни буддизма. — Его распространение в Китае и в Японии. — Расколы. — Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм 2. Смерть Мохаммеда.-Его внутренние качества и внешний облик.-Религиозный фанатизм мусульман и победы их над христианами. — Первые калифы. — Омайяды и Абассиды. — Турки Османлисы. — Падение Константинополя. — Эволюция исламского вероучения.-Реформаторское движение в мусульманском мире и порожденные реформой секты.-Гадания о будущем ислама 3. Несколько предварительных замечаний о бесценном значении принесенной Христом жертвы. — Глубина прародительского грехопадения и его тяжкие последствия.— Невозможность «культурного» самоискупления,— искупления посредством ангела или какого-либо другого тварного существа и потребность в Искупителе-Богочеловеке. — Вопрос о причине страданий Искупителя.— Их добровольная неизбежность и необыкновенная тяжесть.— Решение возражений против Божия правосудия и страдания Невинного за виновных. — Смерть и воскресение Христовы. — Заключение  

 
   Если справедливо положение, что вещи познаются сравне­нием, то особенно следует иметь это в виду при защите христианства от нападающих на него внешних и внутренних врагов. Казалось бы на первый взгляд, что с развитием просвещения должно уменьшаться число их, потому что наука проливает духовный свет, а христиан­ская вера вот уже девятнадцать веков служит главным источником этого света, ибо Сам Божественный Основа­тель христианства, Господь наш Иисус Христос есть «истин­ный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». К сожалению, иное выходит на деле. В то время, как одни сеют в мире семя добра и правды, другие, подобно приточному «врагу», сеют плевелы всяких заблуждений.
   Отделенные от четвертого века христианской эры длинным расстоянием в целых пятнадцать веков, мы, тем не менее, живем в условиях, аналогичных с условиями того времени. И у нас, как тогда, в высокой степени возросла религиозная любознательность: многие, особенно из интеллигентов, принялись за обсуждение волнующих современное общество религиозных вопросов, причем некоторые имеют решимость самоизмышления фантазии выдавать за истиннохристианское учение.
   Очарованные выдающимися успехами сравнительного вероведения, другие хотят видеть в христианстве не богооткро­венную религию, а только одну из совершенных форм проявления религиозного сознания. По такому взгляду, лучи религиозной истины изобильно рассеяны по всему лицу земному, и для спасения совершенно безразлично, к какой бы кто ни принадлежал вере. При этом общеизвестный закон психической жизни, по которому к чему мы привыкли, то менее ценим, проявляется во всей своей неумолимой строгости. Всем своим духовным величием обязанный христианству современный человек, по крайней мере, в лице некоторых «про­свещенных» его представителей, с черной неблагодарностью относится к своей благодетельнице и, мало того, даже, с за­вистью оглядывается на «египетския мяса».
   Может быть, пессимистическое настроение нашего времени значительно содействовало тому, что апатичный к жизни буд­дизм приобрел себе среди нашего общества довольное число горячих приверженцев, считающих его последним словом, доступной человеку мудрости, равно и наилучшим противоядием от мучившей еще древних «скуки жизни». Для иного ученого индифферентиста вопрос об отношении буддизма к христианству может иметь одно лишь академическое значение. Но только не следует забывать, что для других, дорожащих истинною верой, как родником живой воды, тот же во­прос приобретает, благодаря этому, именно, серьезному отношению к вере, особенную важность, ибо для стремящихся к истинной жизни совсем небезразлично, где могут они найти последнюю. Веровать-значит, прежде всего, жить, а потом уже и умствовать!
   В свою очередь и мохаммеданство, несмотря на край­нюю запутанность и несамостоятельность своих религиозных идей, мирно уживающихся рядом с самыми нелепыми и фанта­стическими вымыслами, имеет еще довольно смелости, чтобы не только защищаться от своих противников, но, даже, и переходить в наступление. Как по географическому положе­нию, так и по своим историческим судьбам нам, рус­ским, больше всех других христианских народов суждено считаться с Мохаммедовой верой. Разумеется, победа за нами: но, прежде чем мечтать о ней, мы должны хорошенько ура­зуметь содержание мохаммеданства и определить его удельный по отношению к христианству вес.
   Всем вышесказанным вполне достаточно мотивируется появление на свет предлагаемых нашим читателям статей. Их высокий апологетический интерес и практическое значение бесспорны. Чтобы не ходить в потемках, где дело касается религии, и чтобы по достоинству оценить христианство, необ­ходимо знать, в чем, именно, превосходит оно буддизм и мохаммеданство. Беспристрастно-научная оценка его, по сравнению с названными религиями несомненно покажет его недо­сягаемую высоту и радостно будет приветствована теми, сердца которых ищут твердой опоры для оправдания своей веры, а умы — доказательства своим христианским убеждениям.
   Мы выражаем, эти надежды за чужой счет, если только нам не откажут в праве отнестись с глубочайшей при­знательностью к нашим и к заграничным ученым, с та­кою пользой потрудившимся в уяснении и в обработке взя­того предмета. Разумеем достопочтенных гг. Ольденберга, Васильева, Бартелеми-Септ-Илера, А. И. Введенского, А. Ф. Гусева, Саблукова, Шпренгера, Фальке, Неймана, Келлога и других ученых, трудами которых пользовался автор печа­таемых статей, решившийся подписаться под ними своим полным именем только потому, что некоторые и подчас зна­чительные изменения в трудах поименнованных ученых, а особенно в интересном сочинении Фальке: «Будда, Магомет и Христос», из которого он, главным образом заимство­вал содержание предлагаемых статей, видоизменяя последнее применительно к русским читателям — ставили его в не­возможность возлагать на других ответственность за те мысли, в которых они ни вместе, ни порознь совсем неповинны.
   По самому существу взятой задачи мы должны исполнять ее подобно тому, как например, геометр, проводящий по­следовательно одна за другою три параллельных линии, то есть по принятому порядку сравнивать буддизм, мохаммеданство и христианство между собою, причем — разумеется — мы не можем избежать сравнения между собою также и основа­телей трех упомянутых, религий отнюдь не желая этим невнятно потревожить чье-либо религиозное чувство, а только уступая научной правде, стоящей выше всяких подозрений и узких партийных взглядов.


Глава 1