архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседа 45. В неделю двадцать четвертую

Ефес. 2, 14–22

«Братие, Христос есть мирь наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый».

Нынешнее чтение из послания апостола Павла к Ефесянам кратко напоминает нам великия дела особеннаго Божескаго попечения о спасении рода человеческаго. Христос есть мир наш, т.-е. Иисус Христос есть источник нашего мира. Он есть мир по существу Своему, как начало всякаго блага, как истинный, всесовершенный Бог. Он есть мир наш как виновник нашего мира: кто не получает мира чрез веру в Иисуса Христа, тот не имеет истиннаго мира. Иисус Христос есть мир наш, как по отношению к нам самим, так и по отношению к другим: только тогда наша душа сама в себе имеет истинный мир, когда питая живую веру в Иисуса Христа, успокоивается в любви и преданности к Нему; и только тогда одни с другими живут в истинном мире, когда их согласие утверждается на вере в Иисуса Христа, то есть, когда, веруя в Иисуса Христа, они любят друг друга, по заповеди Господней: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Матф. 22, 39). Апостол говорит здесь о мире в Иисусе Христе в обширном значении, как увидим из последующих слов его.

Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино. «Сделавший из двух одно». Это говорится о примирении в Иисусе Христе иудеев и язычников. До пришествия Иисуса Христа на землю, иудеи, зная истиннаго Бога и имея богописанный закон, чуждались и презирали язычников, как служивших мнимым богам не имевших откровеннаго закона, живших нечисто. Также и язычники чуждались и презирали иудеев, на которых они смотрели как на суеверных и, будто по суеверию, как им казалось, отделявшихся от других народов. Закон Моисеев, которым управлялись иудеи, язычникам казался тяжким бременем. «Сделавший из двух одно» – из двух народов, иудейскаго и языческаго, Иисус Христос сделал один христианский народ. Как это совершилось?

И средостение ограды разоривый, «преграждавшую стену разрушивший». Иисус Христос разрушил средостение ограды или ту стену, которая полагала разделение между иудеями и язычниками, – препятствовала им быть в согласии и мире. Под этою стеною Апостол разумеет обрядовый закон Моисеев, которым иудеи хвалились пред язычниками, как своим преимуществом, и котораго язычники чуждались, как тяжкаго и неудобоносимаго бремени. Как же разрушил Иисус Христос эту стену? Это раскрывается в следующих словах:

15. Вражду плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив: да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир . 16. И примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем .

Иисус Христос разрушил стоявшую на средине между иудеями и язычниками стену или преграду тем, что вражду прекратил Своею плотию, а закон заповедей или: обрядовый закон заменил Своим учением. Скажем яснее: Иисус Христос прекратил вражду или самую причину вражды между иудеями и язычниками Своим вочеловечением, Своею земною жизнию во плоти, Своими страданиями и крестною смертию; ибо делами Своей земной жизни совершив искупление всего рода человеческаго, Иисус Христос положил основание общему примирению. Его тело или человечество принесено в жертву Богу за грехи всего мира, для примирения с Богом иудеев и язычников: ныне о Христе Иисусе вы, бывшие иногда далече, близ бысте кровию Христовою (ст. 13), пишет Павел; т.-е. «теперь во Христе Иисусе, вы, некогда бывшие далеко, стали близки кровию Христовою». Ефесяне чрез веру во Христа, силою Его искупительной крови, близки стали к Богу, близки стали и к христианам из иудеев. А закон заповедей, или закон обрядов, которые были сению грядущих благ (Евр. 10, 1), Иисус Христос заменил своим учением, т.-е. учением о спасении чрез веру в Него, Спасителя мира. В другом послании святый Павел об обрядовом законе говорит так: Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся: пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы (Гал. 3, 24–25). «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под детоводителем».

Да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир. Иисус Христос прекратил причину вражды, и заменил обрядовый закон евангельским учением о спасении чрез веру в Него, для того, «чтобы в Себе Самом из двух создать одного новаго человека, устрояя мир». Чрез веру в Иисуса Христа, силою искупительных заслуг Его, все верующие в Него становятся какбы одним новым человеком: Он есть глава телу Церкви (Кол. 1, 18); а все верующие в Него – члены одного тела. Едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор. 10, 17). Как от древняго перстнаго Адама произошел ветхий человек, перстный: так от новаго Адама, Господа с небесе, происходит новый человек, духовный (1Кор. 15, 47). Облекаясь в образ небеснаго человека, Господа Иисуса (ст. 49), все – иудеи и язычники становятся членами одного святаго семейства, сынами Божиими. Вси бо вы сынове Божии есте, пишет Апостол, верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 26–28). Это сближение между собою верующих во Иисуса Христа устрояет такой мир, что каждый, водимый Духом Христовым, на своих ближних, кто бы ни были они по происхождению, – иудеи или язычники, смотрит как на членов одного тела с собою, и любит их, по заповеди Господа, как себя.

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив на нем вражду». Показывает Апостол высшую цель вочеловечения Господа Спасителя и Его искупительной крестной смерти. Иисус Христос благоволил разрушить разделение между иудеями и язычниками и заменить закон обрядов Своим учением, чтобы, предав Свое человечество на крестную смерть, чрез эту великую искупительную жертву умилостивить Бога, утолить праведный Его гнев на человеков, и примирить с Ним, Отцем небесным, обоих – иудеев и язычников.

17. И пришед благовести мир вам далним и ближним: 18. Зане тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу .

Желая показать, какия великия блага доставляет нам явление Господа Спасителя на земле, Апостол кратко повторяет прежде сказанное, чтобы потом раскрыть плоды вочеловечения Сына Божия, Господа Иисуса Христа.

«И пришедши благовествовал мир вам, отдаленным и близким». Явившись на земле в человеческом естестве, Иисус Христос «благовествовал мир». Своим учением, Своими делами и страданиями возвестил всем мир, для всех приобрел мир и всех призывал и призывает к сему миру. Пребывая на земле, Он, Спаситель мира, Сам призывал всех, возглашая: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28); Апостолам заповедал проповедать Евангелие по всей вселенной, всем народам, и говорил о Себе: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. 12, 32), т.-е. когда вознесен буду на крест, тогда иудеев и язычников изторгну из-под власти князя мира сего – диавола, и соединю с Собою, – и будет едино стадо и един пастырь (Иоан. 10, 16).

Благовести мир далним и ближним: под дальними разумеются язычники; потому что они, до обращения к вере в Иисуса Христа, были «отчуждены от общества израильскаго, чужды заветов обетования, не имели надежды, и были безбожники в мире» (Ефес. 2, 12), как говорит Апостол. А ближними или близкими именуются иудеи, как избранный народ, пользовавшийся особенным покровительством Божиим. Иудеям, пишет Павел в послании к Римлянам, «принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» (Рим. 9, 4–5).

«Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе». Чрез веру в Иисуса Христа, силою Его заслуг, иудеи и язычники имеют доступ к Богу Отцу; по дару и действию Святаго Духа, они становятся детьми Божиими. В другом послании святый Павел говорит: «оправдившись верою, мы имеем мир с Богом, чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез котораго верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5, 1–2). Также говорит Павел: «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но получили Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче!»

Так Иисус Христос Своими заслугами и Своим ходатайством приводит всех верующих в Него к Богу Отцу, или примиряет с Ним; а Дух Святый действует в примиряемых, возрождая, освящая и совершенствуя их, по образу Возсоздавшаго их (Кол. 3, 10).

19. Темже убо к тому несте странни и пришельцы, но сожители святым и приснии Боиу: 20. Наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу .

Показывает Апостол, какое великое благо для них, Ефесян, в том, что они веруют в Иисуса Христа, и чрез Него, действием Св. Духа, получили примирение с Богом Отцем. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Вы теперь уже не те, какими были прежде, когда были язычниками и чужие иудеям, когда лишены были всякаго участия в преимуществах избраннаго народа; вы теперь и не пришельцы*, которые, хотя чтили Бога Израилева, но не пользовались правами сынов избраннаго народа: вы теперь сограждане святых, пользуетесь одинаковыми правами со всеми верующими в Иисуса Христа; вы теперь – свои Богу, т.-е. сыны Божии, обращаетесь к Богу с сыновнею надеждою, как дети к Отцу, и, водимые Духом Святым, говорите: Авва Отче; вы теперь члены одного семейства, или члены одной святой Церкви, которой глава Христос, единородный Сын Божий.

«Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Апостол представляет верующих во Христа под образом храма, котораго основание составляют апостолы и пророки, и котораго главный, краеугольный камень, держащий основание и все здание, есть Иисус Христос. Об этом краеугольном камне, как главном основании, в другом месте говорит Павел: основания иного никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор. 3, 11). Апостолы первые в Христовой Церкви приняли Духа Святаго, и укрепленные силою Его, Евангельскую проповедь разнесли по вселенной и насадили Церковь Христову во всех странах мира; потому в Откровении св. Иоанна Богослова они названы основаниями града Иерусалима небеснаго (Апок. 21, 14). А пророки, просвещаемые Духом Божиим, устрояли ветхозаветную Церковь, которая утверждалась на том же краеугольном камне – Иисусе Христе; ибо все ветхозаветные праведники – патриархи, цари, пророки, иереи и другие, веровали в обетованнаго Искупителя, и по сей вере надеялись получить спасение в пришествии Его на землю, и получили ожиданное, когда Иисус Христос, самого Себя принесши на кресте в умилостивительную жертву за грехи всего мира, сошел в ад, проповедал в темнице духам (1Петр. 3, 19), и извел узников ада, чаявших избавления. Церковь новозаветная и Церковь ветхозаветная в основании своемъ – одна: Иисус Христосъ – краеугольный камень или главное основание ветхозаветной Церкви; один и тот же Дух Святый просвещал апостолов и пророков, хотя апостолы преимуществуютъ – потому, что были самовидцами величия Иисуса Христа (2Петр. 1, 16), ближайшими слугами и строителями таин Христовых (1Кор. 4, 1), и получили обильнейшие дары Святаго Духа, соответствующие апостольскому их служению. И ветхозаветные пророки, хотя тем же Духом Святым просвещаемые (2Петр. 1, 21), предсказывали об обетованном Спасителе; но они видели тайны спасения только издали, созидая ветхозаветную Церковь, они только приготовляли ее к принятию «грядущих благ» (Евр. 10, 1), которыя имели получить верующие по пришествии в мир Искупителя рода человеческаго.

21. О немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: 22. О немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом .

Сказав, что Иисус Христос есть краеугольный камень, или главное основание, на котором Ефесяне утверждаются, чрез веру и любовь к Нему, Апостол раскрывает Его могущество и благодатныя действия, и показывает, что Иисус Христосъ – такой краеугольный камень, «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храмъ – в Господе, или в храм посвященный Господу. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». На котором все здание, т.-е. вся Церковь, или общество верующих в Иисуса Христа, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, – умножается числом верующих и преуспевает в духовных совершенствах, возрастает в храм Господень, достигая предопределенной полноты числа избранных, по предуведению предназначенных к наследию вечнаго царства Христова.

Иисус Христос есть краеугольный камень или главное основание, «на котором и вы, Ефесяне, продолжает Апостол, каждый порознь, устрояетесь в жилище Божие Духом» – силою и действием Святаго Духа. Как для всей Церкви, так и для каждаго члена ея, или для каждаго верующаго Иисус Христос есть основание духовной жизни, деятельности и усовершенствования, по образу Его (Кол. 3, 10). Не только вся Церковь, или все общество верующих во Христа есть храм Господень, но и каждый верующий есть также храм Божий. В первом послании к Коринфянам Апостол пишет: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм Божий свят есть, иже есте вы (1Кор. 3, 16–17). И каждый христианин постепенно более должен устрояться в жилище Божие или в храм Божий. Со дня возрождения в таинстве крещения Дух Святый обитает в возрожденном, всегда призывает и влечет его к высшему духовному усовершенствованию себя, по образу совершенств, верою созерцаемых во Христе Спасителе и в ближайших Его последователях. От нас зависит «не угашать Духа» (1Сол. 5, 17), но «исполняться Духом», по наставлению Апостола, назидая самих себя псалмами, и пением духовным, поя и воспевая в сердцах Господу, благодаря всегда за все, именем Господа нашего Иисуса Христа, Бога и Отца (Ефес. 5, 18–19).

Братия! Поучимся из предложеннаго чтения апостольскаго к нашему назиданию. «Христос есть мир наш»: Он своими страданиями и крестною смертию примирил нас с Богом Отцем, и заповедал ученикам Своим, или всем верующим в Него: мир имейте между собою (Марк. 9, 50). Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Иоан. 15, 17). Помыслим, как свята эта обязанность для насъ – хранить мир с ближними, – любить ближних! Для примирения нас с Богом Отцем, единородный Сын Божий, Иисус Христос сошел на землю, восприняв наше немощное естество человеческое, жил на земле в бедности и в скорбях, пострадал и умер, чтобы даровать нам вечную жизнь: помня это, с какою ревностию, с каким благоговением должны мы хранить заповедь Господа – жить в мире с ближними, любить друг друга, питая любовь к Христу Спасителю!

Чрез Иисуса Христа имеем мы доступ к Отцу, в одном Духе (ст. 18). Сам Он, Господь и Бог наш, говорит: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6). И Дух Его всегда с нами, по обетованию Господа: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Дух истины, Егоже мир не может прияти (Иоан. 14, 16–17). Апостол пишет: Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8, 9). Иисус Христосъ – наш ходатай пред Отцем, приводит нас к Отцу; а Дух Святый содействует нам, или помогает, утешает, укрепляет нас на сем пути. Без Него не можем мы быть учениками Христовыми. Помышляя о нашем приближении к Богу Отцу, чрез Иисуса Христа, действием Св. Духа, всегда присущаго нам, как внимательны должны мы быть к самим себе, к нашим мыслям, желаниям и делам, чтобы всегда свято и праведно ходить пред Богом, крепко держаться за ходатая нашего Господа Иисуса, всеми силами стремиться, чрез Его посредство, к Богу Отцу, смиренно повинуясь водительству Св. Духа.

Чрез Иисуса Христа имея доступ к Богу Отцу, содействием Св. Духа, мы, как учит Апостол, «уже не чуждые и пришельцы, но сограждане святых и свои Богу», будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем самаго Иисуса Христа. Как члены Церкви Христовой, мы – сограждане святых апостолов и пророков, и всех праведных духов, и всех святых, еще на земле доблестно подвизающихся, на пути к отечеству небесному. Иисус Христос есть глава или краеугольный камень Церкви земной и небесной. Дух Святый раздает свои дары как в Церкви земной, так и в Церкви небесной. Его светом просвещаются чины Ангельские и лики всех святых. В Его свете и наши взоры возносятся к Отцу светов (Иак. 1, 17).

Братия! Помыслим, как высоко наше звание во Христе Иисусе: мы сожители или сограждане святых, свои Богу; Иисус Христосъ – наша глава, Дух Святый – помощник, утешитель и освятитель наш! Как высоко должны мы ценить свое звание – то, что мы – христиане! Что пред ним все земныя преимущества? Что пред ним всякая человеческая слава и честь? – Будем же помнить о своем звании во Христе Иисусе, чтобы не привязываться душею к благам земной жизни, а всегда стремиться мыслями и желаниями к благам небесной жизни, и себя самих, при содействии Святаго Духа, устроять в жилище Божие, во славу Его всесвятаго имени, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

* * *

*

Пришельцы или прозелиты, т.-е. перешедшие к вере иудейской из язычества.


Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола : [в 2 ч.] / [соч.] Евсевия, Архиеп. Могилевскаго. - Санкт-Петербург : В тип. А. Мюнстера и К°, 1867. Ч. 2. – 442 с. / Беседа 45. В неделю двадцать четвертую. 53-64 с.

Вам может быть интересно:

1. Беседа 61. В неделю тридцать вторую архиепископ Евсевий (Орлинский)

2. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Беседа 3 сохранившаяся на армянском языке священномученик Дионисий Александрийский

4. Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные смоленской пастве епископ Иоанн (Соколов)

5. Две беседы святейшаго патриарха константинопольскаго Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь профессор Евграф Иванович Ловягин

6. Беседа на всех святых святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

7. Беседа о лжесвидетельстве митрополит Григорий (Постников)

8. Беседы на притчу о блудном сыне святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Из беседы в 3-ю неделю по Пятидесятнице святитель Григорий Великий (Двоеслов)

10. [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа святитель Кирилл Александрийский

Комментарии для сайта Cackle