блаженный Феодорит Кирский

Сокращенное изложение Божественных догматов

Глава 21 Глава 22 Глава 23

22. О Втором пришествии Бога и Спасителя нашего

Будет же сие по Втором пришествии Спасителя нашего, ибо так обетовал Он и Апостолам: возвращусь и «прииду к вам» (Ин. 14, 18); и еще: «паки прииду к вам, и поиму вы к Себе» (Ин. 14,3); и в другом месте: «тогда узрите Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных» (Мф. 24, 30) «в славе Его, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит... овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю» (Мф.25, 31–33). Сие же пришествие Спасителя видел и божественный Даниил. «Зрях, – говорит он – дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми ceдe, одежда Его бела аки снег, и власи главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огнен, колеса Его, огнь палящ. Река огненна течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище ceдe, и книги отверзошася» (Дан. 7, 9–10). «И се на облацех небесных, яко сын человечь, идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся. И Тому дадеся власть... и царство: власть Его власть вечная,... и царство Его во веки будет» (Дан. 7,13–14); «и преставлено начальство зверей, и дано царство святым Вышняго» (Дан. 7:12, 27). Таково согласие евангельских проповеданий и пророческих провещаний, потому что те и другие суть словеса единого Бога.

Об огне сем1 и пророк Исаия говорит: «кто возвестит вам место вечное?» (Ис. 33, 14) И в конце пророчества сказует: «червь их не скончается, и огнь их не угаснет» (Ис.66, 24). И божественный Давид, предвозвещая сие пришествие, сказал: «Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна» (Пс. 49, 1–3); и в другом псалме: «облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его» (Пс. 96, 2, 3); и еще: «яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию» (Пс. 97, 9).

И устами пророка Малахии изрек Сам Бог всяческих: «се Аз послю вам Илию Фесвитянина,... да не пришед поражу землю в конец» (Мал. 4, 5, 6). И божественный Апостол, пиша к блаженному Титу, с первым пришествием Спасителя нашего сопоставил и второе. Ибо говорит: «явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11–13). А сим показал, что и первое пришествие было ради второго. Ибо для того, говорит, и явися, чтобы, избавив нас от нечестия и беззакония и обучив всякой добродетели, приуготовить к радостному ожиданию Второго пришествия. Да и фессалоникиан хвалит, что, избавившись от идольской прелести, решились «работати Богу живу и истинну и ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго» (1 Сол. 1, 9–10). И в Послании к Евреям упомянул о сем пришествии, приводя пророческое свидетельство. Ибо говорит: «аще елико, елико Грядый приидет и не укоснит» (Евр. 10, 37) Сему учил и филиппийцев, ибо сказал: «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса» (Флп. 3, 20). А равно и фессалоникиян поучал, говоря: «Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее», и так далее (1 Сол. 4, 16). Нетрудно было бы привести и другие свидетельства, возвещающие о Втором пришествии Спасителя нашего, но и приведенных достаточно к убеждению и до крайности любоприятельных.

* * *

1

Об огне, какой изобразил пророк Давид в приведенном выше месте.


Глава 21 Глава 22 Глава 23


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.