Азбука веры Православная библиотека иеромонах Феодор (Юлаев) Феофан (Прокопович), архиеп. Christiana Orthodoxa Theologia. Роспись структуры

Феофан (Прокопович), архиеп. Christiana Orthodoxa Theologia. Роспись структуры

Источник

Содержание

Volumen primum Том 1 Том 2 Том 3 Том 4 Volumen secundum Том 5 Том 6 Том 7 Приложение Volumen tertium Том 8 Том 9  

 

Volumen primum

Том 1

ЖИЗНЬ АВТОРА <…>1

ВВЕДЕНИЕ АВТОРА, к изучающим Священное Учение <...>2

ПРОЛЕГОМЕНЫ (предварительные замечания) об определении, предмете, задаче, разделении, методе и основаниях Богословия.

Как при рассмотрении других областей знания, так и здесь необходимо предпослать некие положения, которые несли бы перед сочинением что-то вроде светильника. Мало того, если это необходимо где-то в другом месте, то более всего – здесь. Очевидно, что чем превосходнее это учение других, тем опаснее ошибки, которые в него могут незаметно прокрасться. Если ты станешь заблуждаться в Философском, Риторическом, Поэтическом, Диалектическом искусствах, в Арифметике, Геометрии и в других человеческих науках подобного рода, подвергнешься презрению людей. Но погрешая в Богословии, ты заслужишь гнев Божий. Там ты не получишь славу временную, здесь утратишь славу вечную; там следует бояться малого и краткого стыда, здесь – невыразимого и бесконечного наказания. Поэтому не будем наобум вверять себя этому морю: нам нужно приложить все старание к тому, чтобы не удариться о скалы. А наилучшее начало для этого – когда мы знаем, что есть Богословие, какой предмет оно рассматривает, какова его задача, к какой цели оно стремится, на сколько частей оно безопасно и удобно разделяется, каким методом подобает его трактовать и какие оно имеет основания, из коих выводит и одобряет свои утверждения? Это и есть то, что помещено в самом заглавии: надлежит узнать об определении, предмете, задаче, цели, разделении, методе и основаниях Богословия. Пролегоменами называется то общее, о чем следует сказать прежде, нежели приступать к тем вещам, которые трактуются в данной науке. Все порядочные писатели прежде заняты этим.

Некоторые прибавляют еще большее, – такие, как Фома Аквинский, (Дунс) Скот, другие Паписты и те из того же стада, что, несомненно, следуют им. Они выясняют, является ли Богословие наукой? наукой созерцательной или практической? или же смешанной из того и другого? и есть ли это мудрость? И прочее подобное. Однако мы посчитали, что эти вопросы не столь необходимы и следует оставить их людям досужим; а что мы предложили выше – это разделили на Главы:

Гл.1. Об определении, предмете, задаче и цели Богословия (§1–7/Р.1–4/).

Гл.2. О разделении Богословия (§8–12/Р.5–8/).

Гл.3. О методе Богословия (§13–15/Р.8–11/).

Гл.4. Об основаниях Богословия, и прежде всего, только ли Священное Писание дает основания для Богословия? (§16–32/Р.11–25/).

Гл.5. Об авторитете Священного Писания (§33–54/Р.25–48/).

Гл.6. Опровергаются те, кто настойчиво высказывается против авторитета Священного Писания (§55–68/Р.49–65/).

Гл.7. О необходимости Священного Писания (§69–98/Р.65–89/).

Гл.8. О ясности Священного Писания (§99–121/Р.89–105/).

Гл.9. О совершенстве Священного Писания (§122–150/Р.106–130/).

Гл.10. О надлежащем толковании Священного Писания (§151–183/Р.131–164/).

Гл.11.О канонических книгах Священного Писания (§184–251/Р.164–236/).

Гл.12. Можно ли Священное Писание излагать на отечественных языках и позволять, чтобы его читали миряне? (§252–276/Р.236–261/).

Гл.13. Что следует думать о постановлениях Соборов, о преданиях и о писаниях Отцов, но предметам Богословия? (§277–313 /Р.261–308/).

Том 2

Часть 1. О вере или о том, во что следует верить [de credendis]

КНИГА ПЕРВАЯ. О Боге внутри [ad intra], в отношении к сущности, существованию и атрибутам (существенным свойствам).

Введение.

В начале книги Пролегомен (главы 2 и 3) мы сообщили о разделении и методе Богословия, из какового рассуждения ты легко выведешь (и мы там обратили внимание на это), что Трактат о вере не ведет речь о вере, насколько она является нашим свойством или действием, то есть одной из Богословских добродетелей. Ибо так обсуждать веру предполагается в другой части Богословия, которая обращена к тому, что следует делать [de faciendis]. Итак, здесь под именем веры я разумею предмет веры, то есть, во что нам следует верить. А таковым первоначальным и главным предметом, каковой Диалектики называют предметом определения [obiectum attributionis], является единый Бог. Прочее же, во что нужно верить, является предметами веры прилагательными [attributa], которые относятся к Богу, и они потому предлагаются в качестве предметов веры, что принадлежат Богу. Итак, на первом месте мы будем вести речь о Боге, притом согласно тому методу, какой излагаем выше. То есть, во-первых, дается исследование о Боге внутри, или как Он есть в Себе. Во-вторых, – o Боге вовне [ad extra], или как Он совершает и совершал то, что вне Его Самого. Далее, исследование о Боге внутри также состоит из двух частей. Первая обращена к сущности Божией, Его существованию и атрибутам, притом без всякого внимания к Его Лицам. Другая рассматривает Божественные Лица, их отношения и отличительные свойства. Первое исследование займет эту первую Книгу, второе исследование – вторую Книгу.

Главы книги первой.

Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/).

Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/).

Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/).

Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/).

Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/).

Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/).

Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/).

Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/).

Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/).

Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/).

Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/).

Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/).

Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/).

Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/).

Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/).

Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/).

Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/).

Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/).

Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/).

Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне.

Том 3

КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы.

Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. <...> (Р.479–493).

Последовательность глав второй книги.

Гл.1. На основании Писания пространнее доказывается единство Божие (§1–4/Р.495–499/).

Гл.2. Показывается множество Лиц и их различие в Божестве (§5–57/Р.500–566/).

Гл.3. Разрешаются три аргумента противников против различия Лиц (§58–63/Р.566– 581/).

Гл.4. Опровергаются другие три аргумента против различия Лиц (§64–66/Р.581–585/).

Гл.5. Дается разъяснение на другие возражения противников (§67–71/Р.585–589/).

Гл.6. Делается переход к доказательству Божества Лиц, и главным образом Сына и Святого Духа, где вместе с тем объясняются выражения: οὐσία (сущность), ὁμοούσιος (единосущный), ὑπόστασις (лицо [persona]), которыми мы пользуемся при объяснении таинства Троицы; а также сжато излагается история арианства и македонианства (§72–80/Р.590–609/).

Гл.7. О Божестве Сына Божия, и во-первых приводятся свидетельства Писания, которые в Ветхом Завете говорят об истинном и едином Боге Израиля, а в Новом Завете применяются ко Христу (§81–101/Р.610–632/).

Гл.8. Отдельные доказательства из Ветхого Завета (§102–108/Р.633–640/).

Гл.9. Отдельные доказательства из Нового Завета (§109–131/Р.640–670/).

Гл.10. Отдельные доказательства из Божественных имен (§132–150/Р.670–685/).

Гл.11. Отдельные доказательства из Божественных атрибутов (§151–196/Р.685–723/).

Гл.12. Отдельные доказательства из действий, свойственных только Богу (§197–211/Р.723–733/).

Гл.13 Отдельные доказательства из призвания, почитания и поклонения, причитающихся Сыну Божиему, и какие заслуживает только Бог (§212–227/Р.733–744/).

Гл.14. Приводятся Сивиллины Оракулы, свидетельства Отцов и другие, пригодные здесь (§228–237/Р.745–760/).

Гл.15.Излагаются сходные с тем, что и о Сыне, доказательства о Святом Духе (§238–249/Р.761–770/).

Гл.16. Разрешаются доказательства еретиков, косвенно обращенные против Божества Сына Божия (§250–267/Р.770–780/).

Гл.17. Разрешаются возражения еретиков, прямо отвергающие Божество Сына Божия (§268–283 /Р.780–799/).

Гл.18. Разрешаются возражения еретиков, обращенные против Божества Святого Духа (§284–303/Р.799–816/).

Гл. 19. Применение православного учения о Святой Троице (§304/Р.816–822/).

Том 4

КНИГА ТРЕТЬЯ. Об Исхождении Святого Духа.

Где предварительно дается История спора об Исхождении Святого Духа (Р.825–914)3; наконец трактуется:

Гл.1. О выражениях Исхождение и Послание, которые применяются к этому таинству, и устанавливается состояние вопроса (§1–21/Р.914–927/).

Гл.2. Что об Исхождении Святого Духа мы можем получить на основании достоверного писания? Объясняется место Ин.15:26 Дух истины. Который от Отца исходит и разбираются различные извлечения из Латинян (§22–34/Р.928–940/).

Гл.3. Избранные свидетельства восточных Отцов в пользу нашего догмата (§35–73/Р.941–992/).

Гл.4. Избранные свидетельства западных Отцов в пользу нашего догмата (§74–115/Р.993–1021/).

Гл.5. Наше учение подкрепляется из оснований Богословия (§116–126/Р.1021–1029/).

Гл.6. Удовлетворяется возражение Латинян и показывается, что если Святой Дух послан Сыном4, это не доказательство Его исхождения от Сына (§127–136/Р.1029–1034/).

Гл.7. Удовлетворяется другое возражение Латинян и показывается, что если Христос дунул и сказал: Примите Духа Святого5, это не доказательство Его исхождения от Сына (§137–141/Р.1035–1040/).

Гл.8. Дается ответ на третье возражение Латинян и доказывается, что если Сын имеет все, что есть у Отца6, это не доказательство исхождения Святого Духа от Сына (§142–152/Р.1040–1043/).

Гл.9. Опровергается четвертое возражение Латинян, и показывается, что если Святой Дух называется Духом Христа7, это не доказательство Его исхождения от Сына (§153–169/Р.1043–1052/).

Гл.10. Разрешается пятое возражение Латинян и показывается, что не является доказательством исхождения Святого Духа от Сына то, что Христос сказал о Нем: от Моего возьмет8 (§170–176/Р.1052–1056/).

Гл.11. Дается ответ на шестое возражение Латинян и что означает сказанное: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит и т.д.9, и объясняется, что из этих слов не следует, будто Святой Дух исходит от Сына (§177–183/Р.1057–1060/).

Гл.12. Три других (места) из Священного Писания, удивительным образом10 искаженных Латинянами (§184–189/Р.1060–1064/).

Гл.13. Приводится общий обзор тех высказываний Отцов, преимущественно западных, которые Латиняне приводят в пользу своего догмата (§190–199/Р.1065–1071/).

Гл.14. Разбираются те места восточных Отцов, которые испортили Латиняне или латинизированные Геки (§200–234/Р.1071–1102/).

Гл.15. Разбираются места западных Отцов, испорченные Латинянами (§235–284/Р.1102–1135/).

Гл.16. Между делом дается рассуждение о том, что Латиняне болтают об обычае Геков портить книги, а сверх того отмечается собственное их стремление к подделкам на основании других случаев порчи (книг) (§285–290/Р.1136–1147/).

Гл.17. Отдельные ответы на некоторые возражения, взятые из восточных Отцов (§291–301/Р.1147–1183/).

Гл.18. Разбираются некоторые предположения и ухищрения Латинян (§302–317/Р.1183–1209/).

Гл.19. Частный вопрос: действительно ли постановление Эфесского, Вселенского третьего, Собора позволяет делать какую-нибудь прибавку к Священному Символу, о которой, по крайней мере, известно, что она самая истинная? И доказывается обратное, а именно, что Латиняне никак не должны были включать в Символ это выражение «И от Сына» [Filioque], каким бы оно ни было истинным (§318–322/Р.1209–1222/).

Гл.20. Об отношениях, отличительных свойствах и исхождении Божественных Лиц (§323–331/Р.1223–1232/).

Volumen secundum

Христианского православного богословия подготовленного и изложенного в Киевской Академии Феофаном Прокоповичем Ректором этой Академии позднее Архиепископом Новгородским. Лейпциг, 1782

Том 5

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. Об общем творении и провидении.

Введение.

Среди деяний Божиих вовне, которые предстоит последовательно рассмотреть, первое место занимают два важнейших, в которых заключаются и многие другие: творение и провидение. Оба они имеют двоякий смысл: творение, во-первых, одно есть физическое, которое относится к природе, другое – мистическое (и его ты с полным основанием можешь называть метафизическим в богословском смысле), которое относится к благодати. Сходным образом и провидение одно есть общее, по которому Бог имеет попечение обо всех сотворенных Им вещах, другое – особенное и спасительное, по которому Бог заботится о спасении человеческого рода.

Далее мы на первом месте начинаем здесь рассуждение не о мистическом, но о физическом творении, и не об особенном, но об общем, конечно же, провидении. После этого будем говорить о творении мистическом, то есть, о восстановлении падшего человека, и об особенном провидении, касающемся его вечного спасения. А рассуждение об общем творении и провидении мы осуществим кратчайшим образом, разумеется, в одной книге. Ибо хотя и эти деяния Божии, если их рассмотреть сами по себе, весьма обширны, однако сопоставленные с оставшимися двумя, они намного уступают им, и настолько же краткого требуют труда, в то время, как те – весьма долгого и пространного. На это вполне ясно указало и само Священное Писание, которое самым пространным образом учит о восстановлении падшего человека и о спасительном домостроительстве и занимается всем, что следует изложить об этом. А физического творения и общего провидения хотя и касается, и повсюду освещает их, но кратко.

Впрочем, и эта материя ничуть не в меньшей степени богословская, ибо она и спасительного учения касается, и излагается в Священном Писании. Позволительно не равнять познание этих вещей с познанием тех, в прямом смысле спасительных, но рассматривать его как подчиненное. Также они будут трактоваться нами богословски, то есть, что и сколько мы можем узнать из Писания, то и обнародуем, а остальное относится к философии. И эта книга составит пятнадцать Глав, из которых первые восемь будут рассуждать о творении, исследуя его начала, цель, свойства, предмет и использование этого учения; семь же последующих сходным образом будут излагать провидение. И вот тебе последовательность отдельных Глав!

Главы книги четвертой.

Гл.1. Наименование творения ограждается от двусмысленности, предлагается его определение и разделение и доказывается, что оно было во времени (§1–4/Р.1–3/).

Гл.2. Начало [principium] творения, то есть, причина творений деятельная и целевая (§5–7/Р.4–6/).

Гл.3. Причина творения, или, лучше, творений, материальная и формальная (§8–9/Р.6–8/).

Гл.4. Предмет творения, который является результатом творения (§10–11/Р.8–9/).

Гл.5. Свойство, образ, время, место, порядок творения (§12–18/Р.9–17/).

Гл.6. Частное рассмотрение результатов (творения), и сначала об их первом разряде, а именно, о предметах видимых, где преимущественно – об образовании человека, мужа и жены (§19–36/Р.17–45/).

Гл.7. О другом разряде творений, то есть, о предметах невидимых, а именно – духовных, или об Ангелах, добрых и злых (§37–104/Р.45–126/).

Гл.8. Различное применение учения о творении (§105–113/Р.126–130/).

Гл.9. Наименование и определение провидения (§114/Р.130–131/).

Гл.10. Показывается всеобщность провидения, против Эпикурейцев, Атеистов и других защитников случайности [fortunae] (§115–125/Р.132–137/).

Гл.11. Начало, цель и предмет провидения (§126–132/Р.137–141/).

Гл.12. Вид, или образ провидения изъясняется посредством различных обозначений (§133–140/Р.141–147/).

Гл.13. Частный вопрос об образе провидения в свободных человеческих действиях; а именно, привносит ли в них Бог через Свой промысел неотвратимую необходимость? (§141–159/Р.148–162/)

Гл.14. Другой вопрос об образе провидения в назначении конца человеческой жизни, а именно, определил ли Бог этот конец неким безусловным решением так, чтобы человеку надлежало умереть исключительно и неизбежно в это время, а не в другое, и таким родом смерти, каким он умер, а не другим? (§160–169/Р.163–171/)

Гл.15. Различное применение рассуждения о Божественном провидении (§170–181/Р.171–176/).

Том 6

КНИГА ПЯТАЯ. О состоянии человека непорочного [integri].

Введение, где кратко излагается состояние [status], а также основание [ratio] состояния человека падшего [lapsi] и восстановленного [reparati], поскольку в этом обращается особенное провидение. И применительно к отдельным пунктам и порядку исторического изложения определяется метод исследования, и одновременно глазам (читателей) предлагается состав последующих Книг.

Хотя в Книге Пролегомен (гл.3) мы уже привели содержание всего Богословия и метод его исследования, однако частный план [ratio] промысла, относящийся к восстановлению человеческого рода, как исполнялся на протяжении многих веков, так и окружен был множеством сопутствующих условий и обстоятельств. Потому представляется, что здесь стоит труда ненадолго прервать течение нашего исследования и изложить исторически, впрочем, предельно кратко, в чем состоит падение человека и по какому плану Бог определил привести его к восстановлению. Ибо отсюда станет ясным основание метода, что нам следует сказать прежде, а что позже, прилагая, конечно же, старание к тому, чтобы предметы последовательно шли друг за другом.

А) Так вот, дело обстоит следующем образом. Человек, сотворенный Богом, прежде, нежели согрешил, был блаженнейшим существом, изобилуя внутренними и внешними благами.

В) Поползнувшись в грех, он был присужден к двоякой смерти. От него были отняты блага непорочной природы, также он лишился целостности ума и воли, ввергаясь в гибельные болезни и пороки.

С) Однако Бог, Который предвидел именно такое падение от вечности, подвигнутый к этому ничем иным, как только Своей величайшей и необычайной милостью, сжаливается над всем несчастным человеческим родом и освобождает его от казней, которые тот заслужил.

D) План же его восстановления Он определил такой, чтобы Сын пришел во плоти, и когда Ему, как Посреднику, будут вменены грехи мира, удовлетворил Божественному правосудию совершеннейшим повиновением закону и взятием на Себя Самого причитающихся человеку наказаний, то есть, собственной ужаснейшей смертью, принятой добровольно, хотя и по повелению Отца. И всех, относительно которых Он предузнал, что они будут веровать в Сына и прибегнут к Его милосердию, Он избрал ко спасению, а всех непокорных отверг, то есть, предопределил к вечной казни.

E) Таким образом, в предназначенное время пришел этот Спаситель мира и через все служение, принятое Им от Отца для человеческого спасения, Он исполнил следующее: соблюл повиновение и претерпел наказания.

F) Итак, что от вечности определил Бог, то и было, а именно, те, кто веруют в Сына Божьего, оправдываются. То есть, хотя сами по себе они – сыны гнева по делам и по природе, однако принимаются Богом как невинные, поскольку их грехи отпущены, покрыты, преданы вечному забвению. И даже большее и наибольшее последовало: право на вечную жизнь, способность к добрым делам, подаваемая Святым Духом, и наконец, само обладание вечной жизнью.

G) А в связи с этим делом восстановления Богу угодно было устроить некие вспомогательные средства, частью как орудийные причины [causas instrumentarias] для него, частью как условия. Первое место среди них занимает провозглашение закона и Евангелия. А именно, еще в непорочном состоянии был провозглашен закон, который к тому же был написан в человеческом сердце, и цель его состояла в том, чтобы быть исполненным, а будучи исполненным, сделать человека блаженнейшим. Но поскольку из- за того, что человеческие силы были погублены грехом, закон не достиг исполнения, а вместе и этой своей цели, он снова был введен и провозглашен Богом, чтобы человек познавал, что он должник перед Богом, а также видел, что его собственные усилия нимало не помогают в исполнении закона, и очевидным образом постигал, что он (человек) менее всего способен возместить долги, и даже остается повинным вечному осуждению. Евангелие же, то есть провозглашение вести о Божественной благодати, необходимо было для того, чтобы человек, сознающий свое осуждение, не отчаивался, но прибегал к Божественному милосердию.

H) Другое, что установил Бог, – это некие обряды, коими Бог сообщает или запечатлевает Свою благодать, которые мы повсеместно называем таинствами.

I) Также Бог пожелал Своих верующих, которые обновляются через Христа, сплотить в некое государство или общество, именуемое Церковью, – для того, чтобы так свои своих лучше узнавали, взаимно поддерживали и подкрепляли, и с Божьей помощью защищали от врагов. По отношении к временам, значение Церкви разное: Прежде закона, под законом, под благодатью, в славе.

К) Наконец, чтобы нас еще более укрепить в вере, Он не захотел скрыть то последнее и крайнее, что в конце концов последует за всем этим. А таковы – шесть главных (предметов): Смерть человека временная, которая известна также через обыденный опыт, кончина мира, воскресение мертвых, всеобщий суд, обетованная благочестивым вечная жизнь и вечная кара, ожидающая нечестивых.

Такова совокупность [summa] всего спасительного Божественного домостроительства, а в этом ли состоят и в таком ли порядке протекают и следуют друг за другом его отдельные моменты, будет показано в последующих Трактатах; однако здесь они изложены так просто, чтобы мы изначально видели порядок Трактатов. В них же включается состояние и основание состояния человека как падшего, так и восстановленного. Насколько это касается наименований, предметы эти не являются большой тайной. А именно, состояние – это положение человека блаженное, или бедственное, а основание состояния обозначает причины или условия, через которые человек бывает или несчастным, или блаженным, и коими он либо удерживается в бедственном положении, либо укрепляется в счастливом. Например, состоянием непорочного человека было истинное блаженство, которое описано будет ниже, а основанием состояния была первоначальная благодать Творца, по которой он (человек) стал столь блаженным, а также соблюдение Божественного закона, через которое он пребывал в этом блаженстве и от него переходил к другой, высочайшей степени. Так ты легко рассудишь и в других моментах этой истории.

В свою очередь, из этого рассказа сам собой раскрывается следующий метод учения, а именно, в каком порядке сообщенные предметы были расположены друг за другом, в таком же порядке должно быть расположено и их исследование; в общем методе нам было дозволительно расположить их несколько иначе. Итак, состав последующих Книг будет таким:

Книга 5. О состоянии человека непорочного.

Книга 6. О состоянии человека растлившегося.

Книга 7. О всеобщей благодати по отношению к человеческому роду.

Книга 8. О предопределении во Христе и об отвержении противного.

Книга 9. О воплощении Сына Божьего, жизни Воплощенного, Его двояком состоянии, истощании и величии, и о служениях Христа.

Книга 10. Об оправдании грешника, вместе с тем, что ему предшествовало и что за ним последовало: о призвании, возрождении, обновлении.

Книга 11.О законе и Евангелии.

Книга 12. О таинствах Ветхого и Нового Завета.

Книга 13.О Церкви прежде закона и под законом.

Книга 14. О Церкви под благодатью и в славе.

Книга 15. О Церкви в отношении Ее частей, или об Ее тройственной иерархии: церковной, политической и хозяйственной.

Книга 16. О Соборах и церковной дисциплине, о еретиках, Иудеях и об Антихристе.

Книга 17. О новейшем законе.

ОБЗОР Книги пятой.

Начать разговор следует с состояния непорочности, чтобы мы знали, откуда ниспали и в какое впали зло; и чтобы уже здесь, от начала, стала нам открываться цена пролитой ради нашего восстановления крови Христовой; и вместе с тем, чтобы мы принялись серьезно воздыхать о первоначальном, утраченном по нашей вине, но возвращенном заслугами Сына блаженстве. Ибо где бы то ни было, а здесь особенно верно, что нельзя добро познать больше и лучше, нежели после того, как оно будет утрачено. Откуда и это, ставшее столь гибельным для нашего рода, древо названо было, как мы скажем ниже, древом познания добра и зла.

А чтобы мы исполнили это по порядку и с должным прилежанием, изложим здесь, во-первых, состояние первозданного блаженства, описав его исторически и просто; потом отдельные части этого состояния удостоверим из Писания; и наконец, дадим объяснение некоторых его характерных черт; затем, по обычаю, представим применение этого учения. Поэтому последовательность глав, которые, как представляется, удобно прослеживают эти подлежащие изложению предметы, пусть будет такова:

Главы Книги пятой.

Гл.1. Просто и исторически описывается блаженнейшее состояние непорочного человека (§1–6/Р.185–187/).

Гл.2. Показывается первая часть внутреннего блаженства, то есть, поскольку это относится к душе; здесь – и об образе Божием (§7–20/Р.188–202/).

Гл. 3. Объясняется вторая часть внутреннего блаженства, то есть, поскольку это относится к телу (§21–47/Р.202–219/).

Гл.4. Описывается и подвергается испытанию блаженство непорочного человека внешнее, а именно, касающееся места, времени, питания: здесь – о рае, о вечной весне, о древе жизни и о природе земли (§48–79/Р.220–245/).

Гл.5. О господстве человека над всеми животными (§80–86/Р.245–249/).

Гл.6. О древе познания добра и зла; было ли это дерево действительное и в собственном смысле, и почему оно было так названо? (§87–98/Р.249–256/)

Гл.7. Чем был Херувим, охраняющий сад? (§99–107/Р.256–259/)

Гл.8. Применение предшествующего учения (§108–113/Р.259–260/).

После этого следует Христианское православное учение о благодатном (безмездном [gratuita]) оправдании грешника через Христа.

Том 7

КНИГА ШЕСТАЯ. О состоянии человека растлившегося [corrupti].

Введение.

Мы увидели блаженство человека непорочного, увидим теперь бедствие человека растлившегося. Последнее следует рассмотреть по тем же самым частям, что и первое, то есть, внутри и вне человека, в мысли и в воле и в его свободе или рабстве; в здоровье и смертности тела, в месте и времени этого нашего обитания, в природе земли, питании и других сопутствующих обстоятельствах, каковы бедствие, голод, война, насилия, нужда, труды, болезни и т.д.

Однако некоторые из них более чем известны каждому из обыденного опыта, каковы все телесные бедствия и прочее, откуда-нибудь нападающее на нас. Впрочем, что можно было богословски разобрать об этих предметах, уже исследовано в подходящем месте, выше, при описании блаженного состояния. А именно, где мы вели речь о превосходном здравии человека, красоте и бессмертии, вместе с тем сказали и о противоположном, в особенности о смертности и о самой смерти. Поэтому здесь излишне говорить о том же самом, а то придется повторять то же самое11, или объяснять вещи, всем прекрасно известные.

Поэтому в этой книге мы поговорим только о духовных бедствиях. В свою очередь, так как некоторые бедствия и сопутствующие им обстоятельства являются общими для всех людей, то есть для Родоначальников и для всего их потомства, некоторые же относятся только к ним одним, а некоторые касаются только потомков, во-первых, мы поговорим об общем. Ведь для изложения состояния растления по необходимости следует прежде узнать нечто вроде того, что Аристотель называет во всех прениях предварительными сведениями [praecognita]. После этого мы обсудим то, что касается только первозданных, и наконец, изложим то, что простирается на их потомство.

А поскольку хотя бы при начале этого учения позволительно, чтобы мы, пусть и не вполне ясно, взглянули прежде на все то, что будет здесь исследовано, в данном введении мы кратко касаемся этих частностей. Итак, общее, о котором мы говорим, таково: определение греха вообще [in genere], его разделение, рассмотрение проступка смертного и простительного, также плоды греха, то есть, смерть первая и вторая, телесная и духовная, которая состоит в потере Божественной благодати и в засуженном гневе Божием, ввиду этого – растление всего человека, влекущее ни к чему иному, как только к злу, слепота, конечно же, ума, порочность воли и ее рабство и пленение. А относящееся к одним родоначальникам, заслуживающее рассмотрения, приблизительно таково: рассмотрение змея искусителя, обозрение самой хитрой уловки, примененной в совращении, также простое изложение наложенного на него наказания. Сверх этого, сравнение Адама и Евы в согрешении и оценка Адамова греха, а именно, действительно ли он стал величайшим из всего, что было, есть и будет? И как представляется, не должно пренебрегать тем, чтобы выяснить, имел ли это наш несчастный первозданный в толиких бедствиях какое-нибудь утешение? То есть, услышал ли он весть о своем спасении через восстановление во Христе? И наконец, то, что касается нас, его потомков, таково: нужно исследовать, действительно ли мы ущербны уже по причине падения прародителей? То есть, исследовать о первородном грехе. Также, в чем состоит этот первородный грех, только ли в причтенной нам виновности Адама, или еще в некоем физическом пороке [vitio]? Наконец, эта физическая порча [labes], если она такова, является ли сама по себе грехом, заслуживает ли Божьего гнева? Все это в подробностях мы проследим в следующих главах, последовательность которых предлагаем.

Главы Книги шестой.

Гл.1. Об общем, что есть у Адама и у нас, и, во-первых, об определении греха вообще, и о его разделении (§1–30/Р.264–293/).

Гл.2. Частное рассмотрение греха смертного и простительного; то есть, в чем же состоит причина, что они таковы? (§31–40/Р.293–319/)12

Гл.3. О плодах греха; и, во-первых, о первой и второй, то есть телесной и духовной смерти (§41–43/Р.319–326/).

Гл.4. О растлении человека по видам, а именно, весь ли человек, как он есть, растлился грехом? Где производится и необходимейшее рассмотрение о таких различениях Писания: дух [mens], плоть, человек духовный и плотский, душевный и духовный, внутренний и внешний (§44–48/Р.326–344/).

Гл.5. О растлении ума (§49–50/Р345–353/).

Гл.6. Об искажении воли (§51–52/Р.353–366/).

Гл.7. О Выборе [Arbitrio], свободен ли он или неволен во вполне растлившемся человеке? И в чем свободен? И в чем неволен? (§53–58/Р.366–427/)

Гл.8. О том, что заслуживает рассмотрения относительно одних Первозданных, и, во-первых, о существе [hypostasi] змея искусителя, его уловках и наложенном наказании (§59–61/Р.427–436/).

Гл.9. Предлагаются и объясняются некоторые вопросы относительно совратившихся первозданных (§62–65/Р.436–447/).

Гл.10. О том, что частным образом касается нас, и, во-первых, действительно ли все мы ущербны через падение Адама? То есть, сообщается ли изначальный [primigenium], или, как его обычно называют, первородный [originale] грех? (§66–69 /Р.447–456/).

Гл.11. В чем состоит смысл первородного греха, в одной лишь причтенной нам виновности Адама, или также в некоем физическом пороке? (§70–75/Р.456–466/).

Гл.12. Является ли сама по себе эта (греховная) склонность [fomes], или изначальная порча, грехом, заслуживает ли Божьего гнева? (§76–79/Р.466–485Г)

Гл.13. Был ли между людьми кто-нибудь, свободный от первородного греха? (§80–83/Р.485–498/).

Гл.14. О применении предшествующего учения (§84/Р.499–502/).

Приложение

Содержащее Христианское православное учение13 о благодатном оправдании грешника через Христа того же автора созданное для пользы его друга вместо предисловия к которому предпослано письмо о том же самом написанное к этому же другу.

Письмо об оправдании <...> (Р.504–508).

Учение об оправдании <...> (Р.509–541)14.

Volumen tertium

Христианского православного богословия подготовленного и изложенного в той же последовательности и по тому же методу, которые использовал в Киевской Академии Феофан Прокопович. Лейпциг, 1793

Том 8

КНИГА СЕДЬМАЯ. О всеобщей благодати Божией в отношении человеческого рода.

Введение.

Как состояние непорочности, которое было величайшим благодеянием Божиим, по вине людей сменилось состоянием растления и бедствия, так за этим последним, по милосердию Божьему, последовало другое, счастливейшее состояние, а именно восстановления. Ведь когда весь человек безобразно растлился и даже по всей справедливости был осужден на вечное бедствие, Бог, подвигнутый глубочайшим милосердием, решил его воссоздать, и, восприняв его из самого бедственного состояния, которого тот оказался достоин, одарить вечным блаженством, хотя тот совершенно этого не заслуживал. И для исполнения этого совета Он употребил средство, какому никогда нельзя вдоволь надивиться, ибо хотя Заступник требовал по Своей праведности от человека грешника, чтобы тот вечно отбывал наказание, Он с величайшей премудростью определил, чтобы Его Единородный Сын воспринял на Себя лицо Посредника; и даже чтобы Он, облачившись в смертную плоть ради человеческих грехов, вмененных Ему, как Посреднику, удовлетворил закону Божественной справедливости совершеннейшим повиновением закону и теми карами, что причитались людям, но перенесены были Им, то есть, Своей ужаснейшей смертью, принятой добровольно; и чтобы обнаружились одновременно высочайшие Божественные праведность и милосердие и из согласия обоих сделалась известною не только на земле, но даже на небесах многоразличная премудрость Божия15.

Далее, хотя этого Своего Сына с Его драгоценнейшими заслугами Он для всех и для каждого в отдельности назначил орудием к спасению, однако под определенным условием, чтобы все и каждый в отдельности приняли Посредника истинной верой и до конца жизни удержали посредством святости, а именно, плода истинной и действенной веры. Поэтому Он Сам все из того же Своего милосердия определил даровать каждому как веру, так и другие дарования и пособия в полноте и достаточно, чтобы с Его стороны не было упущено ничто потребное для восстановления и спасения людей. И что Он определил у Себя от вечности, это самое Он частично исполнил, частично исполняет самым усердным образом. Всякий, кто оценит хотя бы эти краткие слова, поймет обширнейшее содержание этого третьего уже состояния, которое потому распространяется почти на весь свод богословского учения и не может быть охвачено одной книгой.

Итак, первая часть его, то есть, начало и источник нашего спасения, а именно, самая общая благодать Божия в отношении человеческого рода по справедливости требует для себя этой Книги, в которой сначала наименование БЛАГОДАТИ, определение, основание, разделение, затем, ее самый общий предмет, наконец, союз благодати, с его основанием и особенностью, будет объяснено в следующих Главах:

Главы Книги седьмой.

Гл.1. О происхождении наименования благодати, ее различных обозначениях, также о ее определении и синонимах (§1–6/Р.1–4/).

Гл.2. О причинах благодати субъективных и целевых, также о ее разделении (§7–16/Р.4–7/).

Гл.3. О предмете благодати, к которому она обращена самым общим образом (§17–39/Р.7–31/).

Гл.4. Опровергаются возражения против всеобщности благодати (§40–54/Р.31–55/).

Гл.5. О благодатном союзе [foedere] и его установлениях (§55–64/Р.55–62/).

Гл.6. Об основании благодатного союза, его особенности (§65–69/Р.62–66/).

Гл.7. О применении предшествующего учения (§70–73/Р.66–68/).

КНИГА ВОСЬМАЯ. О предопределении во Христе и об отвержении противного.

Введение.

К всеобщему благоволению Божьему по отношению к падшим людям, как к первому началу спасения, справедливо присоединяется учение о Его особенном благоволении. Ибо то охватывает всех людей, пребывающих в бедственном состоянии, и которым оно назначает и подает действенные спасительные средства, это – грешникам, которые усваивают предоставленные спасительные средства, постановляет даровать вечное спасение и называется предопределением.

А что следует знать об этом учении, мы заключим в следующих Главах:

Гл.1.О Предопределении во Христе (§1–49/Р.70–93/).

Гл.2. Об Отвержении (§50–57/Р.93–95/).

Гл.3. О некоторых правилах, которые следует соблюдать по отношению к этому догмату веры (§58 /Р.95–96/).

Гл.4. О том, каково применение предшествующего учения (§59/Р.96/).

КНИГА ДЕВАЯТАЯ. О воплощении Сына Божьего, жизни Воплощенного, Его двояком состоянии, истощании и величии, и о служениях Христа.

Введение.

Здесь нам предлагается к рассмотрению, во-первых, ЛИЦО воплотившегося Христа и Его ПРИРОДА; далее его двоякое СОСТОЯНИЕ, истощания и величия; наконец, Его тройственное СЛУЖЕНИЕ: пророческое, священническое и царское, каковое все откроется в следующих Главах:

Главы Книги девятой.

Гл.1. Об именах Воплощенного (§1–14/Р.98–105/).

Гл.2. О пришествии обещанного прежде Мессии, Которым является Иисус Назарянин (§15–47/Р.106–150/).

Гл.3. О Божественно природе Христа (§48–56/Р.151–156/).

Гл.4. О человеческой природе Христа (§57–63/Р.156–167/).

Гл.5. О единстве во Христе лица, или ипостаси (§64–99/Р.168–195/).

Гл.6. О деятельной причине воплощения (§100–109/Р.196–203/).

Гл.7. О целевой причине воплощения (§110–127/Р.204–217/).

Гл.8. Об общении природ во Христе и проистекающих отсюда личностных утверждениях [propositionibus personalibus] (§128–138/Р.217–222/).

Гл.9. Об общении свойств во Христе (§139–238/Р.223–300/).

Гл.10. О двояком состоянии, и, во-первых, о состоянии истощания (§239–300/Р.300–337/).

Гл.11.О тройственном служении Христа (§301–392/Р.337–377/).

Гл.12. О применении предшествующего учения (§395–396/Р.377–378/).

КНИГА ДЕСЯТАЯ. Об оправдании грешника, вместе с тем, что ему предшествовало и что за ним последовало: о призвании, возрождении, обновлении.

Все, что должно быть сообщено юношам об этом учении, мы заключим в этих немногих Главах:

Главы Книги десятой.

Гл.1. О Призвании (§1–38/Р.380–396/).

Гл.2. О Возрождении (§39–65/Р.396–405/).

Гл.3. Об Оправдании (§66/Р.405/).

Гл.4. О возрождении или освящении (§67–96/Р.405–413/).

Гл.5. О применении предшествующего учения (§97–101/Р.414–416/).

Том 9

КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ. О законе и Евангелии.

Введение.

Поскольку изложено учение об оправдании грешника, вместе с тем, что ему предшествовало и что за ним последовало: о призвании, возрождении, обновлении, нам остается рассмотреть вопрос о законе и Евангелии. Ибо как определил Бог от вечности, так и вышло, а именно, те, кто веруют в Сына Божьего, оправдываются. В связи с этим делом восстановления или оправдания Богу угодно было устроить некие вспомогательные средства, частью как орудия для него, частью как условия. Первое место среди них занимает провозглашение закона и Евангелия. Это становится ясным из следующих Глав:

Главы Книги одиннадцатой.

Гл.1. О законе вообще, где о наименовании закона, сути, или определении и разделении (§1–89/Р.418–461/).

Гл.2. О Евангелии, где также о Ветхом и Новом Завете и о их сходстве и различии (§90–127/Р.461–478/).

Гл.3. О применении предшествующего учения (§128–132/Р.479–481/).

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. О таинствах Ветхого и Нового Завета.

Среди вспомогательных средств восстановления, которые Бог установил как орудийные причины [caussas instrumentales], имеются некие обряды, которыми сообщается, или запечатлевается благодать; эти обряды повсеместно называются таинствами. Что в них действительно заслуживает рассмотрения, мы заключим в следующих Главах:

Гл.1.О таинствах вообще (§1–49/Р.483–506/).

Гл.2. О таинствах Ветхого Завета (§50–57/Р.507–514/).

Гл.3. О таинствах Нового Завета (§58–67/Р.515–520/).

Гл.4. О Крещении (§68–142/Р.520–569/).

Гл.5. О миропомазании или конфирмации (§143–173/Р.570–594/).

Гл.6. О евхаристии или тайной вечери (§174–325/Р.594–684/).

Гл.7. О покаянии, или, лучше, об ἐξομολογήσει τῶν ἁμαϱτημάτων (исповедании грехов), соединенном со священническим отпущением (§326–376/Р.684–702/).

Гл.8. О священстве, или, лучше, о χειϱοτονία, то есть, о возложении рук, через которое прилагают к разряду служителей Церкви (§377–414/Р.702–723/).

Гл. 9. О браке (§415–466/Р.723–751/).

Гл. 10. О последнем помазании, или, лучше, εὐχελαίω, то есть обряде помазания больных освященным елеем (§467–474/Р.751–753/).

Гл. 11.О применении предшествующего учения (§475–476/Р.753–757/).

Богу Отцу нерожденному. Богу Сыну Единородному, Богу Духу Святому, от единого Отца исходящему, за сохранность и крепость телесную, за душевные дарования, за счастливое завершение моих трудов – хвала и вечная слава!

Finis Voluminis III.

* * *

1

Объем – 8 страниц (как они пронумерованы, листы а2-а5).

2

Объем – 8 страниц (нумерация их не дается).

3

Имеется русский перевод: История о начале и продолжении раздора между Греками и Римлянами о исхождении Святаго Духа. Сочинена в 1714 году / Феофана Прокоповича, архиепископа Великого Новагорода и Великих Лук, четыре сочинения, выбранные из Богословской его системы. Переведены с Латинского на Российский язык М.Соколовым. М., 1773. С. 2–124.

10

Так – в оглавлении [mirum in modum]. В наименовании главы в самом тексте Богословия – «жалким образом» [miserum in modum], что более соответствует содержанию главы.

11

Буквально: «заново варить подогретую капусту» (поговорка).

12

Имеется русский перевод: Феофана Прокоповича, архиепископа Новогородского, особливое рассуждение о грехе смертном и простительном, выбранное из Богословской его системы / Феофана Прокоповича четыре сочинения... С. 232–284.

13

Этот Трактат, только без помещенного выше письма, вышел в свет впервые в Братиславе в 1769 г.

14

Имеется русский перевод: Краткое православное христианское учение о благодатном человека грешного через Иисуса Христа оправдании, сочиненное в 1716 году / Феофана Прокоповича четыре сочинения... С. 162–230.


Источник: Роспись структуры «Christiana Orthodoxa Theologia» Феофана Прокоповича, ректора Киевской Академии, позднее архиеп. Новгородского. (Пер. с латинского иером. Феодора (Юлаева)) // Памятники богословской мысли. Вып. 4. Русское богословие XVIII век. 2011. С. 1-15. (Эл. издание).

Комментарии для сайта Cackle