архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседа 53. В неделю пред Богоявлением

2Тим. 4, 5–8

«Чадо Тимофее, трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори».

Что слышали мы ныне в апостольском чтении, это написал апостол Павел из Рима, находясь в узах и ожидая близкой мученической кончины. Предсказывая, что придет время, когда не будут принимать здраваго учения, но по собственным прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, а от истины отвратят слух, внимая басням, Апостол с клятвою завещал возлюбленному своему ученику и сотруднику, Тимофею, проповедывать Евангельское учение со всем усердием и постоянною ревностию, говоря: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением (ст. 2). И затем святый Павел говорит Тимофею то, что предложено было ныне в апостольском чтении. Слышанное объясним по порядку.

Трезвися о всем, злопостражди. «Будь бдителен во всем, переноси скорби». Бодрость, или бдительность, постоянное внимание к своему званию и точному исполнению своих обязанностей, необходимы каждому последователю Христову, и особенно необходимы сотрудникам апостольскаго служения, – пастырям Христовой Церкви, чтобы всегда проповедывать слово Евангельской истины, не опуская случаев к назиданию других. Только тот и может с любовию и ревностию всегда возвещать слово Божие ко спасению ближних, чей дух неусыпно бодрствует, горя любовию к Богу, жаждущею спасения ближних. Иисус Христос заповедал избранным своим ученикам: блюдите, бдите и молитеся (Марк. 13, 33).

Злопостражди. «Переноси скорби». Иисус Христос, приготовляя учеников своих к апостольскому служению, говорил им: в мире скорбни будете (Иоан. 16, 33). В терпении вашем стяжите души ваши (Лук. 21, 19). И святый Павел, напоминая эту заповедь Тимофею, говорит: Ради Господа переноси благодушно все неприятности, огорчения и обиды, встречаемыя в служении спасению ближних.

Дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори. «Совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Какбы так говорит Павел: усердно делай то, что должно тебе делать; как сотруднику Апостолов, как призванному благовествовать о Христе Спасителе и призывать людей ко спасению чрез веру в Него, «исполняй служение твое». Будь всегда постоянен, тверд и неизменен в ревностном исполнении твоих обязанностей, чтобы совершить подвиг апостольскаго служения до конца.

Почему так пишет Апостол, – непосредственно за этим показывает он причину, – именно ту, что он скоро отойдет из этой жизни. Какбы так сказал он Тимофею: теперь ты, мой сын, должен удвоить попечение о вверенной тебе Церкви Христовой; ибо я свое поприще оканчиваю. Поэтому многия заботы и труды, лежавшие прежде на мне, теперь переходят на тебя.

6. Аз бо уже жрен бываю и время моего отшествия наста .

«Ибо меня уже приносят в жертву, и время моего отшествия настало». Св. Павел предсказывает свою мученическую кончину, которую называет жертвоприношением. Как ветхозаветныя жертвы приносились в благоугождение Богу; так и мученики Христовы, предаваемые на страдания и смерть, охотно проливали свою кровь за имя Христа Спасителя, чтобы тем утоднее было Богу земное их служение. – «Меня уже приносят в жертву». Предвидит доблестный подвижник Христов приближение своей смерти, и на свое заключение в узах смотрит как на начало своего последняго подвига на земле во славу Божию, то есть своей мученической кончины. «И время моего отшествия уже настало», – приблизилось. На свою мученическую кончину праведник взирает как на радостное переселение из этой страны, исполненной скорбей и бедствий, в вожделенное отечество небесное. Там, в обителях Отца небеснаго, надеется он получить успокоение от всех трудов, скорбей и болезней настоящей жизни. Там уповает он украситься венцем небесной славы, по благости праведнаго мздовоздаятеля Господа. Так, взирая на свою кончину, святый Павел радостно простирает свои взоры к отечеству небесному, и говорит в назидание и утешение возлюбленному своему ученику и сподвижнику:

7. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох .

Труды земной жизни сравнивает Апостол с подвигами борцов. «Подвигом добрым я подвизался, говорит Павел, течение совершил». Все труды и скорби, которые понес он от начала своего апостольскаго служения и до предстоящаго конца жизни, называет добрым подвигом, и все время своего многотруднаго апостольскаго служения именует поприщем или течением, которое доблестно совершил. Подвиг свой на этом поприще называет он добрым, по сравнению с обыкновенными подвигами, совершаемыми не для славы Божией и не для спасения своего и других.

Течение совершил. Взирая на свои труды и подвиги терпения, которыми преисполнена вся жизнь его со времени призвания к апостольскому служению до последняго, заключения в узы, и предусматривая близкую свою кончину, Апостол в радостном уповании говорит: течение совершил. Какбы так сказал: я трудился, непрестанно подвизался, стремясь всегда к одной цели, – чтобы мне до конца жизни пребыть верным моему призванию, пребыть верным в служении Господу Спасителю, – и теперь этого я достиг.

Веру соблюдох. «Веру сохранил». Подвизался я пред Богом и во славу имени Его; всегда заботился о том, чтобы возвещать и исполнять волю Божию; никогда не уклонялся от пути повелений Божеских. Бог был началом и концем всех моих желаний и действий.

8. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюблшим явление Его .

«А теперь готовится мне венец правды, которой даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и нетолько мне, но и всем возлюбившим явление Его». Сохранив веру, пребыв до конца жизни верным Господу, Апостол несомненно надеется за свои подвиги получить награду, обещанную Господом, которую называет венцем правды, опять заимствуя образ выражения от древняго обычая награждать борцов-победителей венками. Этот венец правды, или обещанная награда, которой надеялся Павел, есть вечная слава праведных, которою они будут увенчаны по всеобщем воскресении из мертвых, в последний день, т. е. после всеобщаго суда. Потому Апостол и говорит: «который воздаст мне Господь, праведный Судия, в оный день». Нет сомнения, что св. Павел и тотчас по окончании земнаго поприща вошел в радость Господа, как верный раб Его; но здесь говорит он о той полной славе подвижников Христовых, которую получат они, когда, по соединении душ с воскресшими телами, праведницы, по обетованию Господа, просветятся яко солнце в Царствии Отца их (Матф. 13, 43).

Не токмо же мне, но и всем возлюблшим явление Его – уготован венец правды. Кто эти возлюбившие явление Господа, или то явление Его, когда Он придет на землю во славе, чтобы совершить последний всеобщий суд? Это – те христиане, которые, живя на земле, всегда помышляют о небе и приготовляются к будущей жизни, – те истиные последователи Христовы, которые, всегда питая в своих душах живую веру во Христа Спасителя, всеми силами стараются исполнять Его заповеди. Это – те подвижники, которые, ради Господа Спасителя, благодушно переносят все скорби, труды и несчастия настоящей жизни; которые, среди тяжких испытаний, непоколебимо уповают на Господа; в Нем ищут утешения и подкрепления, и ничего на земле дороже и необходимее для себя не считают, как то, чтобы всегда питать крепкую любовь к Господу, и исполнять заповеди Его. Так любящие Господа Спасителя любят и будущее явление Его на земле, т.-е. с радостною надеждою помышляют о втором славном пришествии Господа на землю, для совершения последняго суда, уповая, что и они не будут лишены венца правды в тот страшный и славный день, когда Господь, праведный и всеблагий Судия, воздаст всем по делам их.

Не токмо же мне, но и всем возлюблшим явление Его. Это присовокупил святый Павел в побуждение Тимофею быть верным своему призванию. Какбы так говорит он: Смотри, сын мой, как я надеюсь получить от Господа венец правды в оный день; так надейся и ты получить сию награду, если будешь, подобно мне, добрым подвигом подвизаться в служении Господу, и пребудешь верен Ему до конца жизни. Господь благ, и приготовил великую награду на небе всем любящим Его и соблюдающим заповеди Его, в ожидании втораго, славнаго пришествия Его на землю, для совершения последняго суда.

Братия! апостольское учение и нас побуждает к добрым подвигам на пути спасения. Что святый Павел написал в назидание и утешение Тимофею, то говорит он и всем нам, какбы так: Внимайте учению Христову; будьте верны и ревноствы в исполнении ваших обязанностей, ради Господа. Заботясь о своем спасении и о спасении ваших ближних, переносите терпеливо и благодушно все трудности и все скорби. Каждый будь верен своему званию, в какомь бы кто ни находился: до конца жизни подвизайся добрым подвигом, верно и усердно исполняя свои обязанности; неизменно храни правую веру в Господа Бога и люби Его всем сердцем, чтобы Он был началом и концем всех твоих дел и желаний; и твердо уповай, что Господь Иисус Христос, праведный судия, как всем возлюбившим Его истинною любовию, так и тебе воздаст венец правды в последний день. Аминь.


Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола : [в 2 ч.] / [соч.] Евсевия, Архиеп. Могилевскаго. - Санкт-Петербург : В тип. А. Мюнстера и К°, 1867. Ч. 2. – 442 с. / Беседа 53. В неделю пред Богоявлением. 151-157 с.

Комментарии для сайта Cackle