архиепископ Феофан (Прокопович)

VI. Младший Братский Кружок

Прежде всего мы стараемся во вновь поступающем воспитаннике пробудить сознание необходимости и желание духовной самодеятельности. Для этого мы объясняем ему, что, созданный по образцу и подобию Божию, он способен быть разумным, любящим и свободно совершенным, если добрая воля его откроет душу для воздействия благодати Божией – Бога Живого, Единого Источника, альфы и омеги всех благ и всякого добра; что Бог, любящий всякого, кто позволяет Ему любить себя, не изменяя добру и не уживаясь со злом, создал его для блаженства вечного и непременно допустит его в Братство Ангелов и Святых Царства Небесного, если, по настроению духа, он не будет братом дьяволам. Объясняем ему, что главный, самый важный интерес жизни его на земле и состоит в том, чтобы внутри его, в душе его, пока он тут, вдали от видения силы и славы Божией, может свободно избирать добро или зло, водворилось царствие Божие на место ада духовного, что и сделает его духовно близким и родным Отцу Небесному и верным чадом Его. Объясняем ему, что силы духовные, потребные для духовного воспитания его, может дать ему один Бог, что дать Богу право излить на него дары благодати, не насилуя его, может он один, имея на то добрую волю и самостоятельно, при помощи Божией, борясь «борьбою крепкою» со своими порочными наклонностями, причем дело воспитателей его ограничивается уяснением ему вечной истины правды воли Божией, уяснением ему добра и зла в нем самом при свете этой правды и любовным содействием ему на трудном узком пути от мрака к свету, от привычной рутины к разумной жизни по вере. Объясняем ему и то, что характер есть ничто иное, как результат частого переживания известного духовного настроения, что, следовательно, нет такого характера, который служил бы непреодолимым препятствием для достижения христианской гармонии духа, даже на степени святости, если добрая воля откроет душу для Бога, Который по всемогуществу своему силен соделать чудо во всякой немощи.

Конечно, все это объясняется детям их старшими друзьями применительно к их пониманию и на языке для них удобопонятном.

Как только мы замечаем, что в ребенке проявилась добрая воля и самодеятельность в желательном направлении, мы считаем его достойным кандидатом в члены Младшего Братского Кружка и находим вступление в него во всех отношениях желательным. Обыкновенно сами члены М. Б. К., с любовью следящие за всяким проявлением доброго настроения во вне-кружковых товарищах, с радостью первые подмечают возможность приобретения нового брата, приглашают его в свое собрание и при общем ликовании заявляют ему о своих надеждах на него, ободряя его доказать устойчивость своей доброй воли и тем дать им право принять его в свою среду. В тех случаях, когда замкнутость характера или робость мешают ребенку проявлять себя, его старший друг указывает на него членам М. Б. К. и объясняет им его характер.

У нас принято никого из вновь поступивших в школу не принимать в М. Б. К. раньше января следующего года, чтобы дать время ребенку доказать устойчивость доброй воли и не принять в кружок члена, не соответствующего ему по духовному настроению. Для вступления в М. Б. К. не требуется, чтобы ребенок окончательно победил в себе порочные наклонности, но обязательно требуется, чтобы он не колебался в желании бороться с ними и особенно не колебался в своих добрых чувствах к братьям по кружку. Опыт показал, что ребенок, вступивший в число членов М. Б. К. слишком рано, когда по настроению духа он еще не был того достоин, не только служит разбавляющим элементом, помехою для общего единодушия, но и сам мало получает от того пользы, не умея оценить блага братского общения, даже заподозревая искренность тех чувств, до которых сам еще духовно не дорос.

Надо видеть, чтобы оценить, если злобное сердце тому не мешает, духовную красоту единодушной детской радости, когда наступает для них светлый праздник приема новых братьев.

М. Б. К. составляет для воспитанника первую ступень на пути согласования жизни с верою, вполне естественно, что и вступление в него есть духовное торжество, все сотканное из молитв. Начинается оно неизменно чтением 15–17 стихов XVIII гл. Ев. от Матфея, содержащих в себе программу братских отношений, осуществление которой М. Б. К. и ставит себе целью. Согласно этим Евангельским стихам, вновь поступающему подробно разъясняются принимаемые им на себя, по отношению к новым братьям, обязанности. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» – так должны поступать и члены М. Б. К., стараясь дружеским объяснением с глазу на глаз улаживать всякое возникающее недовольство и даже охлаждение взаимных отношений. «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» – так и члены М. Б. К. при неуспешности единоличных стараний, должны прибегнуть к помощи одного или двух братьев по кружку, или старшего друга уклоняющегося от добра, чтобы вовремя образумить, уговорить, убедить брата согрешающего и таким образом не дать порочной наклонности, при содействии злой воли или апатичной разнузданности, стать привычкою и, может быть, важною помехою в будущем для согласования мыслей, симпатий и жизни с верою. «Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Церковь – собрание верующих. «Где будет двое или трое собраны во Имя Мое, там буду и Я посреди их». Святой Климент Александрийский называет малою церковью каждую верующую семью, тем более может быть назван малою церковью и М. Б. К., состоящий из детей во имя Христа собравшихся в тесную братскую семью, одушевленную верою и любовью. Когда ничто не действует и член М. Б. К. продолжает выказывать настроение, несоответствующее характеру и целям кружка, его призывают в общее собрание кружка, стараются общими силами поколебать в нем злую волю и если теряют всякую надежду на то, что дальнейшее пребывание его в кружке не будет ложью, решают удалить его из кружка до тех пор, пока не получат право без лжи вновь назвать его братом.

После чтения и подробного объяснения Евангелия, поют и читают приличные случаю молитвы, затем вновь поступающий целует крест и хоругвь М. Б. К. в знак того, что с любовью желает исполнить заповедь Христа Спасителя и обещает любить М. Б. К. и всех его сочленов. Торжество заканчивается тем, что вновь поступающему дают первый братский поцелуй и все радостно поздравляют друг друга с новым братом.

По временам М. Б. К. собирается для обсуждения поведения своих сочленов, предъявляя к ним, само собою разумеется, требования, соответствующие целям кружка и принятым на себя обязанностям; на этих собраниях сообщают и наблюдения над настроением воспитанников, еще не принятых в кружки и решают вопрос о том, на кого из них надо обратить преимущественное внимание, чтобы с любовью поддержать в них зарождающуюся добрую волю.

Нахожу полезным для иллюстрирования общего настроения и строя жизни М. Б. К. приложить в конце книги письмо, посланное им на имя Графа Зигфрида Люттихау, ничего в нем не изменяя.

Особенно умилительно бывает видеть ангельскую радость детей, когда им удается вызвать искренний порыв раскаяния в том из братьев, который огорчал их своим поведением, или когда все они единодушно радуются о каком-либо исключительно светлом явлении школьной жизни. В эти минуты единодушного доброго порыва духовная красота и ликующая радость общего настроения так велики, что невольно вызывают слезы радости и умиления и глубокое внутреннее убеждение, что переживешь великое таинство причастия Духа Святого, обильно изливающего в эти просветленные души вдохновение любви и тихую светлую радость, – глубокое внутреннее убеждение, что в эти минуты сонмы ангелов сорадуются и ликуют при виде этого торжества веры и любви.

Такие минуты, когда они пережиты, оставляют неизгладимый след в душе и надолго торжественно и молитвенно настраивают душу.

После таких собраний нескоро уляжется радостное волнение и еще долго потом можно видеть группы детей, которые ходят обнявшись по три или более человек, причем члены М. Б. К., озаренные внутренним светом только что пережитого могучего чувства, передают свои впечатления вне-кружковым товарищам, заражая и их своею радостью и доброю энергией.

И вот, как от камня брошенного и воду, широко разносятся по школе духовные волны вдохновенной радости, поднимая собою на пути души, доросшие до чувства веры и любви и.... разбиваясь у холодного гранита мрачных, себялюбивых сердец, которые способны даже на диавольские чувства оскорбительного недоверия и мрачного озлобления, видя живой укор в проявлении того настроения, которого они не испытывают и понять не желают.

И здесь, как в малой капле вод, отразилась тайна вечной истины правды Божией; и на этом мы могли понять, почему Всемогущий Бог, никогда не насилующий даже и на добро, не может, при всей Своей благости, допустить в Царство Божие злых демонов, пока они добровольно сердцем не перейдут на сторону добра.

Присутствие одного недостойного между ангельски-вдохновенными делает для него положение невыносимым. Присутствие многих недостойных омрачило бы радость всех и всякий рай обратило бы в ад, который, как и Царство Божие, «внутрь нас есть» и мы везде с собою принесем, пока не изгоним всех кумиров из храма души нашей и не станем храмом Бога Живого, Который один может соединить нас в единомыслии и единодушии со всеми верными чадами Его и сделать нас причастниками силы и славы Своей, без чего везде для нас будет тьма внешняя, плач и скрежет зубов.

Н. Неплюев

Комментарии для сайта Cackle