Источник

14-го числа

Преп. Авксентия чудотворца

Преподобный Авксентий, сперва царедворец при Феодосии младшем, потом отшельник в горе близ Халкидона, в Вифинии, славен был учительностию и чудотворениями. Присутствовал на Четвертом Вселенском соборе и подвизался против ересей. Им устроено много монастырей в Вифинии; скончался около 460 года.

Преп. Марона пустынника

В тот же день преп. Марона пустынника. Сирский подвижник; основатель многих монастырей; скончался 370 г.

† Преп. Исаакия Затворника

Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям; но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые незримою силою Божиею (1Кор.10:13).

Исаакий был богатый купец Торопецкий. Предлагаем повествование о нем преп. Нестора. – Пожелав быть иноком, он роздал все свое имение нищим и по монастырям и пришел в пещеру к Антонию, с просьбою постричь его в иночество. Антоний принял его, облек его в одежды чернца и назвал Исаакием, а прежнее его имя было Чернь. И вот Исаакий начал вести жизнь строгую: надел власяницу, велел купить козла, снял с него кожу и сверх власяницы покрылся сырой козлиной кожею, которая на нем и высохла, затворился в тесной пещере, в четыре локтя, и здесь молился Богу со слезами; пищею его служила просфора и то чрез день, и воды пил он в меру. Антоний приносил ему то и другое, подавая в оконце, в которое едва проходила рука. Так провел он 7 лет, не выходя на свет, не ложась на бок, но видя предаваясь не надолго сну. Обыкновенно с вечера начинал он класть поклоны и петь псалмы, и проводил так до полночи; когда же утомлялся, то садился.

Раз сидел он, отдыхая, и свеча уже погасла. Внезапно пещеру озарил свет, яркий как солнечный; входят два светлые юноши, лица их блистали как солнце. «Исаакий, сказали они, мы Ангелы, и вот идет к тебе Христос, поклонись Ему». Он не понял бесовского действия и, не оградив себя крестным знамением, ни сознанием своето недостоинства, подошел и поклонился до земли, как Христу, бесовскому действию. Бесы воскликнули: «ты наш, Исаакий». Ввели его в келийцу, посадили и сами сели около него; ими наполнилась не только келья, но и пещерная улица. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: «возьмите дудки, бубны и гусли и играйте, пусть Исаакий пляшет с нами». И начали играть на дудках, бубнах и гуслях. Истомили его до того, что оставили его едва живым; наругались над ним и ушли. На утро, когда стало светло и пришло время для вкушения хлеба, Антоний по обыкновению пришел к оконцу и сотворил молитву, но ответа не было. Антоний подумал: видно уже преставился, и послал в монастырь за Феодосием и братиею. Откопали пещеру и вынесли его как мертвеца. Но тут заметили, что он еще жив. Игумен Феодосий сказал: «это дело бесов»; его положили на постель. Антоний ходил за ним. Когда же от гнева Изяславова за Всеслава Антоний удалился к Святославу в Чернигов (это было в 1068 г.), «Феодосий принес Исаакия в свою келью и стал ходить за ним. Исаакий был в таком расслаблении, что не мог встать или сесть, и лежал на одном боку; оттого не раз заводились черви под бедрами его. Феодосий своими руками обмывал его. Так прошло два года. И чудное дело! Два года лежа, не принимал он ни хлеба, ни воды, и оставался немым и глухим. Феодосий крепко молился за него, днем и ночью. На третьем году стал он говорить и слышать и начал ходить, но как младенец. В церковь не хотел ходить, но его приводили насильно; потом приучали его ходить в трапезу; здесь клали перед ним хлеб, но он не дотрагивался до него, если кто из братии не положит ему в руку. Феодосий сказал: «пусть сам приучается есть», и неделю не брал он хлеба; потом, оглядевшись, стал брать». Так мало-помалу оправился он от страшного потрясения.

Возвратясь к прежнему здоровью, Исаакий начал опять вести жизнь строгую. Он уже нс пошел в пещеру; облекся во власяницу, а поверх ее надел толстую свиту и стал юродствовать. Это было уже при игумене Стефане. Он стал помогать поварам в кухне варить пищу на братию. К утрени приходил первый и стоял неподвижно. В морозы ходил в протоптанных башмаках; ноги его примерзали к камню, но он не двигался, пока не оканчивали утреннего пения. После утрени шел в поварню, готовил дрова, воду, огонь. Один из поваров, называвшийся также Исаакием, раз, смеясь, сказал ему: Исаакий! вон сидит черный ворон, иди поймай его. Он, поклонясь ему до земли, пошел, поймал ему ворона и принес в виду всех; повара изумились и сказали о том игумену и братии. С того времени братия стали уважать его. Но он, избегая славы человеческой, начал в юродстве оскорблять то игумена, то братию, то мирян, так что иные били его.

Он вошел опять в ту пещеру, в которой жил; собрав к себе детей, облекал их в чернеческие одежды; за то доставалось ему и от игумена Никона, и от родителей детей тех. Он переносил все: и побои, и наготу, и холод. В одно время затопил он у себя печь в пещере; печь была худая, огонь разгорелся и стал вылетать сквозь щели печи. Не имея чем заслонить печи, он босыми ногами стал на огонь и сошел только тогда, как прогорела печ. Много и другого рассказывали о нем, говорит преподобный летописец, а иное и сам я видел. Он до того, наконец, взял силу над бесами, что считал ни во что их мечты и страхи, встречал как мух. «Вы обманули меня прежде в пещере, говорил он, но от того, что не знал я тогда ваших хитростей; теперь же со мною Господь Иисус Христос, мой Бог, и молитва отца моего Феодосия; надеюсь победить вас». Бесы творили ему много пакостей. «Ты наш, говорили они, ты пoклонялся нашему старейшине и нам». – «Ваш старейшин – враг Христа, и вы – бесы – бесы злые», отвечал он, ограждаясь крестным знамением, и они исчезали. Иногда приходили к нему ночью и, стараясь навести страх на него, являлись многолюдною толпою, с заступами, и шумели: «раскопаем эту пещеру и его погребем здесь»; другие кричали: «беги, Исаакий, хотят тебя погребсти». А он отвечал: «если бы вы были добрые, то пришли бы днем; но вы тьма, во тьме ходите, тьма доля ваша». И осенял их крестом и они исчезали. В другой раз страшили его то медведем, то диким зверем, то волом, или же ползли к нему змеи, лягушки и всякая гадина. Но ничего не могли сделать с ним. «Победил ты нас, Исаакий!» сказали они наконец. «Вы победили меня в образе Христа Иисуса и Ангелов, отвечал он, не будучи достойны такого образа; теперь вы являетесь в подлинном своем виде, в образе зверей, скотов, змей и гадин; вы точно гадки и злы». Бесы исчезли и после того более не тревожили его. Он сам говорил, что последняя брань продолжалась у него три года. Последние годы провел он еще строже, в воздержании, посте, бдении. Когда он разболелся в пещере, его перенесли в монастырь и на восьмой день скончался он при игумене Иоанне. Так повествует преподобный Нестор285.

По повествованию Поликарпа, преп. Исаакий был в числе отцов, исцеливших молитвою обольщенного Никиту, что было при предшественнике Иоанна (1102 года), игумене Никоне (1088 года). Итак преп. Исаакий скончался не прежде 1090 года, и после исцеления своего провел в подвигах около 20 лет. Мощи его открыто почивают в пещерах преподобного Антония, а часть их перенесена из Киева в Торопец игуменом Кудина монастыря в 1711 году286. 

«Исаакий, многими страданиями низложивший прелесть диавола, молит Тебя, Христе, избавить от ее искушений; спаси нас, многомилостивый»287.

Перенесение мощей св. князя Михаила Черниговского и болярина Феодора

В тот же день перенесение мощей св. князя Михаила Черниговского и болярина Феодора. В 1572 году из Чернигова в Москву; см. в житии 20 сентября.

* * *

285

Собр. лет. 1, 82–86. 74. 259–261. Нельзя не заметить, что печат. Патерик, во своему излагая повествование Нестора, по местам то затемняет мысль Нестора, то прибавляет то, чего не было, или о чем не говорит Нестор.

286

Опис. лавры стр. 105. Ркп. святцы: «преп. Исаакий Затворник». В минее Макария под 27 апреля «слово о Исаакии монасе, его же прельсти диавол». В печат. прологе – то же. То же и в ркп. прологе Румянцева № 325. В минее св. Димитрия память преп. Исаакия 14 февр.

287

Мелетий Сириг в каноне. Акафисты, К. 1674 г.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle