архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседа 46. В неделю двадцать пятую

Ефес. 4, 1–6

«Братие, молю вас юзник аз о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте».

Показав прежде высоту того звания, к которому призваны Ефесяне чрез веру в Иисуса Христа, о чем сказано было в предыдущей беседе, апостол Павел в предложенном ныне чтении убеждает Ефесян проводить жизнь достойную сего звания в Иисусе Христе.

«Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Писал это послание св. Павел, находясь в узах в Риме; потому и говорит, «я узник». Так как он заключен был в узы за проповедь Евангельскую; то и говорит: «я узник в Господе», или узник ради Господа.

«Умоляю вас, поступать достойно звания, в которое вы призваны», т.-е. поступать как должно тем, которые чрез веру в Иисуса Христа примирились с Богом, сделались согражданами святых и своими Богу (Ефес. 2, 18–19), сынами Божиими.

Говоря «я узник в Господе, умоляю вас», – Апостол в самом себе указывает пример верности своему званию. Какбы так пишет святый Павел: Вот я за имя Господа Иисуса обременен узами; вот я и в этих узах не перестаю служить апостольскому моему званию, и в узах возвещаю Евангельское учение. Умоляю вас, – исполняйте и вы также постоянно и усердно обязанности своего звания, чтобы вам не по имени только быть учениками Христа Спасителя, но все делать по учению Христову; ибо вы сограждане святых, свои Богу, наследники вечнаго блаженства. Поступайте же достойно сего звания.

2. Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу лобовию .

Убеждая поступать достойно своего звания, Апостол внушает смиренномудрие, кротость, долготерпение и снисхождение друг к другу из любви, говоря: «Умоляю вас поступать достойно звания со всяким смиренномудрием, кротостию и долготерпением, снисходя друг к другу любовию».

Смиренномудрие – смиренное сознание себя или смиренное мнение о самом себе. Оно бывает в душе, когда человек искренно сознает свои немощи, свою зависимость во всем, чем ни пользуется он, от Бога, подателя всех даров благих. Чем более кто сознает свою бедность, свое ничтожество и безусловную зависимость от Бога, тем совершеннее бывает в нем это свойство смиренномудрия. Апостол говорит: со всяким смиренномудрием. Это значит: смирение должно проникать нас всецело и выражаться во всех наших действиях. Представляя свое ничтожество пред Богом, мы должны смиренно чувствовать, смиренно мыслить, смиренно действовать. Смиренномудрие есть основание всех добродетелей. В ком нет смиренномудрия, в том скоро появляются греховное самолюбие, самомнение, самонадеяние и гордость. Христианское смиренномудрие выражается нетолько по отношению к начальникам или старшим, но и по отношению к равным, к подчиненным и младшим, – как в делах удобоисполнимых, так и в трудных подвигах, – не только там, где мы сами добровольно смиряемся, но и там, где против нашего желания смиряют нас.

Кротость есть плод смиренномудрия. Кто питает в своей душе смиренномудрие или всегда думает о себе смиренно, тот обыкновенно бывает и кроток. Смирение противополагается самомнению, самонадеянию, гордости, а кротость – гневливости и раздражительности. Кротость есть такое свойство, с которым человек спокойно встречает и переносит погрешности и оскорбления ближних.

Долготерпение, есть такое свойство, по которому человек без смущения и спокойно терпит всякия оскорбления и обиды от других; также терпеливо и безропотно переносит всякие несчастные случаи, потери, оскорбления, унижение, преследование, болезни и под. Долготерпение показывает в человеке величие души, по которому он, утверждаясь в вере, любви и преданности Богу, становится выше оскорблений, обид и сильных неприятных впечатлений. Это – дар благодати Божией. Долготерпеливый или великодушный человек чужд вражды, злопамятства, мстительности; он уступчив, снисходителен, миролюбив. И тем великодушнее бывает он, чем менее думает о себе, чем глубже сознает свои долги пред Богом, чем сильнее любит Бога и чем крепче надеется на Бога.

Терпяще друг другу любовию. Снисхождение к другим из любви – это другое основание христианской кротости и долготерпения по отношению к ближним. «Любовь, говорит тот же Апостол в другом послании, долготерпит, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, все переносит» (1Кор. 13, 4–6).

Любовию. Христианскую любовь Апостол полагает в основание всех добродетелей, как союз совершенства (Кол. 3, 14). Потому он молил Бога, чтобы Ефесяне укоренились и утвердились в любви (Ефес. 3, 14. 18).

3. Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира .

«Стараясь сохранять единство духа в союзе мира». При всем различии верующих по внешнему общественному званию, по состоянию, возрасту, полу и другим обстоятельствам, члены Церкви или верующие в Иисуса Христа должны стараться сохранять единство духа – духовное единство в понятиях о предметах веры, в чувствах благочестия, в стремлении к последней цели – к достижению спасения.

В союзе мира: сохраняя взаимное согласие или мир между собою. Кто любит хранить мир и согласие с другими, тот не любит разделения в понятиях об истинах веры, охотно принимает советы и убеждения братской любви. А где нет союза мира, там легко возникает разделение в мнениях и убеждениях об истинах веры, – там обыкновенно бывает упорство в своих мнениях, отвергающее совет и убеждение.

4. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего .

Св. Павел предлагает побуждения к тому, чтобы хранить единство духа в союзе мира. И какия высокия и сильныя побуждения!

«Одно тело». Все вы, говорит, составляете одно тело, т.-е. одну Церковь, которой глава Христос.

«И один Дух». И во всех членах тела, или во всех верующих в Иисуса Христа действует один Святый Дух, сообщая каждому свои дары, по мере нужды и по достоинству каждаго (1Кор. 12, 4).

«Как вы и призваны к одной надежде вашего звания». Все вы, как христиане, призваны во Христе к одной вожделенной надежде, по заслугам Господа Спасителя, достигнуть наследия вечной блаженной жизни. Все верующие в Иисуса Христа, и сохраняющие заповеди Его, ктобы какого звания, достоинства, пола и возраста ни был, все призываются к этому наследию вечной блаженной жизни: начальники и подчиненные, богатые и бедные, образованные и простые, все равно должны питать в себе эту надежду и равно могут утешаться ожиданием вечной жизни. В обителях небесных все различия земной жизни потеряют значение. Там все будут счастливы, все богаты, все славны во свете славы Божией, все блаженны пред лицем Триипостаснаго Бога. Как много для нас в этом побуждений к взаимной любви и согласию! – Далее говорит Апостол:

5. Един Господь, едина вера, едино крещение: 6. Един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас .

«Один Господь». Иисус Христос всех искупил ценою Своей крови, за всех пострадал и умер; потому все мы Ему принадлежим и Ему должны служить всеми своими силами.

«Одна вера», которую исповедуем, которая всем верующим открывает одне и теже спасительныя истины и благодатныя таинства.

«Одно крещение», в котором сообщается благодать возрождения – которое всех соделывает членами тела Христова, братьями во Христе, детьми Божиими.

«Один Бог и Отец всех». У всехъ – один Бог, у всехъ – один Отец на небесах. Никто не может подумать: мой Бог выше, мой Отец небесный попечительнее. Нет, один Бог и Отец всех, «который над всеми», выше всего, начало и конец всего, верховный владыка всех; «и чрез всех», – Его Божеское промышление и отеческое попечение простирается на всех; «и во всех нас», – Его спасительная благодать действует во всех нас. Как видимое солнце на всех светит и на всех проливает свою теплоту: так и дары Отца небеснаго изливаются на всех.

Сколько побуждении имеют христиане к хранению духовнаго единства, согласия и мира между собою в созерцании сих великих истин, предлагаемых Апостолом!

При столь многих и столь сильных побуждениях к единомыслию и миру, может однакож встретиться такой искусительный помысл: пусть много побуждений к единомыслию и взаимному согласию; но есть повод и к разделению. Благодатные дары, которыми владеют верующие, различны: отселе естественно может происходить разделение, несогласие, превозношение одних пред другими. – Против таких и подобных помыслов Апостол говорит:

7. Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова .

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Так св. Павел показывает, что эта различная мера даров благодатных не от нас только зависит, но преимущественно от Самаго Иисуса Христа. Потому никто не должен думать, что преимущественная мера благодатных даров, которыми он пользуется, зависит от него самого. Следовательно различие даров не должно служить поводом к тому, чтобы один превозносился пред другим, владея большею мерою сих даров, или один завидовал другому, владея меньшею мерою их. Все должны помнить, что каждому дана благодать такая, какую кому благоволил даровать Сам Господь Спаситель, глава Церкви. Господь разделяет Свои дары не равною мерою, одному давая более, другому менее, по своей благой и премудрой воле, для блага Церкви, а не для пользы только получающих (ст. 12), чтобы самое это различие служило к совершеннейшему единству и благоустройству целаго (ст. 13), т.-е. Его Церкви.

Братия! Внимая апостольскому учению, будем и мы поступать достойно звания, в которое все мы призваны благодатию Господа Спасителя нашего. Нет на земле выше служения, как служение Господу Иисусу, – исполнение заповедей Его. Нет на земле высшей чести и высшей похвалы, как внутреннее свидетельство, приемлемое совестию от Святаго Духа, свидетельствующаго, как говорит Апостол, духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 16–17).

«Бог смиренным дает благодать» (1Петр. 5, 5). Будем же, по наставлению апостольскому, смиренны пред Богом и пред людьми, помня, что все мы дело рук Божиих, ничего не имеем собственнаго и за все, что имеем и чем пользуемся, должны благодарить Бога, подателя всех благ.

Питая в себе дух смиренномудрия, будем кротки в обращении с ближними; будем кротки не только по отношению к старшим или равным, но и по отношению к младшим и низшим, по наставлению Господа Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29).

Будем терпеливы и великодушны: встречая неприятности, огорчения и обиды от других, будем снисходить друг другу любовию, заповеданною Господом, подражая примеру Его, Спасителя нашего. «Христос пострадал за нас, говорит апостол Петр, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (Ис. 53, 9): будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному» (1Петр. 2, 21–23).

Будем стараться всегда хранить единомыслие и согласие одни с другими. Для этого должны мы всегда помнить, что все мы члены одного тела – Церкви; один и тот же Дух Святый осеняет и соединяет всех нас таинственным союзом во Христе Иисусе, главе Церкви, просвещает нас, совершенствует и всегда призывает к высшему совершенству на пути спасения. Всем верующим во Христа Спасителя обещаны блага небесныя, и все мы благодатию Духа Христова призываемся к наследию вечнаго блаженства. Да будет же всегда в нашей памяти, что у всех нас один Спаситель Господь Иисус Христос, искупивший нас Своею кровию и отворивший нам вход в обители вечнаго блаженства; у всехъ – одна православная вера, научающая нас истинам спасения, питающая нашу надежду на обещанныя блага небесныя, утверждающия и возвышающия нашу любовь к Господу нашему Иисусу Христу единородному Сыну Божию, и Его Отцу и Святому Духу; один Бог и Отец всех, который владычествует над всеми, промышляет о всех, и Духом Своим действует во всех. Все это побуждает и обязывает нас, с смиренною кротостию и долготерпением заботиться о сохранении единомыслия и мира друг с другом.

Никто не думай, будто ему нельзя быть в единомыслии и согласии с другими; будто он не может уступить другому, не может перенести неприятности, огорчения, обиды от другаго, помышляя в себе: как уступлю ему? Как перенесу это от него? я не ниже его; я не то, что он. Что подумают о мне, если буду так держать себя? к чему же мои преимущества, если буду уступать тому и другому? – Нет, братия, Иисус Христос не таким самолюбивым и горделивым разсуждениям научает нас. Он говорит: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий» (Лук. 22, 26). Кто был на земле выше и совершеннее всех человеков? Богочеловек Иисус Христос. Но Он был посреди человеков как «служащий» (Лук. 22, 27); был «кроток и смирен сердцем; будучи злословим, не злословил взаимно, страдая не угрожал». Да и что мы имеем собственнаго? Каким даром, каким преимуществом можем похвалиться одни перед другими, как своею собственностию? Спрошу словами Апостола; «что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил; что же хвалишься, как будто не получил» (1Кор. 4, 7)?

«Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова». Кто получает больше даров, кто меньше, но все должны помнить, что мы ничего не имеем собственнаго, а пользуемся дарами Божиими, и «ему же дано будет много, много взыщется от него» (Лук. 12, 48), по слову Господа Спасителя. Поэтому каждый должен заботиться о том, чтобы ему употреблять дары Божии согласно с волею Дародателя. А кто получил больше других, тот более других должен иметь заботы и старания о том, чтобы употребить все дары по воле Божией и не подвергнуться строгому осуждению за неправильное употребление даров; должен не помышлять о своих преимуществах пред другими, а смиряться пред Богом, и благоговейно молить Его и просить, да благодатию Своею, наставит и поможет ему «творить волю Божию» (1Иоан. 2, 17), в надежде вечной жизни. Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Беседа 61. В неделю тридцать вторую архиепископ Евсевий (Орлинский)

2. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Две беседы святейшаго патриарха константинопольскаго Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь профессор Евграф Иванович Ловягин

4. Беседа 5 сохранившаяся на армянском языке священномученик Дионисий Александрийский

5. Беседа на всех святых святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

6. Из беседы в 3-ю неделю по Пятидесятнице святитель Григорий Великий (Двоеслов)

7. Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория святитель Кирилл Александрийский

8. Беседа, говоренная с амвона Великой церкви, в Великую субботу святитель Фотий, патриарх Константинопольский

9. К рождению Государя Наследника протопресвитер Евгений Аквилонов

10. Великое русское дело в Сибири Евстафий Николаевич Воронец

Комментарии для сайта Cackle