Азбука веры Православная библиотека святитель Филарет Московский (Дроздов) Беседа о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом
Распечатать

Беседа о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом

Беседа к глаголемому старообрядцу о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом

С тех пор, как желание доставить тебе удобнейшие и вместе надежнейшие средства к познанию истинной и неповрежденной церковной древности заставило меня по временам беседовать с тобою, желающий истины старообрядец, к великому для меня утешению оказалось и еще оказывается, что важные свидетельства древности, которые можно было почитать потерянными, были только забыты или мало известны, а между тем сохранились и сохраняются целы и невредимы. Говорю сие в особенности о свидетельствах древних рукописей.

В беседе 25 марта 1834 года, в дополнительной беседе в феврале 1835, и еще в дополнение, во свидетельство истинного древнего писания и произношения поклоняемого имени Иисуса, указаны тебе мною следующие древние харатейные рукописи:

1) Евангелие, хранящееся в Императорской публичной библиотеке в Петербурге, древнейшая, какая только известна, славянская рукопись одиннадцатого столетия по Рождестве Христовом, принадлежавшая первоначально Остромиру, сроднику князя Ярослава.

2) Евангелие, хранящееся в библиотеке новгородского Софийского собора, двенадцатого столетия.

3) Евангелие святителя Моисея, хранящееся там же, четырнадцатого столетия.

4) Книга стихир, хранящаяся там же, двенадцатого столетия.

5) Евангелие Мстиславово, хранящееся в Московском Архангельском соборе, начала двенадцатого столетия.

6) Сборник великого князя Святослава, хранящееся в Москве в Синодальной библиотеке, одиннадцатого столетия.

7) Богословие Иоанна Дамаскина, хранящееся в той же библиотеке, писанное не позже тринадцатого столетия.

Не указал я еще большого числа рукописей, не потому, чтобы их не было. Напротив того, я знаю и другие, подобной вышеозначенным древности и даже знаю в некоторых из них (как на примере в харатейном Евангелии Демьяна священника, в Императорской библиотеке) свидетельства, подобные тем, какие приведены мною из вышеозначенных семи рукописей. Может быть я укажу их, когда будет досуг и удобность. Но и нужно ли? Не довольно ли многочисленных свидетельств из семи книг глубокой древности, принадлежавших великим князьям, или святым мужам, или знатнейшим церквам – следственно книг, писанных избранными писцами, по возможности времени тщательно проверенных и верно сохраненных? После сих многочисленных, древних достоверных свидетельств враждовать против имени Иисуса значило бы явно враждовать против древней Церкви, враждовать против очевидной истины.

Между тем еще не оставляет меня забота более и более уяснять тебе сии свидетельства истины, более и более уравнивать тебе пути к познанию истинной церковной древности.

Для сего, при помощи благопромыслительного Начальства, достиг я возможности ближе познакомиться и тебя познакомить с харатейной рукописью, по древности второй между известными славянскими рукописями, а по разнообразию своего содержания способной дать свидетельства более, нежели об одном из церковных предметов, подверженных прекословиям глаголемых старообрядцев. Это есть сборник Святославов, о котором выше упомянуто под числом 6.

Вот что написано под конец сей книги той же рукой, какой писана и сама книга:

«А коньць вьсем книгам. Оже ти собе не любо, то того и другу не твори.

В лето 6581 написа Иоанн диак изборьник сь великууму князю Святославу»

Из сего с совершенною достоверностью видно, что сия рукопись написана в 1073 году по Рождестве Христове.

Название Изборник дано ей очень прилично: потому что она содержит избранные места из писаний святых Отцов и других древних писателей о разных предметах познания и жизни христианской.

Свидетельства сей древней книги о имени Иисус приведены мной в другом месте, однако и здесь представляю еще одно.

Лист 245. «Исповедаем и едино собьство и единого же Сына и Господа нашего Иисуса Христа, Бога купно и человека».

На 23 листе сей книги на обороте есть краткое сказание о Втором Вселенском Соборе. В нем предмет сего Собора и что сделали на нем святые Отцы излагается в следующих словах:

«Святый же дух Бог, сушть (сущь), животворив и единосуштьн (единосущен) Отцу и Сыну проповедаша, приближив к положенууму от никескыих Отец слог о святем Дусе, еже: господьствьный и животворный, и прокое (и прочее)».

Вникни, старообрядец, что здесь сказуется. Тут есть особенно нужное для тебя. Отцы второго Вселенского Собора приближили, то есть присовокупили к положенному от Никейских Отцев слог, то есть статью Символа веры о Святом Духе. Какую статью? Следующую: господственный и животворный и прочее. Не видишь ли, что здесь истинная древность говорит не то, чего желала бы твоя мнимая старина? По вашему надлежало бы сказать: господственный, истинный и животворный, но Отцы Второго Вселенского Собора не положили здесь слова: истинный. Не видишь ли, что Отцы Собора положили в Символе веры точно те слова, которые до ныне читает в нем Православная Церковь: и в Духа Святаго Господа Животворящего?

Еще достопримечательное свидетельство о пререкаемом у вас глаголемых старообрядцев предмете дает та же рукопись посредством находящихся в ней картине. Нет сомнения, что картины сии современны самой рукописи: они находятся на тех же харатейных листах, на другой половине которых идет сама рукопись.

На 3-м листе книги находится картина, которая представляет некоторый род храма с открытой аркой. В арке изображен Собор разных святых. Впереди прочих видны три святителя в фелонях и в омофорах. Трое из прочих святых держат в руках кресты четвероконечные следующей величины и вида:

На картине, которая находится на обороте того же листа, видны еще четыре четвероконечные креста того же вида в руках изображенных на оной святых.

На листе 128 опять представлено подобие храма с открытой аркой, в которой видны святые, и с одним большим куполом, над которым находится небольшая глава и на ней крест четвероконечный и равноконечный следующей величины и вида:

Зри, глаголемый старообрядец. Вот крест четвероконечный в руках святых; вот он на высоте святого храма; и это в одиннадцатом веке, в то время, когда в Киеве процветали преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Вот истинная древность! Она 474-мя годами старее Стоглавого собора, который есть корень твоей мнимой старины.

Таким образом, я даю тебе способ посредством одной глубоко древней книги удостовериться о трех прекословных для тебя предметах, о истинном произношении имени Иисус, о правильном чтении символа веры и о древности и святости креста четвероконечного. Не правда ли, что сей способ очень не труден? Не поленись же любезный и не поупрямься: ни леность ни упрямство не приведут к спасению души. Позаботься узнать истину; и послушайся ее, когда ее узнаешь. Если не доверяешь тому, что я тебе сказываю, потому что ты не того ждал от древности: поди в Синодальную библиотеку, или пошли человека, которому доверяешь; раскройте книгу; рассмотрите сами, что я вам в ней указываю; удостоверьтесь в истине и перестаньте под несправедливыми предлогами чуждаться истинной Христовой Церкви, которая не хочет, чтобы вы погибли вне ее спасительной ограды, которая отверзает и вам свои врата правды, которая простирает и к вам свои матерние объятия.


Источник: Беседа о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом / [Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский] - Санкт-Петербург : тип. Святейшего правительствующего синода, 1836. - [2], 11 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по кат. РНБ. На 1-й стр. текста и в изд. 1835 г. загл.: Беседа к глаголемому старообрядцу о древних рукописях, и в особенности о Изборнике Святославовом).

Комментарии для сайта Cackle