«Сокращенное изложение Божественных догматов» является 5-й книгой сочинения блж. Феодорита Кирского «Краткое изложение еретических вымыслов», написанного около 453 г. Блж. Феодорит пытается систематически изложить христианскую догматику и предлагает сопоставить православное учение с еретическими заблуждениями, которые он привел в предыдущих 4-х книгах.
Трактат состоит из 29 глав. Первые главы посвящены триадологии. В главе 1 излагается учение о Боге. В главах 2-3 блж. Феодорит отстаивает равенство и совечность Сына и Святого Духа Отцу.
В главах 4-9 говорится о творении, духовных сущностях и антропологии. Все создано Пресвятой Троицей, а не является результатом взаимодействия эонов, чему учили гностики. Сотворенные Богом разумные существа подразделяются на 2 вида: бестелесные духи (ангелы и демоны) и человек. Природа человека имеет 2 составляющие: бессмертную душу и тело, составленное из 4 элементов. Блж. Феодорит отвергает учение о предсуществовании и переселении душ.
В главе 10 речь идет о Божественном Промысле. Автор критикует учение, что Бог не промышляет о Своем творении, что Промысл Божий ограничен подлунной сферой.
Главы 11-15 посвящены христологии и сотериологии. Блж. Феодорит обличает ереси манихеев, гностиков, ариан и др. Он подчеркивает, что Церковь Одного и Того же именует Сыном, Единородным, Логосом и Иисусом Христом, прилагая последнее именование к Господу после вочеловечения, а прочие - и до, и после него.
В главах 16-17 говорится о благости и праведности Божией, о единстве двух Заветов. Блж. Феодорит критикует 2 основных заблуждения Маркиона: противопоставления справедливого Демиурга и благого Бога и отрицания того, что Ветхий и Новый Заветы восходят к Одному и Тому же Законодателю.
В главе 18 речь идет о крещении, которое не только дарует оставление прежних грехов, но и дает верным образ будущего воскресения, приобщение к страданиям Христа и причастие Его Воскресению (гл. 18).
В главах 19-23 речь идет об эсхатологии. Бессмертная душа не воскресает, а возвращается в тело. Второму Пришествию Христа будет предшествовать явление антихриста. Каждый человек получит по справедливости либо награду, либо наказание. Царство праведников будет не земным и ограниченным во времени, как учат сторонники хилиазма, а вечным и нетленным (главы 19-23).
Главы 24-29 посвящены вопросам нравственности и изложению православного учения о браке.
16. О том, что Один и Тот же и благ и справедлив
Поскольку мерзкий Маркион одного называет справедливым и Его именует Создателем, а другого благим, и это, по словам Маркиона, есть Иисус Христос, то поговорим несколько и о сем и докажем, что Господь наш Иисус Христос – и Создатель, и Спаситель, что Он и благ, и справедлив. Поскольку преокаянный Маркион слышал требование закона: «око за око, зуб за зуб,... жжение за жжение, язву за язву» (Исх. 21:24–25), а Господь повелевает нам ударяющему «в десную ланиту» обращать и «другую», и «хотящему судитися и ризу взяти», отпускать «и срачицу» (Мф. 5, 39–40), то сей безумец заключил, что один справедлив, а другой благ. Но не уразумел он, что строгость евангельских законов страшнее Моисеева законоположения. Ибо закон Моисеев запрещает убийство, а закон евангельский угрожает геенною называющему брата уродом. Сказано: «всяк,... иже речет брату своему:... уроде, повинен есть геенне огненней» (Мф. 5, 22). Так, еще ветхий закон осуждает любодеяние, а евангельский называет любодеянием и скверное вожделение, возбуждаемое непотребным взглядом. Закон ветхий запрещает ложь, а новый – и клятву. Закон ветхий возненавидевшему жену повелевал отпустить ее, а новый отпущение жены, не уличенной в любодеянии, называет прелюбодейством, ибо говорит: «всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует» (Мф. 5,32). А сверх сего евангельский закон угрожает и востребованием отчета за праздное слово, и вечным мучением, и тьмою кромешною, и геенною огненною, и многим иным, сему подобным. Из сего же всякий усмотрит, что называемый у Маркиона справедливым благ и именуемый благим справедлив; потому и законы дал строжайшие, и наказаниями угрожает тягчайшими.
Но явное безумие даже и говорить то, что утверждал Маркион. Ибо Повелевший в Евангелии любить врагов и в ветхом законе предписал не оставлять без призрения вражеского скота, падшего под бременем, но помочь ему и во время нужды не помнить неприязни (Исх. 23, 5). Так, повелевает еще, если вол врага заблудился, привести его и отдать владельцу (Исх. 23,4). И не только милосердию к людям научает закон ветхий, но повелевает даже иметь жалость и к бессловесным животным. Ибо сказано: «да не заградиши устну вола молотяща» (1Кор. 9, 9); и еще: «да не свариши ягняте в млеце матере его» (Исх. 23, 19). И нашедшим птичьих птенцов закон запрещает с птенцами брать и матерей (Втор. 22, 6–7). И седьмой день повелевает проводить в праздности, чтобы отдохнули не только раб и рабыня, но и вол и осел (Исх. 23, 12). Такое попечение имеет и о бессловесных. Можно же найти, что и законы, написанные о пришельцах, исполнены всякого человеколюбия. Ибо сказано: не «озлобите пришелца: пришелцы бо бесте в земли Египетстей» (Исх. 22, 21). И жнущим повелел колосья, ускользнувшие из-под серпа, оставлять «пришелцу, сиру и вдове» (Втор. 24, 19). Так и обирающим виноград запрещает в другой раз собирать ускользнувшие из рук ягоды и укрывшиеся грозды. А сие самое повелевает наблюдать и в рассуждении других плодов. Ибо сказано: «и винограда твоего вторицею да не обереши» (Лев. 19, 10); не обирай в другой раз и маслин твоих, но пусть будет это пришельцу, сироте, вдове и птицам небесным и зверям земным (Втор. 24, 21). Даже и пленницу закон удостаивает великого о ней промышления. Ибо не отдает ее на поругание сластолюбцам, но повелевает сперва дозволить ей предаться плачу, чтобы почтить ей тем своих, а потом обрить ее и тогда уже «совокупиться с нею»; а если властелин пресытится в наслаждении, закон не позволяет продавать ее, не дает права оставлять ее в рабстве, но повелевает отпустить на свободу, бывшее с нею общение вменяя в цену ее (Втор. 21, 13–14).
Поэтому, какое понесши наказание, достойно хулы своей наказаны будут те, которые столь благого законоположника осмелились именовать не только несправедливым, но и злым?