Азбука верыПравославная библиотекапреподобный Феодор СтудитПохвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы


преподобный Феодор Студит

Похвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы

1. С трудом проходя чрез слабый орган нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли. Но Царица и Госпожа всего, как чуждая честолюбия, быть может, примет настоящее наше слово, краткое и скудное, как пространныя и блестящия речи лучших витий, преклонившись на милость молитвами предстоятеля нашего; поелику Она, добролюбивая, взирает на одно намерение души. Итак, прииди ко мне вся поднебесная, все архиереи и иереи, иноки и миряне, цари и князи, мужи и жены, юноши и девы, колена и языки всякаго рода и племени, – прииди поднебесная, облекшись в одежды добродетелей, как бы украсившись одеждою, шитою золотом, и светло празднуй праздник Матери Господа, Марии, – погребение и преселение Ея. Ибо Она отходит от земного и приближается к горам вечным, будучи истинно горою Сионом, юже благоволи Бог, обитати в ней, как гласит лира Псалмопевца (Псал. 67, 16–17). Ныне земное небо, облеченное одеждою нетления, переносится к лучшему, вечному жилищу. Ныне духовная и освещенная Богом луна, шествуя навстречу Солнцу правды, лишается настоящей, временной жизни, и вместе с тем восходя, просвещается славою безсмертия. Ныне златокованный и богосоделанный ковчег переселяется из земной скинии в небесный Иерусалим, в покой безконечный, о чем нам и богоотец Давид, воспевая как бы на кифаре, говорит: приведутся Царю девы (Псал. 44, 15), т. е. души вслед Ея принесутся Тебе.

2. Итак, теперь Богородица, смежив чувственныя очи, приносит нам великия и блестящия, никогда не заходящия, духовныя светила, – бодрствования и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Теперь, когда молчат Ея Богодвижныя уста, издававшия членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющия, умоляющия за весь род (наш), уста. Ныне опустив Свои телесныя руки, которыми носила Бога, Она, став безсмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворнаго лобызания и приличествующаго поклонения, хотя еретики и не хотят сего. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами – духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо безчестия. Да радуется Ева, поелику она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственнаго источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде, говорю – «уснувшая», а не «умершая» потому, что перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобнаго себе или сходнаго с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Но из того, что выше нас, позаимствовав приличествующее Тебе, принесем одной Тебе, что выше человека, ибо Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слышал ли кто когда-либо, чтобы Дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.

3. Но пусть уже Сион поведает нам чудеса сего дня. Исполнен был предел жизни, наступал час разрешения. Святейшая Матерь Божия предвидела, как подобало, время Своего преложения. Ибо кто, христолюбцы, не припишет этого Матери Божией и Начальнице пророков, в бо́льшей мере чем какому-либо пророку, находящемуся в рабском состоянии? Что же Она сказала после того, как узнала и почувствовала это? – «Наступил час исхода Моего, приспело время преселения Моего к Тебе. Да будут, Господи, при Мне люди, которые совершили бы погребение Мое; пусть присутствуют служители, которые похоронили бы Меня, и Я в руки Твои предам дух Мой, а в руки учеников неприкосновенное и богоприятное тело Мое, из котораго возсиял Ты, безсмертный. Пусть предстанут для утешения Моего разсеянные по концам земли проповедники и служители Евангелия Твоего. Ибо если праведнаго Еноха, живущаго доселе, Ты по своей благости изволил перенести (Быт. 5, 24) и Илию Фесвитянина на огненной колеснице унес из сей известной в неведомыя страны (4 Цар. 2, 11), обоих ожидающих времени Твоего славнаго и страшнаго пришествия; если, кроме того, Ты соделал, что Аввакум в одно мгновение был чудесно перенесен от Иерусалима до Вавилона по нужде Даниила, и возвращен назад (Дан. 14, 36–39): то что невозможно Тебе, когда Ты возжелаешь?» Лишь только всехвальная Дева изрекла это, явились, всякий из своего места, двенадцать апостолов, как облака на крылах Духа несомые к облаку света, пока не стали там (на землю) твердою ногою. А что им сказала богоименитая, многоименная и носящая великое имя? Посмотрев вокруг с Своего ложа и видя ожидаемых учеников, Она сказала: «да возрадуется душа Моя о Господе, и да будет для Меня славою и величием во всех языках земных, что Он собрал ко Мне основания Церкви, князей вселенной, славных служителей Моего погребения. О, великое чудо! О, дело освящения Матери! О, дар сыновней любви! Небо, содержащее в себе светила мира, является жилищем для Меня. Храм Божий является кровом, принося Мне таинников и священнослужителей. Иудейское соборище уже не будет неистовствовать против Меня; священнический совет уже не вооружит дерзновенной руки для убийства Моего. Прежде сии кровожадные старались погубить Матерь и Младенца, но не достигли цели: ибо им воспрепятствовало высочайшее провидение. Я переселяюсь к безопасным жилищам, к покою чуждому тревог и скорби, где лукавый не простирает сетей своей злобы, где Я буду наслаждаться сладостями Господними; и Я, бывшая светлым храмом Его, узрю храм Господень».

4. Но что отвечали Деве блаженные апостолы своими или пророческими словами? Они говорили: «радуйся, лествица, простирающаяся от земли до неба, по которой Господь сошел к нам и взошел на небо, как видел патриарх Иаков (Быт. 28, 12). Радуйся, предивная купина, из которой явился ангел Господень в пламени огненном, – купина которую не сжигал пылающий огонь, как было при боговидце Моисее (Исх. 3, 2). Радуйся, богоприятное руно, из котораго истекла небесная роса, чаша полная воды, по дивному Гедеону (Суд. 6, 37). Радуйся, град Царя великаго, который удивляясь величают цари, как изображает песнописец Давид (Псал. 47, 3). Радуйся, мысленный Вифлеем, дом Евфрафов, из котораго вышел Царь славы, дабы быть князем во Израиле, Его же исходи из начала от дней века, как говорит божественный Михей (Мих. 5, 2). Радуйся, приосененная гора девственная, из которой явился Святый Израилев, как взывает богоглаголивый Аввакум (Авв. 3, 3). Радуйся, златый и светоносный светильник, из котораго излился неприступный свет Божества седящим во тьме и сени смертней, по богодухновенному Захарии (Зах. 4, 2). Радуйся, общее очищение смертных, чрез которую от востока солнца и до запада имя Господне славится во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Его, по святейшему Малахии (Мал. 1, 11). Радуйся, легкое облако, на котором возсел Бог, согласно священногласному Исаии (Ис. 9, 1). Радуйся, священная книга заповедей Господних, новописанный закон благодати, которым мы познаем угодное Богу, как сказал многоплачевный Иеремия (Вар. 4, 1). Радуйся, дверь затворенная, через которую вошел и вышел Господь Бог Израилев, по боговидцу Иезекиилю (Иез. 44, 2). Радуйся, невозделанная высочайшая Гора, от коей отсечен краеугольный Камень, как говорит высший среди богословов Даниил (Дан. 2, 3–4)».

5. И какой ум вместит? Какое слово сравнится с тем, что воспевали и говорили там, как ублажали Ее богословцы?.. Но когда они свято совершили должное и святое, предстал Сам Господь со славою Силы Своей и всем воинством небесным. И незримо совершали служение безплотные, а телесно – апостолы, явившиеся песнопевцами божественнаго величия. Смешанное было собрание и лик состоял из небесных и земных (пусть никто не дивится нашему слову, возвещающему дела достойныя Бога), ангелов, архангелов, господств, престолов, начал, властей, сил, херувимов, серафимов, апостолов, мучеников, праведников, из которых одни шли впереди, другие навстречу, одни вели, другие следовали, – все же единогласно с радостию взывали: «Пойте Господу! Хвалите Господа! Благословен Господь на праведной горе святей Его! И да воздвигнется небо в высоту!..» Итак, христолюбцы, слышал ли кто от века подобную песнь? Видел ли кто такое погребальное шествие? Знал ли кто-либо когда такое переселение, какого удостоилась Матерь Господа моего? И это вполне справедливо: ибо кто выше Той, которая выше всех? Ужасается дух мой, когда размышляет о величии исхода твоего, о, Дево! Изумляется ум мой, разсуждая о дивном успении твоем; связуется язык мой, когда повествует о таинстве воскресения твоего. И подлинно, кто достойно слышаны сотворит вся хвалы твоя, и кто возвестит все чудеса твои? Какой высокий ум выскажет, какой красноречивый язык передаст достоинства и дела твои, представит и изобразит твои таинства, славы, праздники, хвалы? И настоящее таинство всякий язык изнемогает восхвалять, слабеет, не достигает цели, посрамляется. Ибо ты превосходишь, несравненно превышаешь величием всякую высочайшую часть неба, сиянием святости – свет солнца, заслугами – достоинство ангелов, и безплотное существо всех разумных и умопостигаемых сил.

6. О, светлое и славное торжество твое! так скажу я, радуясь. О, дивное и полное знаменательности преставление твое! О, погребение твое, дающее нетленную жизнь, Родительница света!.. Но, проходя облака, восходя на небо и войдя во Святое святых во гласе радования и исповедания, удостой, о, Богородице, благословить концы вселенной, спасительно умеряя твоими молитвами растворение воздуха, даруя дожди во благовремении, управляя ветрами, делая плодородною землю, церковь спокойною, утверждая православие, охраняя царство, прогоняя варварские народы, покровительствуя всему христианскому роду, прощая, наконец, и мое дерзновение. Ибо это было твое слово: ты, Матерь Божия, пророчествовала о будущем: се бо отныне ублажат мя вси роди (Лук. 1, 48). Итак, поелику слово твое боговдохновенное не может не исполниться, то приими и сие слово недостойнаго раба твоего, которое я произнес соответственно силам моим, и воздаждь мне радость спасения твоего. Силою молитв твоих укрепи меня и вместе моего прославленнаго отца, с подчиненным мне стадом, во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и честь и владычество со всемогущим Отцем и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Источник: Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том второй. - СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. - С. 109-114.