святитель Феофан Затворник

Мысли на каждый день года
по церковным чтениям из Слова Божия

Четверг

(Евр.10, 35–11, 7; Мр.9, 10–16)

История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!.. Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном «поступили,.. как хотели»; и Сын Человеческий уничижен и пострадал (Мк.9:12–13). Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому налицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разростаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи – и разврати­лись. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо-определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее.



Источник:

Библиография: Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. - М.: Тип. Ефимова, 1882. - 94 с. То же. - 2-е изд. - 1894. То же. - 3-е изд. - 1894. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия / Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. - М.: Тип. Ефимова, 1881. - 484 с. То же. - 2-е изд. - М., 1890. - 454, II с: ил. То же. - 3-е изд. - М., 1897 (обл. 1898), То же. - 4-е изд. - М., 1904. - 462, II с. То же. - 5-е изд. - СПб., 1903. - 367 с. То же. - 6-е изд. - Пг., 1915. - 374 с. То же. - М., Моск. Патриархия, 1991. - 196 с: портр. То же. - М., Правило веры, 1995. - 369 с.

Комментарии для сайта Cackle