Источник

2-е

Перенесение мощей св. архидиакона Стефана, первомученика

В этот день совершилось перенесение мощей св. первомученика. В 415 году в одну ночь пятницы в третий час явился Лукиану, пресвитеру того места, где погребен был Стефан, в сонном видении, муж престарелый, высокий ростом, святолепный, украшенный сединами, с длинною бородою, одетый в белую одежду, испещренную золотовидными украшениями, которые изображали собою кресты, с золотым жезлом в руке, которыми он прикоснулся до пресвитера, и трижды воззвал: Лукиане, Лукиане, Лукиане, иди во град Иерусалим, и скажи св. Иоанну архиепископу: доколе быть нам затворенным? Во время твоего святительства нам подобает быть явленными: открой немедленно гробы наши, потому что наши мощи лежат в небрежении, – то дождем мочимы, то ногами неверных попираемы; не столько о себе пекуся, сколько о тех святых, которые почивают со мною, и великой чести достойны. Открой мощи их, да отверзет Бог двери милосердия Своему миру, объятому многими бедами. Пресвитер в ужасе спросил явившегося ему: «кто ты, и кто те, которые с тобою?» Я Гамалиил, отвечал явившийся, Павла апостола Христова питатель и учитель: почивает же со мною камением побиенный от иудеев и первосвященников иерусалимских за веру Христову Стефан архидиакон, которого я, поверженного на съедение псам, зверям и птицам, взял ночью и принес в сию мою весь, положил в пещере моей во гробе, уготованной мне, чтобы иметь с ним участие в воскресении и благодати Господней. В другом же гробе, в той же пещере положен Никодим, от Самого Христа Господа Вере святой наученный и крещение святое (по вознесении Господнем) от апостолов приявший. О крещении и вере его во Христа уведав, иудеи исполнились гнева и хотели его убить, как и Стефана, но не сделали этого из уважения во мне, а отняли у него начальство и имение в пользу храма и, прокленши его, изгнали его из града со многими для него озлоблениями и бесчестием. Я принял его в мою весь и пропитывал до кончины его. Когда он скончался: я похоронил его близь мощей первомученика Стефана. Там же и Авива, сына моего любезнейшего, крещение святое от Христовых апостолов со мною купно принявшего, двадцать лет имевшего от рождения, прежде меня умершего, предал я погребению в третьем гробе, в стене пещерной ископанном. С ним вместе завещал я умирая положить и мое тело». Пресвитер еще спросил: «где нам искать вас?» Гамалиил отвечал: «пред весию на полуденной стороне, на ниве, которая нарицается Делагаври» (т. е. нива мужей Божиих). Сказав это, явившийся стал невидим. Явление повторилось пресвитеру до трех раз. Он прибыл в Иерусалим и поведал о троекратном видении архиепископу Иоанну. Итак, мощи святых обретены, как открыто было в видении, и положены – мощи Никодима, Гамалиила и Авива в церкви, вскоре построенной на месте обретения, а св. Стефана перенесены в Иерусалим и положены в Сионском храме. Отсюда вскоре мощи первомученика перенесены в Константинополь, во храм св. Лаврентия, а потом в новоустроенный в Царь-граде во имя первомученика. Как обретение, так и перенесение мощей его сопровождалось чудесами, о которых упоминал в V веке блаженный Августин. Память перенесения мощей св. Стефана в Константинополь совершается в православной Церкви, со времени события, 2 августа.

В V веке Анатолий Константинопольский, в VΙΙΙ Дамаскин, в IX Феофан написали многие песнопения в честь первомученика, ныне поемые Церковию во дни, посвященные памяти его.

Прославляя ап. Стефана, Церковь взывает словами св. Григория Нисского: «Владыка вчера плотию пришел к нам, и раб днесь от плоти исшел: вчера Царствующий родился плотию, днесь раб камением побивается: того ради божественный Стефан и скончавается первомучеником». «Первый сеялся еси на земли небесным делателем, всехвальне Стефане; первый на земли за Христа кровь взлиял еси, блаженне; первый от Него победы венцем уязвился еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников, первострадальне».

Св. мч. Стефана, папы Римского

Вступил на престол в 253 году, многих обратил ко Христу в обличал еретиков. В 257 году, по повелению императора Валериана, убит во время совершения литургии в двух верстах от Рима.

Священномученика Фруктуоза епископа Таррагонского, и с ним двух диаконов Авгурия и Евлогия

Св. Фруктуоз есть первый известный епископ города Таррагоны, в Испании. Древняя запись о мученической кончине его и диаконов с ним такова.

В царствование императора Валериана, в консульство Эмилиана в Басса, 16 января в день солнца (в воскресенье) взяты были епископ Фруктуоз и диаконы Авгурий и Евлогий. – Епископ покоился уже в своей спальне, когда шесть бенефициариев (соответствующие нашим жандармам, из заслуженных солдат) вошли в дом и сказали ему: «иди с вами; презус (praeses) велел представить тебя и твоих диаконов». Фруктуоз ответил: «мы пойдем, только позвольте надеть мне башмаки». – Когда они были приведены, то немедленно отправлены в темницу. Тут их посещали братья (т. е. верующие), прислуживали им и просили молитв о себе. На другой день епископ в тюрьме крестил некоего Рогациана, дотоле бывшего оглашенным (готовившимся ко крещению).

Чрез шесть дней, именно 21 января, они выведены были на суд. Презус (praeses) Эмилиан сказал: «введите епископа Фруктуоза, Авгурия и Евлогия». Из канцелярии суда последовал ответ: «они здесь». – Презус сказал епископу: «слышал ли повеление императоров?» Епископ: «Я не знаю, что повелели они; но я христианин». Презус: «они повелели чтить богов». Епископ: «Я почитаю единого Бога, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них». Презус: «Признаешь ли, что есть боги»? Епископ: «Не признаю». Презус: «Скоро ты уверишься в существовании их». Епископ обратил взоры ко Господу и начал тихо молиться. Эмилиан промолвил: «кто не молится богам, не уважает лика императора, к кому еще может молиться в надежде быть услышану»? – Затем сказал Авгурию: «не слушай болтовни Фруктуоза». Диаков Авгурий: «я молюсь Богу всемогущему». Эмилиан сказал тогда Евлогию: «Не молишься ли ты Фруктуозу»? Евлогий: «не Фруктуозу я молюсь, а Тому, Кого умоляет Фруктуоз». Тогда презус спросил Фруктуоза: «Ты епископ?» Фруктуоз: «Я епископ». Эмилиан: «ты был епископ, и больше не будешь». И осудил всех трех исповедников на сожжение живыми.

Когда Фруктуоз с диаконами приведен был в амфитеатр, то весь народ выказывал ему сострадание, потому что даже и у язычников пользовался он любовью. Но когда некоторые предложили ему вина для подкрепления, то Фруктуоз сказал: «еще не наступило время разрешать пост». Тогда был четвертый час дня, а древние христиане в среду в пяток постились до девятого часа. Утешив сопровождавших и преподав им благословление, блаженный епископ с диаконами бестрепетно принял мученическую смерть (259 года).

† Блаж. Василия Юродивого, Московского

Блаж. Василий воспитался близь Москвы1. В летах живой молодости (шестнадцати лет), оставив дом родительский, проводил он жизнь юродивого. Без крова и пристанища ходил по Москве едва не нагой и зимою переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом жарился на солнце; днем ходил по улицам, безответно принимая толчки, а на ночь ложился на паперти церковной и проводил время в молитве. Ни дружбы, ни знакомства не было у него ни с кем, – для всех он был чужим: до того лишал себя всякого утешения земного! Только у одной бедной вдовы иногда преклонял он голову: ум блаженного Василия постоянно был занят молитвою и богомыслием. На гробнице его висят тяжелые вериги, которые носил на себе блаженный, и без того так мало покоивший плоть свою. Столько высокий по духу, блаж. Василий говорил мало и не рассыпал наставлений2. Святое писание ни для кого не одобряет многословия и говорливости. «Много говорить – не миновать греха; а кто сдерживает уста свои, тот умен». (Прит.10:13). «Кто стережет уста свои, тот бережет душу свою: а кто широко открывает уста, тому беда». (Прит.13:4). Так учит богодухновенная мудрость. Св. Писание, поручив дело учительства известным лицам, от всех и каждого требует жизни чистой и святой, и такой жизни усвояет силу самого сильного наставления. «Вы сияете как светила в мире, писал апостол; так живите, чтобы быть вам чистыми, невинными чадами Божиими, непорочными посреди нечестивого и развращенно города» (Фил.2:15). Такова была жизнь блаж. Василия! Припомнив себе страшное время малолетнего Иоанна Грозного, можем представить себе, каким укором жизнь Василия была тогда людям развратным, и как утешала она невинно страдавших от произвола диких страстей. – Не легко было праведнику смотреть на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и слезами своими призывал их к покаянию. В 1547 г. «Василий юродивый, говорит летопись, прииде в монастырь Воздвижения, иже зовется на острове, и ста пред церковию, к ней же умильно зря и умно молитву творя, плакашеся неутешно; людие же видяще его, дивляхуся». На следующий день в Москве был страшный пожар, начавшийся с Островского храма; оба города, старый и новый, сгорели; храмы, дома, дворец в. князя исчезли, «медь яко вода разливашеся»3.

Внимательные к спасению своему замечали, что когда Василий проходил мимо дома, в котором безумно веселились, пели песни и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. «Что это значит»? спрашивали Василия. «Ангелы скорбные, прерывая молчание, отвечал он, стоят у этого дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа о обращении грешников». Блаженный возвышался до чудных состояний духовных. «Его видели ходящим по морю как по суху, видели люди неверные и дивились; придя в Россию говорили они: мы видели такого человека ходящим по морю. Свидетельство верное: дано врагами». Это были персидские купцы, спасенные Василием на море во время бури4.

Митроп. Макарий, узнав о блаженном Василие, сообщил о нем царю, и оба славили Бога, воспитавшего в их время такого подвижника. Раз царь Иоанн стоял в храме и думал, как украсить ему свой новый дворец на Воробьевых горах. После службы Василий зашел из храма к царю. «Где ты был, Василий? Я не видал тебя в храме». «А я видел тебя, отвечал Василий, только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. Всякое ныне житейское отложим попечение, поет нам Церковь». Грозному вздумалось пригласить юродивого на свои именины. Подносили заздравную чашу. Юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв действие юродивого за пренебрежение к царю. – «Не кипятись, Иванушка, сказал юродивый; надобно было заливать пожар в Новгороде, и он залит». – Грозный не был из числа доверчивых людей; послан был нарочный в Новгород и оказалась правда на стороне блаженного.

Один богатый вельможа любил блаж. Василия, и Василий по временам бывал у него. Раз Василий пришел к нему в лютый мороз. Сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такое время защитил тело свое от мороза одеждою. «Хочется тебе это?» сказал юродивый. – «Искренним сердцем люблю тебя, – брат, прими в знак любви моей», говорил боярин. Блаженный с улыбкою сказал: «пусть так, – и я люблю тебя». Боярин с радостию надел на Василия богатую лисью шубу. Блаженный по обычаю побежал по улице. Недобрые люди, увидав юродивого в богатой шубе, вздумали обманом взять ее у него. Один лег на дороге, притворясь умершим товарищи стали просить Василия подать что-нибудь на погребение бедняка. Отдавая шубу, Василий сказал: «лукавнующие потребятся». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

В последнее свое время блаженный лежал на одре, тяжко больной. Царь и царица Анастасия с детьми Иоанном и Феодором пришли к нему испросить молитв его за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал царевичу Феодору: «все достояние прародителей твоих будет твоим, – ты – наследник». И вслед затем скончался. Это было 2 августа 1552 г. Из 88 лет жизни своей блаж. Василий провел в подвигах юродства 72 года. – Царь с боярами нес одр его. Митр. Макарий с собором духовных отпевал погребенного5. Тело блаженного погребено было на кладбище Троицкой церкви на рву, где в 1554 г. царь Иоанн приказал строить Покровский собор в память покорения Казани6.

В 1588 г. «проявился блаженный Василий московский, говорит летопись, и бышa многа исцеления от мощей его». По воле ц. Феодора тогда же сооружена была серебряная pиза над мощами его и установлено праздновать память его в день его кончины7.

Загробные чудеса бл. Василия были разнообразны и совершались как при гробе его, так и в местах отдаленных для призывавших помощь святого.

Боярский сын Копятов, житель Вологды, целый год был болен ногами. Он собрался на костылях идти к гробу бл. Василия. Довольно пути прошел он: но наконец совсем обессилел. «Помоги мне, блаженный», воззвал он из глубины сердечной. Вслед затем услышал ответный голос: «если хочешь получить исцеление, иди к гробу моему». И в ту же минуту почувствовал исцеление. Уж не для исцеления, а по чувству благодарности пришел он здоровый блаженному и рассказал о бывшем с ним.

Псковитянка Евдокия была и слепа и не владела правою рукою. Решась брести к гробу блаженного, во Ржеве она очень изнемогла и призывала на помощь блаженного. На дороге блаженный исцелил ее своим явлением и она исполнила обет свой при гробе его.

Убогий Осип был немым от рождения, скитался по Покровской улице Москвы для милостыни; по временам нападали на него припадки беснования и тогда опасен бывал он для встречавшегося с ним. Его с трудом привлекли ко гробу блаженного; когда отпели молебен и окропили его св. водою, он стал говорить спокойно и смысленно.

Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался милостынею у Спасских ворот. «Сколько лет ползаешь ты на коленах?» спросил явившийся ему Василий. «Двенадцать лет и все, что имел, роздал врачам, но без пользы», отвечал старец. «Для чего же ты, сказал ему Василий, не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» «Верую, Господи, сказал бедняк; верую, прибавил он, что твоими молитвами помилует меня Бог». – Хорошо, сказал явившийся, ступай же к гробу юродивого. Герасим пошел и совсем выздоровел8.

«Преблаженный Василий! с юности заботился ты стать в день суда без страха и боязни, и смело, отвергнув все и удовольствия телесные, последовал за Христом; собирал богатство духовное трудами и терпением, с свечою всегда готовою. И весело взошел ты на небо. Моли спастись душам нашим».

«Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа, изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от Него дар исцелений. И ныне, блаженный Василий, моли о нас славящих твое успение».9

* * *

1

Ркп. житие его и слово ему; у Царского № 128, в муз. Румянцева, № 364.

2

Пролог 2 авг. Минея на август, М. 1646. Степ. книга 2, 245. 246. Видение бывшее Василию в 1521 г. Слава Богоматери (3,40–42. М. 1853 г.) некоторые приписывают Василию Блаженному. Но а) по сказанию о чинах, видение было Василию «Новогородцу» (Вивлиоф. VΙ, 195–198); а блаженный Василий был москвич; б) Василий блаженный стал известным при Грозном царе.

3

Степ. кн. 2, 245–248. Карамз. 8, пр. 173. День страшного пожара, июня 24, верно показан в царственной книге: в степенной неточность. – Этому пожару предшествовали не столько сильные пожары, апр. 12 и 20.

4

Песнь 6 конона в минее на август, М. 1646 г.

5

Пролог 2 августа.

6

Сын отеч. 1839 г. 12. Известия стр. 65–69.

7

Собр. л. 4, 320. Новый летоп. стр. 28. Память блажен. Василия в уставе 1608 г. у Румян. в опис. муз. стр. 712. Иконы блажен. Василия в Хутынском монас. по описи 1642 г. Зап. археол. общ. IX. 431 459.

8

Ркп. житие блаж. Василия.

9

Стихира и тропарь службы 2 авг. в минее М. 1646 г. Служба бл. Василию в синод. ркп. № 313. Царского № 563.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle