Источник

В 5-ю неделю поста

20. О совершенном предании воли нашей в волю Божию

Радуйся благодатная: Господь с тобою. (Лук. 1:28)

Еще в первый раз на земли чрез небесного благовестника слышится приветствие радости. Не только из жен, но никто из великих пред Богом мужей не был доселе приветствован гласом небесной радости. Много было у Бога в ветхом завете верных рабов, даже друзей и мужей по сердцу: угодил Богу Ной (Быт. 6:9); Авраам наречен другом Божиим (Иак. 2:23); Моисей был верный слуга во всем дому Божием (Евр. 3:5); Давид был муж по сердцу Божию (Деян. 13:22); каждый из них много слышал от Бога благословений, много испытал милостей. Но ни один при самых утешительных изъявлениях Божия благоволения не был утешен приветствием радости. А в Назарете Дева, обрученная мужу, приветствуется от небесного посланника гласом радости и в приветственном гласе нарицается новым, толико же радостотворным наименованием благодатным: радуйся, благодатная: Господь с тобою.

Подлинно это новое наименование, которое никому особенно не было доселе так усвояемо, не только в законе Моисееве, но ни в пророческих проречениях, ни в песнопениях Церкви ветхозаветной.

Что же значит наименование: благодатная? Благодатная, наименование колико для слышания сладостное, толико же и по силе своей много- знаменательное, есть тоже, что исполненная Божественного благоволения, так исполненная, что от изобилия свыше излиянных на нее даров, она сама составляет для нас дар, составляет явление небесного к нам благоволения, как виновница дарования нам Божественных благ. Так и Архангел изъявляет наименование благодатное, когда говорит: радуйся, благодатная: Господь с тобою, – с тобою, благодатная, вещает Архангел, Господь всем своим благоволением, какое только возможно для человека. Согласно с сим и Святая Церковь, немолчная воспевательница доброт Богоневесты, в воспеваемой в сие время сладкой песни своей изъясняет силу наименования благодатной, – что благодатная, как великий дар, составляет предмет всемирной радости неба и земли: о тебе радуется, благодатная, всякая тварь: Ангельский собор и человеческий род!

И такова есть подлинно Богоблагодатная Мария, сподобившаяся быть Материю Бога – Слова, питательницей Жизнодавца, престолом Царя славы, чертогом Вседержителя, словесным раем, сокровищницей жизни и спасения, сладостью Ангелов, радостью человеков!

Христиане! Радость благовещения есть радость всемирная. Она возвещена Благодатной: но для того, дабы чрез нее все мы были общниками благодати. Благословенная в женах соделалась Матерью благодати, дабы мы от Рожденного ей прияли благодать возблагодать, и соделались чадами благодати. Посему с Благодатной всем нам возвещается радость о даровании нам свыше благодати. И все мы, яко сынове Божии во Христе Иисусе (Гал. 3:6) облагодатствованы.

Какие же свойства облагодатствованных, благопотребно рассмотреть в честь Благодатной, дабы видеть, истинные ли мы чада благодати, и не обретается ли кто вне благодати?

Если благодатные свойства, знаменующие чад благодати, станем рассматривать в самой Благодатной, то в сем умном раю найдем все дары и плоды Духа благодати, найдем любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22,23); найдем ангельскую чистоту, небесную премудрость и доброту, кратко: – найдем богосветлый лик небесных, неизглаголанных добродетелей. Ибо с нею Господь! Оставляя особенные, обозначим для себя самые главные благодатные свойства.

Как мы называем то состояние воздуха, когда ощущаем и приятность света и благотворность теплоты, и благоухающую свежесть воздуха, вливающие во все чувства наши как бы новые силы и жизнь? Называем благорастворением. Итак, в благорастворении главные стихии суть свет и теплота, и совершенное благорастворение есть совершенная соразмерность света и теплоты, которые, в удобопроницательной тонкости своей извлекая из земных произрастаний чистейшую влагу, исполняют воздух усладительным благовонием.

Что благорастворение воздуха в поднебесной, то самое совокупность благодатных свойств в нашей жизни. Это есть духовное благорастворение света и теплоты, производящее воню благих дел.

Часть 1. Первое благодатное свойство – свет разума

Самое первое, начальное из благодатных свойств есть умный свет.

Без света нет в поднебесной радости. Без света нет и в душе нашей благодати. Видимый мир, – сия полнота естественных красот, начался сотворением света: рече Бог: да будет свет, и бысть свет (Быт. 1:3), дабы во свете видимы и славимы были дивные дела Божии. И благодатный мир начался воссиянием света: яко Бог рекий из тьмы свету воссияти, иже воссия в сердцах наших к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове (2Кор. 4:6). Без света не растут, не прозябают земные растения. И без умного света не возрастут в душе дарования. Всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит (Ис. 26:10). Свет даст всякому бытию жизнь, силу, действие, красоту. И душевным способностям умный свет дает силу, действие, совершенство. Итак, самое первое благодатное свойство есть свет, свет разумения Божественной истины и правды в нас и делах наших.

Благодатный свет начинается в нас с познания первообразного Света, – Бога, идет чрез познание нас самих, подобных нам человеков, окружающих нас существ, сопряженных с нашим бытием различными отношениями, и лествицей тварей опять восходит к яснейшему созерцанию Творца. Переходя в самопознание и полагая начатки, к деятельному умудрению нас во спасение, благодатный свет начинает в нас внутреннее действие озарением греховной тьмы неведения и страстей наших, просиявает мало по малу, как в лучах, в заботливых помышлениях о стяжании всего, елика суть истина, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна (Фил. 4:8). Когда сии помышления будут наставлять нас на дела правоты и непорочности, а взирающих на явление их, как на явление в нас Божественного света, будут возбуждать к прославлению Светодавца: то это есть утешительное знамение явления в нас света благодати (Мф. 5:16).

Но как нам, ходящим во тьме неведения и страстей, достигнуть того, чтобы сиял в нас свет благодатный? Как воссиявает самый лучезарный день? Воссиявает постепенно: начинается рассветом, разгоняющим мало по малу густоту тьмы, предуготовляется зарей предшествующей воссиянию солнца, и самые первые лучи восходящего солнца распространяются постепенно. Если и мы хотя по единой искре, но единому зерну, по единой малой крупице будем собирать лучи истины: хотя тихо, медленно, но не останавливаясь, будем простираться всегда вперед путем самопознания: и мы мало по малу будем переходить от темных стезей блуждения к хождению во свете лица Божия.

Как убеляются, утончаются, делаются светлыми самые темные, самые грубые вещества? Утончаются и светлеют постепенно чрез прилежное отребление очищением, измовением, переплавлением. Если и мы, при светильнике слова Божия, будем, как злато огнем, испытывать внимательным рассуждением, советованием, взаимными внушениями, наставлениями все наши мысли, чувствования, расположения: то, сколько бы ни велика была духовная тьма наша, Бог рекий из тьмы свету воссияти, озарит и наши сердца, дабы просветить познанием славы Божией о Иисусе Христе; воссияет в нас благодатное свойство, – умный свой свет.

Часть 2. Второе благодатное свойство – теплота любви

Но полный, истинный свет светит и греет. Свет, который светит, нo не греет, есть свет несовершенный, безжизненный. Солнце само в себе всегда светит и греет. Однако ж и оно, когда удаляется от земли, только светит, а не греет. Тогда господствует хлад, и вся природа погружается в мертвенность и бездействие. Но когда, постепенно приближаясь к нам, в надлежащей соразмерности изливает на землю свет и теплоту: тогда попеременно является у нас цветущая весна, плодоносное лето, изобилующая плодами осень. Так и в духовном мире один свет ведения, без теплоты сердечной, есть свет хладный, безжизненный, мертвый.

Какая же это теплота? Духовная теплота; другая существенная стихия благодатной жизни есть любовь. Подлинно любовь есть благодатная теплота и источник жизни. Когда она, растворенная верой и благочестием, открывается в действии, тогда в человеке, как в древе, насажденном при исходящих вод, является благоустроенность, как зеленеющее листвие; слово разума и мудрости, как благоухающий цвет; дела кротости, воздержания, терпения, благотворительности и на всякое благоугождение готовности, как приятный, питательный плод. И сколь добра и свята любовь! Без любви и ангельские языки не благоглаголивы, и ведение всех тайн, всея премудрости бесполезно; и самые великие труды, самые усильные подвиги бесплодны (1Кор. 13:13). А любовь есть союз, полнота совершенства (Кол. 3:14). Потому-то и Бог Отец именуется Богом любви (1Ин. 4:8), и Бог Сын именуется Сыном любви (Кол. 1:13), и Бог Дух Св. именуется утешительным Духом любви (2Тим. 1:7). Любовь есть по преимуществу благодать!

Как же нам, тяжкосердым, нелюбообщительным, немиролюбивым, стяжать в себе благодатное свойство любви? Странным покажется средство к приобретению любви, когда скажем, что это средство есть ненависть к самим себе, т.е. к нашему самолюбию, обольщающему нас мнимыми нашими совершенствами. Однако же скажем справедливо. Чем меньше будем видеть себя, чем меньше будем находить себя, чем меньше будем заниматься собой, тем лучше можем видеть, лучше обретать, лучше взыскивать и Бога нашим благоговением, и ближних наших благорасположением, и самих себя благоустроением во спасение; лучше будем видеть слабости свои, лучше извинять недостатки других, лучше чувствовать и понимать цель своего бытия – жить для Бога и для Бога всеми силами служить во благо ближним нашим. Посему кротость, смирение, благопослушание, терпение, готовность жертвовать собой общему благу ближних наших, вот благодатный союз, благодатные цветы, из которых связуется венец благодатей любви.

Сии свойства, и в отдельности каждое само по себе, нас пленяющие, в совокупности суть совершенное проявление духа благодати и любви. Они приобретаются постепенно одно за другим, приобретаются рачителями благодатной жизни в тишине духа, во внимании себе, путем скорбей и внешних, обретающих нас на пути жизни, а еще паче внутренних, происходящих от умерщвления страстей, и по мере сосредоточения душевных сил постепенно переходят в одно расположение чистой, благотворной, назидательной любви, также как рассеянные лучи солнца, быв собраны и сосредоточены чрез выпуклое стекло, производят огонь и пламень. По отвержении самоугодия, по обуздании своенравия, по умерщвлении склонностей чувственности, сих порождений самолюбия, наше растленное самолюбие, очищаясь опытами самоотвержения, постепенно преобразуется в расположение чистой любви, любви к Богу и ближним, к Богу, как источнику всех совершенств, к ближним, как чадам Божиим, созданным и воссозидаемым по образу Божию, дабы в Боге и для Бога вкупе с ними совершенствоваться. Посему чистая любовь, происходя из самоотвержения, как корня, и проявляясь в расположениях кротости, послушания, смирения, терпения, как в ветвях, возрастает в сокрушенном и умиленном сердце в древо жизни, которое и увеселяет приятностью вида, и услаждает благоуханием, и питает сладостью плодов.

Часть 3. Третье благодатное свойство – мудрость и назидательность в поведении

Так! совершенная любовь, как совокупность ведения и благочестия, как союз добродетелей, есть совершенная благодать. Но для достижения совершенства благодати любви необходимо нужно еще свойство, которое бы в действиях любви соразмеряло доброту и правоту; нужно совершительное свойство, чтобы действия наши имели духовную благообразность, имели то привлекательное выражение, которое в благодатной стихии жизни составляет благоухание. Яко Христово благоухание есмы Богови (2Кор. 2:15).

Какое же это свойство, которое должно нашим действиям давать благообразность, намощать их, как волей духовной? Это христианская мудрость, мудрость так располагать свои действия во всех обстоятельствах жизни, чтобы воздавать каждому свое: это христианское благоразумие приличными средствами и отклонять от себя опасные для внутренней чистоты случаи, и непрестанно укреплять в себе благочестивые расположения, и, сколько возможно, других назидать примером благочестия, по крайней мере не разорять, дабы по возможности быть всем вся (1Кор. 9:22), дабы всячески кого-либо упользовать, по крайней мере ни кому не быть претыканием в соблазн. Потому-то Спаситель в лице Апостолов заповедал всем быть мудрыми, как змии, и целыми, как голуби. Будите мудри, – яко змия, и цели, яко голуби (Мф. 10:16). Потому и Апостол завещает всем быть мудрыми на добро, а простыми на зло (Рим. 16:19). А для сего он же завещает нам поступать благоразумно, не как немудрым, но как премудрым, и разумевать, что есть воля Божия. Блюдите, како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри, и разумевайте, что есть воля Божия (Еф. 5:15,17).

Что соль в пище, то христианская мудрость и благоразумие в жизни и делах (Мф. 5:13). Потому и повелено Спасителем все, – всякое доброе дело огнем очищать и всякую жертву солью осолять; повелено нам иметь соль в себе, т. е. мудрость, и мир иметь между собой. Имейте соль в себе, и мир имейте между собою (Мк. 9:49, 30). От простоты можно вовсе истлеть, можно погубить великие сокровища ума и сердца (2Кор. 11). Но муж мудрый, духом христианского благоразумия водящийся, во всех путях своих ходить беспреткновенно, надеясь в мире; все испытывает, но одно доброе избирает и творит (1Сол. 5:20). Господь на всех путях утверждает ногу его от поползновения (Прит. 3:23–25, 26). Слово его всегда во благости, солью мудрости растворено (Кол. 4,), благорассмотрительно всегда обращено к назиданию в вере, к утешению слышащих (Еф. 4:29). Тщася совершать доброе пред всеми (Рим. 12:17), он тщится быть беспреткновенным даже и для Иудея, и для Эллина, а кольми паче для Церкви Божией. Не ища своей пользы, тщится единственно угождать всем, да спасутся (1Кор. 10:32, 33). А потому человеку, в мудрости исправляющему пути свои, и Бог дарует благодать, и пред человеками он обретает благодать, и на таковом в полной мере исполняется то, что сказано мудрым в похвалу благодати: лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благодать благая (Прит. 23:1).

Что мы говорим тогда, когда смотрим на вертоград, красующийся множеством разных дерев, обремененных плодами; когда смотрим на поле, покрытое тучной жатвой всякого рода классов; когда видим сокровищницу, исполненную всяких благ жизни? Говорим одним словом: какая благодать! Вот ясное изображение благодатных свойств, когда в одной нераздельной совокупности являются в человеке и действуют – свет истины в уме, теплота любви в сердце, сила мудрости в духе! Если мы имеем хотя начатки благодати Духа: то воздадим благодарение Благодателю Богу, и поревнуем паче расти и преуспевать в благодати и пред Богом и человеками. Если же мы хотя и не лишены вовсе благодати, но она так в нас слаба, так скудна, что свет спасительного самопознания еще не озарял ума нашего, теплота любви еще не согревала сердца нашего, а мудрость вовсе и не пресыщала на дух наш: то восскорбим о нашей безблагодатности, и в глубоком чувстве духовной бедности и лишения обратимся всей душой и всем сердцем к богатому благодатью Отцу, к исполненному благодати Сыну и к неоскудному раздаятелю благодати Духу Святому, да Трисиянный свет, Триипостасная премудрость и Любовь просветит наш мрачный ум, согреет хладное сердце, вразумит наше неразумие и умудрит буйство.

Воззовем все и к Благодатной: Благодатная! мы воспеваем благодать Твою. Облагодати наш ум, облагодати наше сердце, облагодати все силы нашего духа!

Если и мы по благодатному ходатайству Твоему, любовью Отца, благодатью Сына и умудрением Духа Святого будем и мыслить, и желать, и действовать о благодати: тогда и мы в радости и веселии со Архангелом Тебе возопием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Аминь.


Источник: Святая четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы / Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского. - Москва : Тип. В. Готье, 1858. - 519, IV с.

Комментарии для сайта Cackle