Азбука веры Православная библиотека протоиерей Фёдор Голубинский Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2:11)


протоиерей Фёдор Голубинский

Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2, 11)

Благословение Божие, почивающее в духе праведных, не только в них самих взращивает богатые плоды жизни, но и вокруг них разливает силы Божественные: порождает в душах, подобных им, соревнование и подражание, в народе удивление, благоговение, страх Божий, и, вслед за тем, мир и благоденствие; в самой природе стесняет силу клятвы, связующей ее, и обновляет лицо земли. Так, земля иудейская в дни благочестивых Царей Давида и Соломона преизобильно благословлена была плодоносием, множеством народа, богатством и славою.

Так и в нашем отечестве, среди Радонежской пустыни явился богоизбранный сосуд благословения Божия, преподобный и богоносный Сергий, и каким обильным потоком пролилось оно через него на ближних и дальних, на смиренных пустынножителей и на славных Самодержцев, на уединенные обители и на многолюдные города! От единого светильника зажглись многие, от единого молитвенника прияли помощь, исцеления, победы на врагов тысячи. Даже целое отечество Его молитвами неоднократно избавлялось от порабощения. Так, в благословении праведных возвышается град!

Но не только во время земной жизни праведных благословение Господне через них изливается, как миро благовонное, на все окружающее их. Оно и из обителей небесных притекает от них в недра воинствующей Церкви, и в сердца, союзом любви и веры с угодниками Божьими связуемые. Во славу Живоначальной Троицы и святых угодников Божиих размыслим о том, как благословение Божие по окончании земной жизни святых изливается через них на верующих.

Люди, не любящие быть в зависимости и хотящие во всем водиться сами собою, полагают, что и без общения со святыми можно каждому пользоваться благодеяниями Божиими, и достигнуть блаженного соединения с Богом: потому что Отец небесный вездесущ и ко всем близок. Сын Божий также для всех есть единый ходатай Бога и человеков, и Дух Святой Сам оживляет всех Своею благодатью. Итак, довольно, говорят, обратиться только к Богу, и мы достигнем спасения, не зная никаких других помощников и посредников.

Но вездесущий Бог есть вместе Бог порядка, единый ходатай – Господь Иисус – есть вместе глава таинственного тела Церкви, единый животворящий Дух Святой есть источник многоразличных сил и дарований, сияющих в различных членах Церкви. Как в мире видимом премудрый Зиждитель устроил во всем непрерывную связь и порядок, определил всякой вещи соответственные силам ее место и степень, и низшее подчинил высшему, земные силы небесным, так, что все держится, как быв цепи, одно за другое, так и в царстве благодати Он предустановил стройный порядок и предназначил всякому, ищущему общения с Ним, приличное ему место, соответствующее мере доброй воли его, и определил нужную для него зависимость от высших сынов царствия. Единый ходатай всех человеков Христос Иисус, но не порознь и в отдельности Он приводит верующих к Отцу Своему, а связывает и соединяет всех, притекающих к Нему, в единый божественный состав таинственного тела Своего, которое есть Церковь. Един и тот же есть Дух, действующий весь во всех; но многоразличны разделения дарований.

Откровенным лицом взирая на славу Господа, все верующие преобразуются в Его образ, но всякий в своем чине, в своей мере, по своей частной способности. Как разные грани правильно обсеченного кристалла отражают семь радужных цветов, которые все соединены в одном луче солнечном, так разные члены Церкви Христовой, всякий в своей мере, являют в себе действия семи даров единого Духа Святого. «Единая Богоначальная Сила, как богомудрствует святой Дионисий Ареопагит, всяческая проницает, но первее озаряет Она и преисполняет светом Своим высочайшие умы, а через них уже приобщаются озарения Божественного существа по них стоящие. Высшие умы передают Божественную светлость, в них возблиставшую, следующим по них»; и, таким образом, эта постепенность простирается даже до земли. Какая дивная и необозримая лестница, по которой Ангелы восходят и нисходят, и святые идут от силы в силу! Таков должен быть дом Божий! Таковы врата небесные! В них открывается неисчислимое множество степеней, и на каждой степени вожди и приставники, предлагающие помощь и наставление земному пришельцу, вступившему на путь святых. Как же осмелится обезображенный беззакониями, безмерно удаленный от Бога грешник думать, что он может один, в отдельности от этой золотой цепи, миновав этот всеобщий путь, достигнуть до соединения с Богом? Как он может думать, что, не проходивши по проложенным прежде него степеням, на которых готовы поддерживать и вести его друзья Божии, он один, сам по себе, взлетит на верх совершенства? Не будет ли это опытом гордой самомечтательности и нарушением божественного порядка?

Господь, устроив сей дивный порядок, связывает союзом любви мир горний и дольний, небо и землю, чистых, блаженных слуг Своих и немощных странников, шествующих в юдоли плача, и этим приучает земных рабов Своих к смирению, повиновению и благодарности; а святым Своим дает способ возрастать и расширяться в любви, сострадании и щедрости. Как добрый и богатый господин дает в руки малых детей своих пищу, одежду и врачества для бедных и больных, и ведет их из великолепных палат своих в дымные хижины, чтобы доставить им случай отереть слезы несчастных и вкусить сладость благотворения: так милосердный и всебогатый Отец человеков уделяет из полноты Своей святым дарования исцелений, советов благих, подкреплений и утешений для нас, страждущих болезнями душевными и телесными, и препровождает их с этими дарами в наши жилища темные и нечистые, чтобы они насладились блаженством сострадания и любви.

Еще на земле святые Божии почитают первой радостью утешать несчастных, посещать болящих, молить за ближних Бога: что ж там, там, где не будет нужды заботиться о себе и о своих опасностях, и где они приблизятся к сердцу Спасителя, этому океану вечной, беспредельной, пламенно горящей любви? Ужели Он лишит их блаженства подражать Ему? Он, сидя одесную Бога, непрестанно ходатайствует о нас: так и Преблагословенная Матерь Его, подражая Ему в благости, изливает пред Ним за всех теплые молитвы, так и все святые, конечно, ходатайствуют пред Ним, находясь в пристанище, за бедствующих и обуреваемых братий своих, находящихся в этом мире. Еще на земле Моисей так пламенно молил Бога о помиловании преступного Израиля, что желал сам изглажден быть из книги живота, и удержал руку Господню, поднятую на поражение виновных; еще на земле Самуил не хотел отступить от Господа, вопия к Нему с молением о избавлении израильтян от руки иноплеменников. Прекратилась ли же в них любовь эта к соотечественникам в жизни небесной? Нет! Они и там явились крепкими молитвенниками за народ израильский, как это видно из слов самого Господа к Пророку Иеремии: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему (Иер. 15:1.). Еще на земле Пророк Иеремия так усердно вопиял к Богу об избавлении Израиля от грядущих зол, что Господь, так сказать, принужден был троекратно удерживать его: не молись о людях сих во благо. Перестал ли же он быть молитвенником за израильтян, оставив землю? Нет! Он и в небесах остался братолюбцем, и оттуда простер десницу к Иуде Маккавею, и дал ему меч золотой на сокрушение супостатов (2Мак. 15:12 – 15).

Не то ли же братолюбие горело в духе и нашего великого заступника, богоносного Сергия, когда, уже более двух столетий не видевши его, увидели, наконец, обитатели монастыря его, в годину бедствия, обходящим с кадильницей по стенам осажденной обители, и предтекущим дружине православных воинов, с мечом в руках?

Итак, будем твердо уверены в неотступной помощи, хранении и покровительстве святых Божиих; будем с усердными молитвами прибегать к ним во всех наших скорбях и нуждах. Но, чтобы при самих молитвах не навлечь нам на себя греховным житием оного грозного суда Господня: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему, – приложим к добрым желаниям и молитвам ежедневное покаяние и подвиги. «Не пренебрегаем, как увещевает святой Иоанн Златоуст, не пренебрегаем Святых молитвы, но и не возверзаем на них всего, да не обленимся и туне живем. Но и молим молиться о нас и руку помощи подать, и сами имемся добродетели, да возможем получить обетованная благая".


Источник: Голубинский Ф. А., прот. Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2:11) // Прибавления к Творениям св. Отцов 1854. Ч 13 Кн. 3. С. 445 - 451 (1-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. О смирении протоиерей Фёдор Голубинский

2. Важнейшие задачи про научном рассмотрении библейских событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте профессор Фёдор Герасимович Елеонский

3. По поводу неурожая профессор Павел Иванович Горский-Платонов

4. Сношения русских с Востоком об иерархической степени Московского Патриархата протоиерей Павел Николаевский

5. Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя-императора Николая Павловича сказанное в Киево-Печерской Лавре 6-го декабря 1854 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

6. Гомилия, сказанная на амвоне Великой церкви святитель Фотий, патриарх Константинопольский

7. Новое сообщение из Афин по старокатолическому вопросу профессор Анатолий Алексеевич Спасский

8. Слово в неделю десятую по Пятидесятнице святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Отзыв об удостоенном Макарьевской премии сочинении "Христианская Нубия" профессор Иван Егорович Троицкий

10. Еще о спорных вопросах из первоначальной истории беспоповцев профессор Николай Иванович Барсов

Комментарии для сайта Cackle