святитель Феофан Затворник

Среда

(Гал. 6, 2–10; Мк. 7, 14–24)

«Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завист­ливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21–22). Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят – помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как вспадает? Часть этих вспадений можно объяснить известными зако­нами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а вот что надо сделать». Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда – достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость, там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем-либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно несродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление – отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся... вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям – трезвение и бодрствование с молитвою.



Источник: Библиография: Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. - М.: Тип. Ефимова, 1882. - 94 с. То же. - 2-е изд. - 1894. То же. - 3-е изд. - 1894. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия / Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. - М.: Тип. Ефимова, 1881. - 484 с. То же. - 2-е изд. - М., 1890. - 454, II с: ил. То же. - 3-е изд. - М., 1897 (обл. 1898), То же. - 4-е изд. - М., 1904. - 462, II с. То же. - 5-е изд. - СПб., 1903. - 367 с. То же. - 6-е изд. - Пг., 1915. - 374 с. То же. - М., Моск. Патриархия, 1991. - 196 с: портр. То же. - М., Правило веры, 1995. - 369 с.

Вам может быть интересно:

1. Краткое учение о Богопочитании – 2. О внешнем богопочтении святитель Феофан Затворник

2. Поучения и слова – 6. Поучение на день пречестной памяти иже во святых отца нашего Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского, месяца июня, в 16 день святитель Димитрий Ростовский

3. Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский – §12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана профессор Иван Николаевич Корсунский

4. Индийские письма – Джон Элиот пишет из Лондона Раме Сисодии святитель Николай Сербский

5. Об искуплении митрополит Вениамин (Федченков)

6. Древний Восток (к вопросу об изучении его истории) профессор Дмитрий Иванович Введенский

7. Поучения сердца моего – Вместо заключения архимандрит Клеопа (Илие)

8. Духовный свет епископ Виссарион (Нечаев)

9. Сокровище духовное от мира собираемое – 135. Рабы, посланные господином звать гостей на обед святитель Тихон Задонский

10. Друг или враг Христов – Толстой? Александр Александрович Бронзов

Комментарии для сайта Cackle