Азбука веры Православная библиотека профессор Евграф Иванович Ловягин Святейшаго патриарха Фотия, архиепископа Константинопольскаго «Слово тайноводственное о Святом Духе»
Распечатать

профессор Евграф Иванович Ловягин

Святейшаго патриарха Фотия, архиепископа Константинопольскаго «Слово тайноводственное о Святом Духе»

Знаменитый патриарх константинопольский Фотий, написав в 866-м году, в защиту свою против несправедливых действий римскаго папы Николая I-го, окружное послание к восточным епископам, между прочим, кратко обличил в нем неправое учение латинян об исхождении Святаго Духа и от Сына (Filioque) и прибавил, что частнейшее и пространнейшее изложение того же предмета он, при помощи Божией, намеревается сделать в особом сочинении.

Предлагаемое слово, или трактат патриарха Фотия о Святом Духе, озаглавленный в греческом подлиннике: Λόγος περὶ τῆς τοῦ ἀγίου Πνεύματος μυσταγωγίας (слово о таинственном учении касательно Святаго Духа), вероятно, и есть то самое сочинение, о котором он говорил в своем окружном послании; потому что 1) между сочинениями Фотия неизвестно ни одного, в котором бы столь подробно и обстоятельно излагалось учение об исхождении Святаго Духа от одного Бога Отца, как излагается оно в настоящем трактате; 2) известное прежде сочинение патриарха Фотия о том же предмете, изданное Евфимием Зигабеном1, оказывается только сухим и кратким извлечением из предлагаемаго сочинения и, в сравнении с ним, не имеет почти никакой важности.

Подлинность этого трактата, т. е. принадлежность его именно патриарху Фотию, не подлежит сомнению. Она доказывается как ясным означением в заглавии его имени: «Фотия патриарха» (Φωτίου πατριάρχου) во многих древних списках, так особенно тем, что последующие церковные писатели, с девятаго до пятнадцатаго века, разсуждая об исхождении Святаго Духа от одного Бога Отца, часто ссылались на Фотия и приводили умозаключения, иногда по мыслям сходныя, а иногда и по выражениям тожественныя с изложенными в этом трактате. Предлагаемое сочинение приснопамятнаго патриарха константинопольскаго, в состязаниях восточных с западными касательно догмата о Святом Духе, служило обильным источником глубоко-основательных мыслей и пользовалось у православных писателей и даже на церковных соборах весьма важным авторитетом2.

Однако, при всей подлинности и важности своей, это сочинение с пятнадцатаго века было мало известно между учеными. Первый упомянул об нем известный Лев Алляций, назвав его «tractatus sane luculentissimus»3, а за ним стали говорить об нем и многие другие, излагавшие церковную или литературную историю греков, впрочем говорить только как о сочинении, встречающемся в рукописях некоторых европейских библиотек, но неполучившем всеобщей известности. Первое же и пока – единственное издание самаго текста этого трактата принадлежит профессору вюрцбургскаго университета I. Гергенрöтеру4, который издал его по трем спискам, именно: ватиканскому (XIII века), палатинскому (около того же времени) и монакскому (XV или XVI века), присоединив варианты из четвертаго списка колюмнийскаго (XIII века), найденнаго в Риме кардиналом Майем, также подстрочныя выписки из многих восточных и западных писателей, пользовавшихся сочинениями Фотия, или разсуждавших подобно ему об исхождении Святаго Духа, и наконец историческия и богословския примечания, направленныя впрочем против православнаго догмата. С этого текста, тщательно пересмотреннаго издателем, хотя не во всех отношениях исправнаго5, и сделан настоящий перевод столь важнаго произведения знаменитаго патриарха.

* * *

1

Evthymii Zigabeni Panoplia, Thergob. in Walachia 1710, Tit. XIII.

2

Особенно известен извлечениями из этого сочинения Фотия Николай Мефонийский (Νικόλαος Μεθωνης), писатель XI или XII века.

3

Leo Allat. de Eccles. occid. et orient. perpetua cons. Lib. II. c. 6. n. 4. pag. 575. Edit. Colon. Agrrip. 1648 an.

4

Photii Constantin. liber. de Spiritus Sancti mystagogia. Edit. I Hergenroeter. Ratisbonae, 1857 an.

5

Некоторыя исправления этого текста предложены по пятому списку (XV века) издателем сочинения Фотия: Τὰ Ἀμϕιλόχια ὑπὸ Σοϕοκλέους κ. τοῦ ἐξ Οἰκονόμων, Αθην. 1858. предисл. стр. 50. Историческия и богословския примечания, приложенныя к изданию Гергенрöтера в опровержение мыслей Фотия, здесь справедливо называются «недостойными учености профессора».


Источник: Ловягин Е.И. Святейшаго патриарха Фотия, архиепископа Константинопольскаго «Слово тайноводственное о Святом Духе» // Духовная беседа. 1866. Т. 1. С. 355-357.

Комментарии для сайта Cackle