Источник

23-е

Св. Ап. Иакова, брата Господня по плоти

Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием (Мф.13:55) и словами Ап. Павла (Гал.1:19), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим (Мк.15:40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Мф.13:55. Мк.6:3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак.1:17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

Основание, по которому прав. Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частью указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Ин.2:12,7:3–5; Мк.3:31; Лк.8:19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так Евсевий Кесарийский, св. Кирилл у Иерусалимский (365–385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

Итак, Апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресв. Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении своём Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1Кор.15:7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от Апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви – матери Церквей христианских. Своей святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у Апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Пётр, после своего чудесного освобождения из темницы, сказал: возвестите о сём Иакову и братиям (Деян.12:17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифой и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал.2:9). На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. XV). Именем Иакова отличен брат его Ап. Иуда (Лк.6:16; Деян.1:13), который соборное послание своё начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд.1:1), и тем показывает особенную важность Ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствует особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностью изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у кесаря, отправлен был Фестом в Рим, тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему Апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брат Господень, от времён Апостолов и доныне всеми именуемый праведным, был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один, и его обретали там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом (ωβλιας), что значит: защита или оплот народа и правда.

Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. Апостолу Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что таким образом, пожалуй, и весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему: «просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признаёт Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаём, что ты праведен и беспристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были всему народу». А на Пасху собрались тогда все колена Иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на кровлю храма и потом закричали ему: «праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому; скажи же нам: что такое дверь Иисуса распятого?» Иаков громким голосом отвечал: «для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он восседит на небесах одесную великой Силы и опять приидет на землю на облаках небесных!» Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: «осанна Сыну Давидову!» А книжники и фарисеи говорили между собой: «худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдём и сбросим Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили ему», и закричали: «э! э! и праведный заблуждается!» Взбежав на верх, они столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился: «Господи Боже Отче, отпусти им; они не ведают, что творят»! Между тем как на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, вскричал: «перестаньте, что вы делаете; праведный за нас молится». Но в это самое время один из них, суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил праведного по голове, и он скончался около 63 года по Рождестве Христове. На этом же месте и погребли его; над его могилой подле храма и доселе стоит памятник. Таким образом Иаков был верным свидетелем для Иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из Иудеев именно мученическую его смерть почитали причиной немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от Римлян. Вот что известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых «посланий». Это послание святой Апостол Иаков написал около 59 года по Рождестве Христове к рассеянным Иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. Ему же принадлежит и Божественная литургия, известная под именем Апостола Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего Апостола, и на основании которой изложены литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоустого.

Мученическая кончина св. Иакова, брата Господня, последовала в 63 году по Рождестве Христове. Если при жизни своей Апостол Иаков пользовался всеобщим уважением, то память праведного без сомнения по смерти его сохранилась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата Господня, ныне поемые в день его памяти.

В своих песнопениях Церковь прославляет св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти, яко ученика Господня, восприявшего Евангелие; яко мученика, стяжавшего неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющего дерзновение; яко иерарха, молящегося за нас. Называет его первым пастырем и учителем Иерусалимлян и верным строителем таинств.

В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. Апостола Иакова с 1853 года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея.

† Память о праведном Иакове Боровичском

Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовой силой чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришёл к нам в Русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа»294. По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом295.

Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Меты, особенно страшно бурную силу её в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой-то реке против течения её волн, во время вскрытия её, на третий день Пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов; но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мёртвое тело, – и положили проводить помимо селения гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина однако не слушалась и возвратилась к берегу. Верёвками обмотав колоду, повлекли с льдиной по течению Меты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Её вновь отвели по реке; но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упрёком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать моё имя, то я Иаков, единоименный св. Апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне296.

Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 года, по распоряжению архиепископа Феодосия, Софийским священником Иоанном, в присутствии многих духовных и светских лиц, освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 года архиепископ грамотой благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм Св. Духа; вместе предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей297.

После того потекли от мощей праведника потоки чудес. – В 1572 году Новгородский архиепископ поручил строго поверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, И что при мощах св. Иакова совершается «множество исцелений»298. – Славеницкий в своё время писал: «учиниша письмени предавати чудеса, и егда их наполнися осмьдесять и осмь седмиц, престаша писати»299.

Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху, «Иваном», вероятно тем самым священником Софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса300.

* * *

294

Ркп. Сергиевой лавры № 8. Синод. ркп. № 234. Ист. Иер. IV, 192.

295

Словарь святых. СПб. 1836 г., стр. 127. Ист. Иер. IV, 192.

296

Синод. ркп. № 234, л. 349–352. Повесть л. 328.

297

Синод. ркп. № 234, л. 349–355.

298

Собр. л. III. 168. Чудеса св. Иакова в синод. ркп. 234, л. 356–375.

299

Синод. ркп. № 234, л. 328–348.

300

Синод. ркп. № 234, л. 313. Перенесение мощей Иакова Боровичского окт. 23 д. – в святцах устава и псалтири XVI в. у Толстого 1. № 100. 113. Служба у Царского в ркп. 1593 г. № 563.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle