Азбука веры Православная библиотека архиепископ Феодор (Поздеевский) Из академической жизни: Речь при пострижении студента Вл. Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 г.

Из академической жизни: Речь при пострижении студента Вл. Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 г.

Источник

Речь печатается по записи студентов.

Возлюбленный о Господе брат-инок Вассиан!

Я думаю, что в те четыре года, которые отдаляют тебя от мирской жизни и которые разительно отличны от прежнего образа твоей жизни, в годы особенных духовных переживаний и б. м. мучений, когда воля Божия, как бы пробивала твою, человеческую волю, как медную стену, желая поработить тебя себе, я думаю, что в эти годы ты уразумел и осмыслил все происшедшее в твоей мирской жизни.

Думаю, ты познал силу слов Апостола, что в устроении человеческой жизни и особенно, в деле спасения, все зависит ни от хотящего, ни от текущего, но от Бога милующего (Рим.9:6). Ты знаешь, в каком смысле сказаны эти слова.

Постоянное, кажется, явление нашей жизни, я бы назвал его трагедией человеческой жизни, это то, что воля Божия и воля человеческая между собой постоянно борются. Даже в такие моменты, когда человек от себя предпринимает что-либо доброе, в моменты особенного проявления духовной жизни и в этом случае, воля Божия и воля человеческая все же часто расходятся. Я напомню тебе некоторые события Евангельской истории, подтверждающие мою, может быть, странную мысль о постоянном несогласии и борьбе воли божественной, и воли человеческой.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, что Св. ап. Петр, после чудесного лова рыбы на Генисаретском озере, припал к ногам Иисуса и просил Его оставить лодку, потому что он, Апостол Петр – человек грешный. Такова была человеческая воля Петра, проявившего и смирение, и сознание своей греховности, воля, как будто добрая в своем исходном начале, хотя и устраняющаяся от Христа. Но воля Божия в этот именно момент узрела в Апостоле зародыш, росток для доброй общественной деятельности. «Отселе», – говорит Христос, – «будеши человеки ловя (Лк.5:8–10). И воля Божия покорила волю человеческую в будущем Апостоле и действительно, соделала его ловцом человеков.

Далее, припомню тебе другого Апостола, который явно шел против воли Божией, хулителя и гонителя Христа, Апостола Павла. Воля Божия сделала и его ловцом человеком, вопреки воле самого апостола. И здесь воля Божия и человеческая вступили в борьбу; первая опять победила вторую и ты знаешь дальнейшее.

Я привел тебе два примера, когда проявлялись добрая воля человеческая и воля злая. И та, и другая не только были не в согласии с волей Божией, но и шли против нее. Но, в обоих случаях, мы видим, что воля Божия побеждает волю человеческую и побеждает ко благу этих людей и церкви.

Я могу указать тебе и другие примеры, когда воля человеческая, как будто не шла в разрез с волей Божией и не противостояла Христу, а наоборот, желала идти за Христом, но сама воля Божия не захотела этого и решительно отвергла волю человеческую. Вспомни, как Иисус Христос исцелил бесноватого в Гадаринской стране и как исцеленный просил Господа позволить следовать за Ним. Но Господь не благоволил этому намерению и повелел ему остаться там (Мк.5:1–19). В другом случае, Евангелие говорит, что некто пожелал идти за Христом, но Христос отклонил его намерение, указавши на те трудности и лишения, которые предстоят в этом следовании. «Лисицы, – говорит Он, – имеют норы и птицы гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить главу» (Мф.8:19–20). Так, опять видишь, воля Божия и воля человеческая, кажется добрая даже, все же не сошлись.

Эта трагедия человеческой жизни, я бы назвал ее богоборчеством, совершается и в общественной человеческой жизни, совершается и в жизни личной. Мне думается, я не погрешу против духовного опыта, если скажу, что воля Божия раскрывается в человеке и опознается им, как воля Божия, именно в том, что она воспринимается с тягостью. Всякое наше даже доброе начинание, если оно предпринимается легко и свободно, с ожиданием скорых добрых плодов от него, чаще всего есть проявление и раскрытие только человеческой воли. Напротив, когда как будто чья то суровая рука схватит человека и поставит его в известное положение, в известную обстановку – даже против его желания, то это верный признак, что здесь действует рука Божия. Это – постоянный закон духовной жизни. Кто прислушивался к своему настроению, тот понимает, что воля Божия, чаще всего воспринимается, как нечто почти невозможное, настолько тяжелое, от чего хочется убежать и только когда пройдет время, когда человек, покорившись этой воле Божией, сам изменится в разумении; он поймет, что в этом случае действовала благая промыслительная рука Божия.

Вот почему и в отношении к твоей личной жизни все, что случилось с тобой, можно объяснить действием благой промыслительной о человеке воли Божией.

Ты хотел работать в области общественной деятельности, окрыляясь добрым желанием восстановлять законную правду, нарушаемую людьми, хотел поработать и в области научной, но что-то такое тебя настигло и постигло, насильно схватило, побило обстоятельствами человеческой жизни и поставило на другой путь работы внутреннего человека во Имя Христа.

На большую ценность последней работы для назидания окружающих тебя, еще не выяснивших себе окончательно задачи и цели жизни и тебе самому в ободрение, я могу указать не от себя, но от святых отцов. Вот, что говорит Св. Исаак Сирин: «Восчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвой своей воскрешает мертвых. Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше, доставляющего пользу целому миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов. Ибо последний входит в общение очами телесными, а первый очами душевными». (Твор. Сл. 41, с. 175).

Видишь, брат, не по нашему только разуму, a и пo разуму Божьему оказывается, что Господь разбил твою человеческую волю, ниспроверг твои кумиры, которым ты кланялся, чтобы ты в основу своей жизни положил лучшее: – раскрытие нравственного совершенства (не свою греховную человеческую волю). Видишь, не только в области сравнения мировых ценностей последняя скромная работа является наиболее ценной, но и в области высших благодатных дарований Духа, как, например, дара чудотворений, созидание добродетелей и очищение от греха, является самым ценным, ценнее даже сих дарований чудотворения. Вот, что даровал тебе благой Господь: Он призвал тебя служить Ему Самому.

Что же тебе остается сказать своей душе? Скажи: «Се тебе владыка талант вверяет, душе моя, страхом приими дар» (Стихира в Великий Вторник вечери). В самом деле, разве это не великий дар, – служить Богу? Да и зачем, мы отделяем служение Богу от других добрых путей служения? Разве христианство не объединяет всех их одним служением, одной целью – служением Богу? Разве не радость для человека-гражданина верно служить своему царю, для верного сына своей семьи – верно служить отцу и матери? Почему же считают, что служение Богу и раскрытие нравственного совершенства – служение какое-то специальное, как будто они не могут также реально проявляться в добрых плодах для общения жизни. Это к прискорбию общее заблуждение и, пожалуй, не столько заблуждение, сколько сознательное оправдание богоборческой воли человека, якобы разумными основаниями. Так и разум человеческий делается повинным и участником богоборчества воли человеческой. Смотри, как он хочет все изменить по-своему и подменить, даже то, что выше его разумения. Слово Божие ясно вполне, например, говорит, что Господь Иисус Христос пришел в мир, грешников спасти (1Тим.1:15). Цель каждого человека, она же цель и мировая, заключается в спасении. И на человеке лежит, прежде всего, обязательство заботиться о своем спасении. Зачем же человечество выдумывает новые цели жизни и даже новые цели христианства, как будто этого мало и может быть иной высшей задачей, кроме спасения? Разум человеческий не хочет подчиниться той цели, которая указана ему Словом Божием: «да познаем Бога Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин.5:20). Куда блуждает разум? Чем он занят? Богоборческое начало человеческого разума хочет сбросить с себя обязанность познавать Бога и быть Ему подобным.

Мы, люди, оказываемся хуже всякого тварного естества. Животные, звери, птицы – подчиняются законам жизни. Бог питает их и дает жизнь. Один только человек не верит, что Бог, Который дает зверям пищу, одевает и украшает растения, не оставит человека и потому не прилагает заботы исполнить Христову заповедь «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится Вам» (Мф.6:33). Воля человеческая и человеческий разум, как видишь, воюют против воли Божией и Божьего разума, потому что в основе деятельности каждого человека лежит закон богоборчества.

He поэтому ли и жизнь, несмотря ни на какие усилия самого человека, дарит его столь неутешительными и горькими плодами? В современной жизни общества замечается какое-то духовное скопчество, духовное оскудение, полнейшее обнищание. Лишь только зарождается духовная и телесная человеческая жизнь, как в самом начале нежный зародыш попирают ногами, насмехаются над Божественным даром. Я говорю о том даре, который Бог дал каждому человеку от рождения, который, как талант, в большей или меньшей мере, присущ каждому – говорю о чистоте души, невинности, крепости сил душевных и телесных, доброте намерений и пр. Все это дается человеку от самого рождения. Ибо кто же, как не дитя поражает нас чистотой души. Явно печать Божия лежит на нем и сказывается в даре естественного добра, данного ему от рождения. На человеке поэтому лежит обязанность обновлять, хранить и возделывать драгоценный дар Божий. Но люди, в самом начале жизни, чистоту души грязнят, талант закапывают в землю, крепость сил телесных и душевных растрачивают на распутство и делаются духовными и телесными скопцами. He ясно ли, что цели жизни, выдвигаемые человечеством, суть цели побочные, что нужна одна цель, которая соединяет в себя эти другие цели и в себе осуществляет.

Брат, эта цель – служение Иисусу Христу, раскрытие всех сил, данных тебе, в таком направлении, чтобы они преуспевали в умножении Царства Божия на земле. Царство Божие – вот цель и смысл жизни. Одна она должна быть и в нашем христианском мировоззрении, и в нашей христианской деятельности.

He думай, что эта цель отделит тебя от того мира, в котором нужно работать в целях устроения Царства Божия на земле. Само понятие пользы, – обычное миру, – христианству не сродно, почему и сам исходный путь, источник полезной в мирском смысле общественной деятельности в христианстве, не признается. Мы слышали в литургийном Евангельском чтении сегодня, что в сознании греховности и по силе этой греховности в отказе от общественной деятельности Апостола Петра, Иисус Христос указал росток, основу именно для плодотворной общественной деятельности. To сокровенное, что происходит в душе человека, когда он познает свою греховность – есть рождение его для плодотворной общественной деятельности. Мы отлично понимаем, что кто не заботиться «о своих, паче же о присных, веры отвергаясь есть и неверного горший есть» (Тим.5:8). Но, с другой стороны, мы принимаем и слова Христа, что «…без Мене не можете творите ничесоже» (Ин.15:5) и якоже розга не может плода сотворить о себе, аще не будет на лозе, так и вы, аще во Мне не пребудете» (Ин.15:4). Оба эти закона: деятельность на пользу наших близких и путь личной прививки Христу, путь интимного опыта в христианстве неизбежно совпадают. Это, потому что в христианстве забота о себе, сам личность человека растворяется в заботах о других и личности других, вследствие чего изменяется и само понятие общественной пользы.

Если позволишь, я раскрою свою мысль рассуждением о том деле, которому ты хотел посвятить свои силы в миру – о восстановлении законной правды и сравню эту правду с правдой Божией.

Правда человеческая, выраженная в законах человеческих, не восходит выше ограждения самолюбия каждого, введения воли его человеческой в определенные рамки и не спускается в глубины души человека, не затрагивает духовной жизни. Она восстановляет минимум нравственности, скорее житейской, чем духовной, христианской. Когда Иисусу Христу, как обвиняемому, задавали вопросы с точки зрения общественного закона, то Он молчал. Он отступал, как бы от правды человеческой, но, в то же время, осуществлял высшую правду Божию. Путь смирения и невинного страдания нарушает правду человеческую, но восстановляет правду высшую, духовную. Правда человеческая за обиду человека налагает наказание, а правда Божия говорит: ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк.6:29), или как говорит Апостол: друг друга тяготы носите (Гал.6:2). А тяготы эти и есть причиняемые нам обиды разного рода. И так далее, во всем правда человеческая стоит ниже правды Божией. Проследи и ты увидишь, как мало между ними точек соприкосновения.

Так неужели же не выше служить высшей правде, восстановлять порядок, гармонию жизни духовной?

Сими мыслями, мне хотелось уяснить и твои переживания, и то великое дело, к которому ты приступаешь. Всегда возлагай упование на милосердие Божие и прибегай к Нему за помощью. Ибо, если мы должны иметь разум Христов (1Kop.2:16), то кто же может нам дать его, как не Сам Христос?

Его же милостью, да поможет тебе Бог и да введет тебя в царство избранных своих.


Источник: Феодор (Поздеевский), еп. Из академической жизни : Речь при пострижении студента Вл. Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 г. // Богословский вестник. 1913. Т. 3. № 11. С. 692–698.

Комментарии для сайта Cackle