В.В. Каширина

Мнение святителя Феофана Затворника о протестантизме

Источник

В статье проанализированы взгляды святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815–1894), известного богослова и духовного писателя XIX века о протестантизме. Источниками для анализа стали проповеди, письма, статьи в журнале «Домашняя беседа» и др. Истинность православной веры, по мнению Феофана Затворника, определяется принципом преемства от апостолов и характеризуется неизменяемостью. Протестанты различными нововведениями и поновлениями, по мнению святителя Феофана, исказили учение Церкви. Святитель критикует также протестантскую церковно-историческую науку, которая не признает предание Церкви.

В духовном наследии святителя Феофана нет отдельных работ, посвященных сравнительному богословию. Однако материалы проповедей, писем и отдельные небольшие публикации позволяют реконструировать систему его взглядов по вопросам протестантизма, чему и посвящена предлагаемая статья.

Истинность православной веры определяется принципом преемства от апостолов и неизменяемости. Как отмечал святитель Феофан: «Мы веруем так, как приняли от отцев наших; отцы наши уверовали так, как предал им Православный восток; Восток верует, как научен от апостолов; а апостолы научены Господом и говорили Духом Святым. <…> Обозрите мыслию все пределы отечества нашего и увидите, что оно все усеяно то нетленными мощами, то чудотворными иконами, то другими знамениями особенной близости Божией к нам. Так благодатна была и есть св. вера наша!» [3, c. 189, 191] Православная Апостольская Церковь создана «по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа чрез апостолов. Людям такой уж не создать» [5, с. 7].

В слове «На прощание с Владимирской паствою» перед уходом на Вышу святитель Феофан, давая последний завет своей пастве, с церковного амвона свидетельствовал о том, что в настоящее время распространилось «много лживых учений, <…> растлительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастье и разрушающих благосостояние государства» [2, с. 683] и призывает ее словами апостола Павла хранить предание Церкви (ср.: 1Тим. 6:20).

В толковании на этот апостольский стих святитель Феофан дает четкое определение предания. Апостол заповедует святому Тимофею хранить предание, т.е. «то, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты измыслил, дело не ума, а учения, дело, к тебе переведенное, а не от тебя получившее начало, в коем ты не производитель (auctor), но страж, не учредитель, но последователь, не ведущий, но вслед идущий» [7, с. 605].

Учение Православной Церкви есть, по слову святителя Феофана, «камень, коим испытывается золото» [2, с. 683–684], поэтому «все не согласное с сим учение» необходимо «отвергать как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось» [2, с. 684].

Православная вера, как не раз указывал святитель, – «область, не подлежащая уже поновлениям, именно потому, что, будучи обновлена однажды, она пребывает неизменно новою и всеобновляющею» [6, с. 120], это духовная лествица, которая «уже утверждена и многих возвела на небо, не перестраивать ее нужно, а восходить по ней» [6, с. 160–161].

Святитель Феофан не раз повторял: «Пусть в мире все движется и изменяется, – св. вера наша пребывает и пребудет неизменною» [3, с. 34]. В статье «Стояние и шествие вперед в христианстве» святитель Феофан указывает, что эта неизменность в христианстве сочетается с постоянным духовным стремлением вперед. В христианстве нельзя быть неподвижным и неизменным. Но многие впадают в ошибку – вместо того, чтобы «в стремлении вперед обновлять себя по образцу христианства, <…> хотят поновлять христианство по своим прихотям, не себя ему подчиняя, а его к себе приноравливая» [6, с. 160].

Многие, как отмечает святитель, думают, что «христианство может быть изменяемо в своих догматах, правилах и освятительных действиях сообразно духу времени и что оно, применяясь к изменчивым вкусам сынов века сего, может иное прибавить, иное убавить» [6, с. 448]. Однако на деле совсем иначе – «христианство должно пребывать вечно неизмененным, не состоя нисколько в зависимости и под контролем духа века; напротив, оно само назначено управлять, или властвовать над ним во всех тех, кто покоряется его водительству» [6, с. 448].

У Востока и Запада совершенно разный вектор развития. На Востоке на смену языческим идеалам пришли христианские во все области человеческой жизни – «умственную, нравственную, эстетическую, семейную, политическую» [6, с. 282]. «На Западе Папа, отпав от Церкви, первый принял корень языческой жизни – гордыню» [6, с. 282]. Постепенно «образовался круг людей, проникнутых языческим духом, которые поставили себе задачею снова ввести повсюду языческие начала» [6, с. 283]. Западное Возрождение стало возвращение к языческим началам жизни, по слову святителя Феофана, это «восстановление язычества наперекор христианству» [6, с. 283].

По мнению святителя Феофана, Католическая Церковь, а затем и протестанты отпали от «истинной Церкви» [6, с. 355] по причине различных «измышлений» [6, с. 357] и «новин», поэтому в Католической Церкви «некие части в строе исповедания и церковного чина повреждены, или изменены с отступлением от древнейшего» [4, вып. VII, с. 202].

Святитель Феофан говорил, что Лютер, «человек умный, но своенравный» вслед за Папой «начал все строить да перестраивать по-своему и учредил таким образом новую веру, лютеранскую, далеко не похожую на ту, какая заповедана Господом и передана нам святыми апостолами» [6, с. 457].

Отойдя от христианского учения, свое новое учение о спасении Лютер построил на следующих постулатах – sola fide, sola gratia, sola Scriptura (только верой, только благодатью и только Писанием). Как писал святитель Феофан: «Построил он себе воззрение на дело Божие во Христе Иисусе и все разметал, что казалось ему несообразным с его построением. Голос Церкви в учении – прочь, таинства – прочь, подвижническую строгость – прочь, весь церковный чин богослужения – прочь. По следам учителя пошли и ученики. Всякий, бравшийся богословствовать, долгом считал придумать что-нибудь новенькое и перестраивать все по своей идее. В настоящее время и счету нет всем их воззрениям: единства никакого. От того-то у них нет богословия, а есть неукротимое богословствование. Говорят, и никак не сговорятся» [6, с. 52–53].

Причина подобных нововведений – «пытливость – щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная, <…> истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка» [5, с. 298, 299].

Наряду с материализмом и спиритизмом «немецкое богословстствование», святитель Феофан считает разрушительной язвой для России [6, с. 49], ибо «они готовы идти против Самого Бога» [5, с. 212].

В октябре 1869 года в журнале «Домашняя беседа» святитель Феофан опубликовал заметки «Ум православный и ум немецкий» [10, с. 1023–1024], «Новая язва» [9, с. 1047–1048], посвященные отличию православного и протестантского мировоззрения. В наше время эти заметки были включены в сборник «Созерцание и размышление».

По мнению святителя Феофана, сущность немецкого ума (в совр. терминологии протестантского) составляет «дух новизны и непрестанного поновления» [6, с. 49], т.е. «ум немецкий только умничает, у него нет нормы веры, и он все ищет ее; не изучать берется он веру, а изобретать и построевать, и даже построивши, не успокоивается раз навсегда, а еще ищет, еще ищет, не удовлетворяясь найденным. <…> Православный же ум, изучив и усвоив истину, почивает в ней и услаждается созерцанием ее божественного лика» [6, с. 49]. Святитель Феофан перечисляет признаки протестантских писаний, «немецкие замашки»:

1. «Где строится теория или воззрение и потом подгоняются под них места Писания, <…> готовность подчинять Божеское человеческому» [6, с. 49].

2. «Где нет простоты мысли и слова, а какие-то мудреные сплетения речений и понятий, так что ума не приложишь, о чем идет дело» [6, с. 49–50].

3. Стремление «построевать различные воззрения на христианство, относительно и существа его, и истории, и по этим воззрениям стремиться к перестройке христианского общества» [6, с. 52].

Подводя итог, святитель указывает: «Истина православная проста, ясна, понятна даже для детей. Кто понимает ее и приемлет сердцем, тот говорит всегда просто, без хитросплетений умственных и словесных. Немецкий склад ума и слова крючковатый, темный, запутанный. Со стороны поглядеть – немецкий ум как будто углубляется, а на самом деле ходит по верхам и околицей, не касаясь самого существа истины. Православный же ум признает истину в ее существе и без всяких околичностей» [6, с. 49–50].

В разборе учения протестантов святитель Феофан ссылается на 19-е правило VI Вселенского собора, – «кто вносит в область Божественной истины свое личное мудрование, тот подвергнется клятве» [6, с. 51].

Православные почитают отеческие писания, ибо в них «блюдется Апостольское предание, которое узнается в общем согласии всех их» [4, вып. VI, с. 97], «католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело – и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» [4, вып. VI, с. 97]. В результате таких «измышлений», как пророчит святитель Феофан, возникнет множество вероучений – «что ни царство, то свое исповедание, а там – что ни область, а далее – что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан» [6, с. 357].

К середине XIX века, по свидетельству святителя Феофана, в России «образовался класс людей, которые твердят, что все церковное, все христианское есть ветхость, которую надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое следует усвоить» [6, с. 284].

С особой тревогой святитель Феофан отмечает, что неверие и увлечение ложными учениями распространяется в современном ему обществе, где «неверы всех сортов нагородили себе множество мечтательных предположений» [5, с. 364], однако «все их мудрования – карточный дом: дунь и разлетится» [5, с. 364].

В декабре 1894 года, уже после кончины святителя, в журнале «Церковные ведомости» была опубликована небольшая заметка священника Н. Миловского «Мысли святителя Феофана о протестантской церковно-исторической науке» [1], в которой автор цитирует письмо-автограф святителя от 1 августа 1874 года. Письмо посвящено разбору труда о. Владимира (Гетте) «История христианской церкви от Рождества Христова до наших дней», который вышел в переводе на русский язык в 1872–1875 гг. Протестантский рецензент на примере предания о Нерукотворенном образе Спасителя утверждает необоснованность церковных преданий. В письме святитель Феофан четко формулирует свое отношение к протестантской церковно-исторической науке: «кому же неизвестно, что из всех лживых историй самая лживая есть церковная протестантская история. Один вопрос: истинная история Церкви оправдывает или осуждает протестантство? Осуждает с ног до головы. Но станьте вы читать какую угодно протестантскую церковную историю, по ней протестантство выходит чисто и непорочно. Стало, историки те – отъявленные кривотолки. А мы их на божницу!..» [1, с. 1791].

У святителя Феофана есть поистине пророческие слова об умножении безверия и беззакония, о будущих гонениях и испытаниях для христиан: «Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки… и будут гнать вас… преданы будете… и умертвят вас». Дух антихристовый всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении» [5, с. 365].

Противодействие этим силам – «коренные стихии жизни русской» – православие, самодержавие и народность. Именно эта идея, сформулированная министром народного просвещения С.С. Уваровым в 30-х гг. XIX в., стала предметом рассмотрения в статье святителя Феофана «Коренные стихии жизни русской», опубликованной в 1873 г. в журнале «Домашняя беседа» [8, с. 766–767]. Без этих «стихий» русский народ «перестанет быть русским и потеряет свое священное трехцветное знамя» [6, с. 419]. Эта идея была активно поддержана многими публицистами: С.П. Шевыревым, М.П. Погодиным, Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем, М.Н. Загоскиным, Н.В. Кукольником, Д.А. Хомяковым и др.

Формулируя эту идею в традиционном русле, тем не менее, святитель придает ей особую остроту и четкость: «Православие выражается единством богодарованной истины; самодержавие – единством богодарованной власти; народность – единством стремлений, указанных царем и освященных Богом. Православие приемлет истину от Бога чрез Церковь и смиренно подчиняется ей; самодержавие принимает царя от Бога чрез преемство родов и вседушно повинуется ему; народность воспринимает сознание избранничества Божия для особых целей Провидения, измеряя их известною волею Божиею и представляя себя исполнительным ее орудием. Какая несокрушимая сила – народ преданный Богу и царю и единодушно стремящийся к исполнению указываемых Богом целей! Какой задаток благоденствия и благопоспешения его во всем! Есть что и есть из-за чего поберечь эти сокровища! Береги же, народ русский, не трать и не порти их!» [6, с. 419–420].

Протестантское учение, по мысли святителя Феофана, характеризует «дух новизны и непрестанного поновления» [6, с. 49], искажающий истинное христианское учение, которое, напротив, определяется принципом преемства от апостолов и характеризуется неизменяемостью. Святитель Феофан критикует также протестантскую церковно-историческую науку, которая не признает Церковного Предания. Идеям нигилизма и атеизма, активно распространявшимся в современном ему обществе, святитель призывает противопоставить «коренные стихии жизни русской» – православие, самодержавие и народность.

Список литературы:

1. Миловский Н., свящ. Мысли святителя Феофана о протестантской церковно-исторической науке // Церковные ведомости. Приб. 1894. № 50. 10 декабря. С. 1790–1791.

2. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. 688 с.

3. Слова Санкт-Петербургской Духовной Академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. 330 с.

4. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I-VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994.

5. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия: Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. 398 с.

6. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление: Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. 639 с.

7. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла: К Титу. К Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. 849 с.

8. Феофан, еп. Коренные стихии русской жизни // Домашняя беседа. 1873. Вып. 32. 11 августа. С. 766–767.

9. <Феофан, еп.> Новая язва // Домашняя беседа. 1869. Вып. 41. 11 октября. С. 1047–1048.

10. <Феофан, еп.> Ум православный и ум немецкий // Домашняя беседа. 1869. Вып. 40. 4 октября. С. 1023–1024.

Сведения об авторе:

Каширина Варвара Викторовна – доктор филологических наук, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва, Россия).


Источник: Каширина В.В. Мнение святителя Феофана Затворника о протестантизме. [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis : Международный электронный научный журнал. 2018. № 1.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle