блаженный Феодорит Кирский

Толкование на послание к Филимону


Филимон был из числа уверовавших, жил же в городе Колоссах, где дом его сохранился и до настоящего времени. Слуга его, по имени Онисим, похитив нечто и бежав, впал в апостольские мрежи, а богомудрый Павел в то время был в Риме, в темнице. Посему, там Онисима сподобив спасительного крещения, послал его к господину, написав сие послание. Не вознерадевший же о слуге, беглеце, заслужившем наказание, и хищнике, но духовным наставлением сподобивший его спасения вознерадел ли бы когда о ком бы то ни было?

Флм.1:1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему.

Флм.1:2. И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви.

Флм.1:3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

«Павел юзник Иисус Христов, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и споспешнику нашему, и Апфии сестре возлюбленней, и Архиппу совоинственнику нашему, и домашней твоей церкви, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол назвал себя "юзником", узами придавая наибольшую силу просьбе своей. Ибо за вас, говорит, обложен я узами. А если бы избрал я для себя покой, не ходил по вселенной и не предлагал Евангелия всем людям, то не изведал бы сего на опыте. Хвалит же Филимона, наименовав споспешником, присоединяет к нему и супругу, как сообщницу в вере; вероятно же, что она, не будучи упомянута, стала бы противодействовать написанному в послании; Архиппу же вверено было учение их; о нем и к колоссянам написал Апостол: «Рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да довершиши е» (Кол. 4, 17). Его же сделал соучастником и прошения своего, а кроме того, и весь дом, который назвал церковию, как отличавшийся благочестием, чтобы и слуги, удостоившись апостольской чести, соделались споспешниками в убеждении. И так блаженный Павел супругу Филимонову наименовал «возлюбленною», как украшенную верою, и никто да не удивляется, хотя ныне оскорбляются некоторые сим приветствием, потому что, во зло употребляя самое дело, и именование сделали укоризненным, но в древности слово это было честно и достохвально.

Флм.1:4. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих.

Флм.1:5. Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым.

Флм.1:6. Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.

«Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих, слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым, яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе». Всегда, говорит Апостол, воспоминаю о тебе, молясь и за твои преуспеяния; прославляю Бога всяческих, ибо слышу, какую возымел ты веру в Спасшего Владыку, и сколь великую имеешь любовь, и каких услуг удостаиваешь уважающих Божественное; и прошу и молю общего Благодетеля даровать тебе совершенное обладание благами.

Флм.1:7. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

«Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате». Ибо великой исполняюсь радости, что всякого рода услуги оказываешь святым.

Флм.1:8. Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно.

Флм.1:9. По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа.

«Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе еже потребно есть, любве же ради паче молю». Я мог бы, говорит Апостол, смело поступить с тобою, как горячо верующим, и велеть по праву учителя, но не делаю сего, обращаюсь же к тебе с просьбою. Потом к смирению сказанного присовокупляет речь величавую:

«Таков сый якоже Павел старец». Смотри, кто проситель, одного упоминания об имени достаточно, чтобы внушить уважение и крайне упорному. Кто слышит Павла, тот слышит проповедника вселенной, возделавшего сушу и море, сосуд избранный и прочее, для перечисления чего потребны тысячи языков. Присовокупил же слово "старец", указывая на седину, добытую трудами, и ею придавая большую достоверность слову. Присоединяет к этому и другое.

«Ныне же и узник Иисуса Христа». Почти Павла, почти старость, почти узы, которыми обложен я, как проповедник истины.

Флм.1:10. Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих.

Флм.1:11. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его.

«Молю тя о моем чаде. – Кто возглаголет силы Господни» (Пс. 105, 2)? Кто достойно восхвалит Божие человеколюбие? Заслуживший наказание, подкопатель стены внезапно стал чадом Павловым. Апостол сказует, как и соделался чадом.

«Егоже родих в узах моих». Узы не воспрепятствовали духовному рождению. Потом к похвалам приложил и имя.

«Онисима, иногда тебе непотребнаго». Напомнил о прежнем, но указал тотчас и на перемену.

«Ныне же тебе и мне благопотребна». Показал преизбыток в перемене нравов; теперь, говорит, благопотребен он не тебе только, но и мне.

«Егоже возпослах тебе»; потому что не мог удерживать у себя столько переменившегося.

Флм.1:12. Ты же прими его, как мое сердце.

«Ты же его, сиречь мою утробу, приими». Мой он сын, говорит Апостол, моею порожден утробой.

Флм.1:13. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование.

«Егоже аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования». Ты обязан служить мне, как ученик учителю, и притом учителю, проповедующему Божественное учение. Посему хотел я вместо тебя взять его, чтобы он заплатил мне долг твоего служения.

Смотри, какова сила Евангелия: слугу сделало оно равным господину.

Флм.1:14. Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.

«Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли». Хочу, чтобы и ты приобрел из сего выгоду, собственным своим согласием извлек пользу. И из сего явствует, что он принес спасительную проповедь колоссянам: ибо пишет к Филимону как к собственному своему ученику, и здесь просит за Онисима; а в Послании к Колоссянам пишет, что с согласия Филимона, взяв Онисима в сотрудники, послал вместе с Тихиком, как соделавшегося споспешником Евангелию. "Яже о мне, – говорит он, – вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе, егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о вас, и утешит сердца ваша, со Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде» (Кол. 4, 7–9). Филимон, получив послание от Апостола, послал к нему Онисима, Апостол же послал его в Колоссы с Тихиком.

Флм.1:15. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда.

Флм.1:16. Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.

«Негли бо ради сего разлучися на час, да вечна того приимеши, не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленна, паче же мне, кольми же паче тебе, и по плоти, и о Господе». Бегство для него, говорит Апостол, соделалось причиною благ, ибо из непотребного раба сделался истинным братом; и если братом мне, то гораздо паче тебе, так как тебе принадлежит и по телесному служению.

Флм.1:17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

«Аще убо имаши мене общника, приими сего, якоже мене». Что убедительнее, что тверже сих слов? Если, говорит Апостол, удостаиваешь какого-либо уважения общение со мною, то, как меня, прими допустившего в себе эту необычайную перемену.

Флм.1:18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

«Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени». Слово "сие" дает разуметь, что, похитив нечто, несправедливо издержал. Похищено Онисимом, а божественный Апостол просит Филимона преступление это вменить ему. Потом с великим радушием сознает свой долг.

Флм.1:19. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачy; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

«Аз Павел написах рукою моею: аз воздам». Вместо обязательства имей у себя это послание; все оное написал я сам, признаю себя должником и обещаюсь уплатить долг. Потом показывает Апостол, что и сам Филимон подлежит еще большим винам.

«Да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен». Чрез меня, говорит Апостол, сподобился ты спасения. И из сего явствует, что Филимон удостоился апостольского учения.

Флм.1:20. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.

«Ей, брате, аз да полъзуюся тобою о Господе: упокой мою утробу о Господе. Аз да полъзуюся тобою о Господе», то есть да воспользуюсь твоими о Господе преспеяниями, да вижу тебя обогащающегося всеми духовными благами.

Флм.1:21. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.

«Надеявся на послушание твое, написах тебе, ведый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши». Знаю благопокорность твоей души; потому и пишу, смело полагаясь, что сделаешь для меня и большее того, о чем просил.

Флм.1:22. А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

«Купно же и уготови ми обитель: уповаю бо, яко молитвами вашими дарован буду вам». И сие Апостол сказал не просто, но чтобы, ожидая его прибытия, уважал и его послание.

Флм.1:23. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса.

Флм.1:24. Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

«Целует тя Епафрас, спленник мой о Христе Иисусе, Марко, Аристарх, Димас, Лука, споспешницы мои». Апостол об Епафрасе упомянул здесь, потому что и он был колоссянин; ибо Павел так писал к колоссянам: «целует вы Епафрас, иже от вас, раб Иисуса Христа» (Кол. 4, 12). Димаса же предпоставил Луке, как всем известного и сотрудника, ибо уже после сего оставил он Апостола, возлюбив нынешний век.

Флм.1:25. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим! Аминь». Сим законам обязаны следовать сподобившиеся Божественного учения; так надлежит учить рабов, чтобы не оставляли служения господам и чтобы все служило к прославлению Владыки Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и великолепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Источник: Послание к Филимону написано из Рима и прислано с слугою Онисимом.

Комментарии для сайта Cackle