архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседа 61. В неделю тридцать вторую

1Тим. 4, 9–15

«Чадо Тимофее, верно слово и всякаго приятия достойно. На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным».

Так пишет апостол Павел в подтверждение истины, непосредственно перед этим раскрытой. Он сказал: благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго, и грядущаго (ст. 8). Или «благочестие на все полезно; имея обетование жизни настоящей и будущей». То есть благочестию принадлежит истинное счастие жизни настоящей и будущей. Как это? может быть, подумает кто. Многие думают, будто для того, чтобы человеку сделаться благочестивым, он должен отказаться от счастия настоящей жизни. Кто думает, что благочестие лишает счастия настоящей жизни; тот превратно понимает счастие, не понимая своих истинных потребностей и своего назначения в этой жизни. Благочестию принадлежит истинное счастие и здесь на земле; потому что благочестивый, будучи предан делам благочестия и со дня на день постепенно более возрастая в духовной жизни, наслаждается истинным миром совести; радостно устремляет свои взоры к Отцу небесному, к невидимому Богу; среди всех трудных и скорбных обстоятельств жизни всегда полагает свои надежды в Боге и в Нем успокоивается, по Его обетованию, ожидая вечной жизни и благ небесных. Какое счастие на земле может быт выше этого? Что, в сравнении с этим состояниемь благочестиваго человека – все виды внешнаго счастия, которое появляется и изчезает подобно тени или приятным призракам? Притом, благочестивым, по благословению Божию, подается необходимое и для внешней жизни, как учит Господь Спаситель: ищите прежде царствия Божия и правды его: и сия вся приложатся вам, т.-е. пища, одежда и прочее необходимое (Матф. 6, 25–33).

Утверждая, это учение, Апостол говорит далее: «слово сие верно и всякаго приятия достойно; ибо мы для того и трудимся, и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных».

«Верно и всякаго приятия достойно» то слово, или то учение, что благочестию принадлежит обетование или истинное счастие жизни настоящей и будущей. Эту истину должны мы всегда хранить в памяти с несомненною уверенностию: она – источник христианских добродетелей; а забвение о ней, напротив, служит источником пороков. Кто не помышляя о Боге, и ныне и завтра ищет только внешних благ, жаждет только чувственных удовольствий: тот обыкновенно делается рабом греха и разных пороков. А кто всегда благоговеет пред Богом и в Нем ищет своего высшаго блага: тот не станет безпечно предаваться разсеянности и порокам. Он стремится своим сердцем туда, где его сокровище, т.-е. к Богу. Апостол Павел доказывает это св. Тимофею примером самого себя и других Апостолов, или всех истинных последователей Христовых.

На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива. Какбы так говорит Апостол: хочешь ли видеть на деле истину того, что благочестию принадлежит обетование или счастие жизни настоящей и будущей? Посмотри на нас или на всех верно служащих Богу: что побуждает их к трудам и подвигам? для чего они терпят поношения и всякия скорби? что помогает нам мужественно преодолевать все трудности и все скорби апостольскаго служения? – Мы трудимся и благодушно терпим поношения, скорби и болезни потому, что уповаем на Бога живаго: благочестие делает нас мужественными и великодушными; оно доставляет нам радость, мир и счастие среди трудов и оскорблений; благочестие утешает и подкрепляет нас сладкою надеждою будущей блаженной жизни.

Яко уповахом на Бога жива. Это упование на Бога живаго есть основание истиннаго счастия в настоящей жизни и также основание непоколебимой надежды на получение блаженной жизни в будущем нескончаемом веке. Мы тверды и постоянны в трудах, спокойны среди всех оскорблений и обид, счастливы среди всех видимых несчастий; потому что надеемся не на людей, и не на скоропреходящия блага земныя, а на виновника и подателя всех благ, Бога, который не изменяется и вечен; живет и все оживляет ныне, и будет жить и подавать жизнь в безпредельную вечность. Надежда на Него верна, утешительна, животворна.

Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным. Бог всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1Тим. 2, 4). Бог, устами пророка, горит: не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему от пути своего и жити души его (Иез. 18, 32). И Иисус Христос совершил на земле спасение для всего рода человеческаго. В Нем Отец небесный, как говорит праведный Симеон, уготовал спасение пред лицем всех людей, свет во откровение языком, – к просвещению язычников (Лук. 2, 31–32). Сам Иисус Христос говорит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет но имать живот вечный (Иоан. 3, 16). Но, что по безпредельной благости Божией, предназначено для всех и предложено всем, – к чему все призываются; то действительно получают только верные, т.-е. верующие в Иисуса Христа, и постоянно, до конца жизни, пребывающие в правой вере, как сказал Господь в Откровении: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Апок. 2, 10). Верные последователи Христовы, уповая на Бога живаго, в Нем находят источник мира, радости, великодушия среди тяжких испытаний, твердости в подвигах благочестия и добродетели, и непоколебимой надежды на получение вечнаго блаженства. А кто не имеет живой веры или не пребывает постоянно в сей вере, тот не может быть участником в сих благах; без такой веры, по слову Апостола, невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Поэтому Апостол и говорит: Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным.

Братия! повторим слова Апостола: благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго, и будем твердо хранить в памяти это апостольское учение, как сверное и всякаго приятия достойное». Кто ищет счастия вне благочестия, тот хочет построить дом на песке, который скоро поколеблется от напора волн житейскаго непостоянства и скоро будет разрушен потоком времени.

11. Завещавай сия и учи .

Об этой великой важности благочестия, говорит Апостол Тимофею, «проповедуй и учи», чтобы всем слушающим известно было, что только благочестие приводит нас к истинному счастию в этой жизни и к вечному блаженству в жизни будущей. Поэтому и ныне пастыри и учители должны неленостно проповедывать и учить о благочестии, как необходимом для каждаго человека, а пасомые должны внимательно слушать и поучаться для своего спасения.

Далее говорит Апостол в наставление самому Тимофею, как старший младшему, или как вселенский Апостол, преизобилующий дарами благодати – своему сотруднику, владеющему меньшею мерою благодатных даров.

12. Никто же о юности твоей да нерадит: но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою .

Святый Тимофей в это время, как писал к нему апостол Павел, был свыше тридцати лет; но он казался юным потому, что был поставлен епископом, и следовательно должен был иметь смотрение за старшими себя, как епископ, – за пресвитерами. Святый Тимофей поставлен был в епископа не по обыкновенному порядку, который требовал бы в нем, как епископе, старческаго возраста, но по пророчеству или по особому указанию Святаго Духа, о чем далее говорит сам Павел. Потому апостол Павел и внушает Тимофею, чтобы недостаток возраста восполнял он силою духа и достоинством своего поведения.

Никтоже о юности твоей да нерадит. «Никто да не пренебрегает юностию твоею». Т.-е. веди себя так, чтобы твоя юность никому не послужила поводом к пренебрежению тебя или твоего служения.

Но образ буди верным. «Но будь образцем для верных». Будь примером, правилом, – будь тем, чем должен быть каждый христианин, и особенно поставленный пастырем и учителем других.

«В слове». Будь образцомъ – в слове или в собеседовании об истинах спасительной веры и в собеседованиях о необходимых делах житейских; или, будь образцом в правильном употреблении дара слова, которое всегда должно служить выражением истины, выражением нашего внутренняго благочестия и добродетели, во славу Божию.

«В житии», в обыкновенной жизни, или в обращении с другими. Твое обращение, но своей доброте и честности, должно быть образцом или поучительным примером для других.

«В любви», в искренности, благожелательстве, во всех обнаружениях любви, или в том, в чем обыкновенно обнаруживается истинная христианская любовь в отношении к ближним.

«В духе», или в явлении Духа Христова. Все твои действия должны одушевляться непритворным благочестием, котораго источник есть Дух Святый; ибо Им всяка душа живится и чистотою возвышается. Все твои действия должны быть духовны, должны показывать, что тобою управляет Дух Святый.

«В вере», т.-е. в чистоте, твердости и постоянстве веры. Вера должна быть печатию всех дел твоих; или все должен ты делать по вере; верою ходим, а не видением.

«В чистоте». Должен быть чист от всего порочнаго, предосудительнаго; неукоризнен во всех твоих поступках. На тебя все смотрят; ты должен быть какбы зеркалом или живым правилом для всех, чтобы, смотря на тебя, все могли видеть свои недостатки и, подражая твоим совершенствам, могли усовершать себя, каждый в приличных ему добродетелях. Старость бо честна не многолетна. Седина же есть мудрость человеком (Прем. 4, 8).

13. Дондеже прииду, внемли чтению, утешению, учению .

«Доколе не прииду, занимайся чтением, наставлением, учением». В иудейских синагогах было в обычае чтение книг ветхаго завета, по отделениям. Этот обычай удержан и в новозаветной Церкви, что видим в Евангельской (Лук. 4, 16–20) и апостольской истории (Деян. 13, 15–27; 2Кор. 3, 15). Когда явились в христианской Церкви писания св. Евангелистов и Апостолов: тогда стали читать в церковных собраниях и новозаветныя священныя Писания. Но Апостол говорит здесь о чтении ветхозаветных книг. Св. Тимофей должен был читать их для себя и для других, чтобы учиться и учить других; должен был, по наставлению Апостола, читать, наставлять и учить; т.-е. утешать, вразумлять и руководить, действуя на сердца преданных руководству учителя; и также предлагать поучения тем, которых надобно было постепенно расположить к последованию истине чрез убеждение их разума.

Дондеже прииду, или «доколе не прииду»: этим Апостол дает знать св. Тимофею, что он надеется беседовать с ним лично, когда придет, – и что тогда преподаст ему и другия наставления, нужныя для его руководства.

14. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества .

К точному исполнению предлагаемых наставлений Апостол побуждает Тимофея напоминанием о благодатном даре, который сообщен ему чрез таинство рукоположения во епископа, или чрез таинство священства. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства».

Не неради о своем даровании. Дарование (χάρισμα) – это благодать епископства, или тот благодатный дар, который подается чрез таинство епископскаго рукоположения (хиротонии). Эта благодать сообщает рукополагаемому епископу силу, озарение и право епископской власти; или право действовать в звании епископа, силу и просвещение, необходимыя к исполнению обязанностей епископскаго звания. Сказано: о даровании живущем в тебе: это показывает, что благодать епископства, со времени рукоположения в епископа неотлучно пребывает в рукоположенном, всегда готовая обнаруживаться во внешних действиях соответственно его усердию, ревности и деятельности.

Еже дано тебе бысть пророчеством, – «которое дано тебе по пророчеству». Это показывает, что святый Тимофей поставлен в епископа не случайно, или не по разсуждению о внешних его правах на эту высшую степень священства, к которой он по видимому не был близок, будучи еще юным столько, что Апостол находил нужным предостерегать его, чтобы юность его не послужила претыканием для других. Тимофею преподана благодать епископства по пророчеству, или по откровению Святаго Духа. Как совершилось это откровение, Апостол не объяснил; но оно могло проявится различным образом: оно могло быть дано или самому Павлу, или многим пресвитерам, или кто нибудь один из пресвитеров, получил это откровение.

С возложением рук священничества. Св. Тимофей получил благодать епископства, по пророчеству, с возложением рук священства. Во втором послании к Тимофею Павел пишет: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живуший в тебе возложением руку моею (2Тим. 1, 6). Из этого видно, что рукоположение св. Тимофея во епископа совершено по преимуществу апостолом Павлом, при участии в своей мере других епископов возложением рук на главу поставляемаго епископа. Духовное торжество рукоположения в епископа издревле было чтимо каждогодным празднованием: этот праздник напоминал виновнику его те священныя обязанности, которыя св. Павел внушал Тимофею.

15. В сих поучайся, в сих пребывай (в сих разумевай), да преспеяние твое явлено будет во всех .

Апостол повторяет внушения, чтобы Тимофей неусыпно занимался чтением и назиданием других. «О сем заботься, в сем пребывай, чтобы успех твой для всех был очевиден». «О сем заботься», то есть помни, внимай себе, совершенствуй себя упражнением в чтении св. Писания, и в этом постоянно упражняйся к назиданию других, чтобы тебе не себя только усовершать, но и других, и чтобы этот подвиг твоего служения ко благу верующих в Иисуса Христа был известен для всех, к оправданию тебя в твоем звании и ко спасению других.

В заключение этого наставления, св. Павел и еще повторяет тоже внушение, говоря: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно». Что говорит апостол Павел св. Тимофею, то относится ко всем нам, призванным на служение проповеди и спасению ближних. И слушайте, строители таин Христовых, внимайте себе и учению, и пребывайте в них. Апостол заповедует это всем нам. И какое сильное побуждение присовокупляет! Сия бо творя и сам спасешися и послушающии тебе (ст. 16). Так поступая, братия сослужители, и себя спасете и слушающих вас. Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Беседа в неделю 32-ю по Пятидесятнице архиепископ Евсевий (Орлинский)

2. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Беседа 2 сохранившаяся на армянском языке священномученик Дионисий Александрийский

4. Две беседы святейшаго патриарха константинопольскаго Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь профессор Евграф Иванович Ловягин

5. Беседа на всех святых святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

6. Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные смоленской пастве епископ Иоанн (Соколов)

7. Беседа с сектантами о субботе и воскресном дне Иван Георгиевич Айвазов

8. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

9. Воскресение Христово - величайшее торжество нравственного миропорядка протопресвитер Евгений Аквилонов

10. Нужны ли России муфтии? Евстафий Николаевич Воронец

Комментарии для сайта Cackle