блаженный Феодорит Кирский

Сокращенное изложение Божественных догматов

Глава 14 Глава 15 Глава 16

15. О том, что Владыка воскресил восприятое Им на Себя естество

О том, что воскресил восприятое на Себя естество, как Сам Он свидетельствует, показывая руки и ноги Апостолам, так свидетельствуют и персты Фомы, касавшиеся язв. А сие, по повелению Господа, сделали и прочие Апостолы, ибо сказал им Господь: «осяжите и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» (Лк. 24, 39). Взывает же и божественный апостол Иоанн в начале послания: «узрехом, и руки наша осязаша» (1 Ин. 1, 1). И великий Петр, говоря Иудеям и потом упомянув о пророчестве Давида, какое изрек он о Владычнем воскресении, сказал и следующее: «мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа и посадити Его на престоле его, предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления» (Деян. 2, 29–31). Посему два свидетеля вместе, и Апостол и Пророк, один предвозвещая, а другой толкуя пророчество по исполнении, научают нас, что воскресение приписывается не Божеству, но телу и душе (а чему приписывается воскресение, тому, конечно, принадлежало и страдание), не потому, что с телом умерла и душа (и человеческие души бессмертны), но потому, что по разлучении с душою тело прияло кончину. Божество же неразлучно было с человечеством и на Кресте, и во гробе, но, будучи бессмертно и непреложно, не потерпело ни смерти, ни страдания. Ибо если душа по врожденному ей бессмертию не имела части в кончине тела, то возможно ли, чтобы естество неописанное было пригвождено к древу или предано гробу? Сие давая разуметь, четыре Евангелиста упоминают об Иосифе Аримафейском и говорят, что он пришел к Пилату, испросил тело Иисусово и, когда Пилат отдал, снял тело со Креста, обвил плащаницею и предал тело гробу, и неоднократно употребили слово сие: «тело», ясными и очевидными сими свидетельствами заграждая бесстыдные уста хулящих.


Глава 14 Глава 15 Глава 16


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.