Начертание церковно-библейской истории

Источник

Содержание

Введение в церковную историю

Определение церковной истории

Ее разделение по предметам

Ограничение сих предметов или система

Ее польза

Общая

Особенная

Её конец

Её разделение по временам

Разделение церковной истории ветхого завета

Разделение церковной истории новозаветной

Первый источник церковной истории

Его достоверность историческая

Другой ближайший источник для истории ветхозаветной

Ближайший к Св. писанию источник истории новозаветной

Разделение церковной истории по её источникам

Особенное назначение церковно – библейской истории

Период первый. Откуда начинается церковная история? Откуда можно знать о начале мира? Порядок и продолжение творения Первый день мира Вторый Третий Четвертый Пятый Шестый Сотворение человека Заключение творения Происхождение Церкви Совершенство разума в первобытном состоянии человека Совершенство воли Первобытная религия Испытание послушания Установления Первобытной Церкви Видимый залог Завета со стороны Бога Местопребывание первобытной церкви Враг первобытной Церкви Продолжение первобытной Церкви История падения человеческого Наказания Восстановление Церкви Религия после падения Установление жертвоприношений Установления относящиеся к самим людям Жилище падшего человека Остальная жизнь Адама Первое распространение церкви История Каина и Авеля Последование церкви по смерти Авеля Знаменитейшие из патриархов до потопа Каиниты и нравы их Религия в потомстве Каина Смешение племен и понятие о Исполинах Следствия смешения племен Промысел о церкви в сии времена Истина долголетия патриархов Причины долголетия Различные летоисчисления сего периода Рассмотрение сей разности История первого мира у язычников Период второй. Введение в церковную историю Необходимость казни первого мира Ее распространение на тварь несмысленную Предвозвещение потопа Доказательство упования Ноева Понятие о ковчеге Содержимое в ковчеге Примечания против недоумений о вместительности ковчега Потоп Всеобщность потопа Ноево обновление мира Примечание о жертвеннике Божественное обновление мира по всем состояниям Обновление мира вообще Обновление рода человеческого Закон о крови животных Обновление общества человеческого Обновление Церкви Предание о законах сего времени Затмение Церкви Ноевой Пророчество Ноево Столпотворение и рассеяние народов Происхождение народов Народы от Иафета Народы от Хама Неврод и первое царство Народы от Сима Род Арфаксада Предание и первоначальный язык Начало идолопоклонства Летоисчисление История сего периода у язычников Период третий. Жизнь Аврама до его призывания Состояние Церкви в сии времена Откровение Бога Авраму первое Второе Третий Четвертое Пятое Шестое Седьмое Восьмое Остальная жизнь Авраама Свойство и жребий Исава и Иакова Путешествие Иакова в Месопотамию Жизнь Иакова в Палестине Приключения Иосифа Переселение в Египет Кончина Иакова и Иосифа Состояние Евреев в Египте Летоисчисление Церковь вне рода Авраамова Религия сих времен и ее источники Богослужение и обряды Нравы и особенности супружества Правление Просвещение Распространение ложного богопочитания Современность народов вне Церкви История сего периода вне Св. Писания Период четвертый. Рождение и воспитание Моисея Бегство в землю Мадиамскую Призвание Моисея Возвращение в Египет Посольство к Фараону и казни Египта Приготовление Евреев к отшествию Исход и три первые стана Переход чрез Чермное море Мнение о сем переходе Восемь станов до Синая Законоположение и Завет Ветхий Нарушение Завета Восстановление Завета Скиния и Священство Последние происшествия при Синае Двенадцатый стан Тринадцатый стан Четырнадцатый стан Происшествия неизвестного времени Семнадцать станов неизвестных Тридцать второй стан Тридцать третий Тридцать четвертый Сороковой стан Последний стан вне Палестины Опасность от моавитян и мадианитян Народоисчисление Преемник Моисея Отмщение Мадианитянам Распоряжения о владении земель Повторение Закона, и Завета Кончина Моисея Непрерывные благодеяния Божьи в сем периоде Взор на религию и церковь при Моисее Богодухновенные книги Разделение законов обрядовых Священное место Знаменование Скинии Священные лица Священные времена Действия священные Некоторые особенные законы обрядов Об одеждах О пище О телесной чистоте О начатках и десятинах Законы, касающиеся семейственного состояния Гражданское постановление Моисеево Враги церкви Волхвы Египетские Валаам Успехи идолопоклонства Молох Веельфегор Суеверные гадания Прорицания История Моисея у язычников Период пятый. О вступлении евреев в Палестину Первые дела благочестия в Палестине Завоевание земли обетованной Иисусом Разделение земли Ханаанской Возвращение заиорданского войска Попечение Иисуса о распространении благочестия Смерть Иисуса Состояние евреев около времени смерти Иисусовой Важная погрешность в занятии уделов Взгляд на времена судей Происшествия во время безначалия после Иисуса 1. Судия Гофониил 2. Аод 3. Самгар 4. Девора с Вараком 5. Гедеон Призвание Гедеона Подвиги Гедеона Остальная жизнь Гедеона Падение дома Гедеонова 6. Фола 7. Иаир 8. Иеффай Обет Иеффаев Междоусобие и наказание Ефремлян 9. Есевон 10. Елон 11 Авдон 12. Самсон Жизнь Самсона Правление Илия Летоисчисление История Руфи Примечание о религии О семейственном состоянии О Гражданском правлении О просвещении евреев Священная книга сего времени Идолопоклонство Современность языческих народов История Евреев у язычников Период шестой. Путь провидения в избрании Самуила Слава в пленении и возвращение ковчега Восстановление веры Плоды восстановления веры Перемена правления Утверждение Саула на царстве Царствование и отвержение Саула Помазание преемника Саула Давид становится известен Саулу и народу История гонений Саула на Давида Обстоятельства смерти Сауловой Царствование Давида в Хевроне и междоусобие двух царских домов Давид утверждается на царстве всех колен Израилевых Дела благочестия Давидова Распространение царства Давидова Благодеяние Давида Мемфивосфею Война аммонийная Преступление Давида и раскаяние Домашние бедствия Давида Бунт Савея Трехлетний голод Новые победы над филистимлянами Народоисчисление, язва и назначение места храма Возведение на престол Соломона Публичное и тайное завещание и смерть Давида Царствование Соломона до построения храма Знаменитые мужи в Церкви Учение Веры Состояние Богослужения и обрядов Семейственное состояние Перемена гражданского правления О синедрионе Обряд царского помазания Просвещение Священные книги Остатки язычества у евреев Современность языческих народов Свидетельство язычника о еврейской истории сего периода Период седьмой. Строительство храма Освящение храма Откровение о храме Дворец Соломона Величие царства Соломонова Флот Соломонов Слава Соломонова Пороки и его наказание Мнение о его обращении Разделение царства Еврейского Идолослужение Иеровоама, первого царя Израильского Гнев Божий на сие идолослужение Приключение иудейского пророка Суд Божий на дом Иеровоама Царствование Ровоама, первого царя иудейского Авия, второй царь иудейский Аса, третий царь иудейский Нават, второй царь израильский Вааса, третий царь Израильский Ила, четвертый царь Израильский. Замврий, пятый царь израильский. Фамний и Амврий, шестой и седьмой цари израильские Ахаав, восьмой царь израильский. Иосафат, четвертый царь иудейский. Ревность и подвиги Илии против идолопоклонства Счастливые войны Ахаава Безрассудность Ахаава в счастье Приключение Навуфея Война обоих царей против Сирии Новые подвиги Иосафата Охозия, девятый царь израильский Вознесение Илии Первые чудеса Елиссея Иорам, десятый царь израильский Война против моавитян Чудеса Елиссея Иорам, пятый царь иудейский Охозия, шестой царь иудейский Погибель обоих царей еврейских Ииуй, одиннадцатый царь израильский Гофолия, седьмой царь иудейский Иоас, восьмой царь иудейский Иоахаз, двенадцатый царь израильский. Иоас, тринадцатый царь израильский Последнее чудо елиссея Амасия, девятый царь иудейский Озия, десятый царь иудейский Иеровоав второй, четырнадцатый царь израильский Захария, пятнадцатый царь израильский Селлум, шестнадцатый царь израильский Манаим, семнадцатый царь израильский Факия, восемнадцатый царь израильский Факей, девятнадцатый царь израильский Осия, двадцатый царь израильский Иоафам, одиннадцатый царь иудейский Ахаз, двенадцатый царь иудейский Езекия, тринадцатый царь иудейский Манассия, четырнадцатый царь иудейский Амон, пятнадцатый царь иудейский Иосия, шестнадцатый царь иудейский Елиаким, восемнадцатый царь Иудейский Первое переселение Вавилонское. Второе переселение Иехония, девятнадцатый царь иудейский Третье переселение Седекия, двадцатый царь иудейский Четвертое переселение Пятое переселение Шестое переселение Летоисчисление Знаменитые люди в Церкви Учение веры Богослужение Супружества Состояние гражданское Просвещение Идолопоклонство Современность языческих народов Языческие свидетельства об истории сих времен Период восьмой. Взгляд на пленение Вавилонское вообще Слава Даниила, полезная для иудеев Чудо Анании, Азарии и Мисаила Наказание Навуходоносора Состояние иудеев при Евилмеродахе При Нериглиссоре и Валтассаре Погибель Валтасара Происшествия при Дарии Миде Конец пленения Вавилонского Летоисчисление пленения Вавилонского Знаменитые мужи в Церкви Сомнительные происшествия Богослужение Состояние гражданское Просвещение Идолопоклонство Современность языческих народов Свидетельства языческие о Священной истории Период девятый. Создание второго храма Указ Артаксеркса и подвиги Ездры Возобновление Иерусалима попечением Неемии Прочие подвиги Неемии для благоустройства церковного и гражданского Храм Самарийский Александр в Иерусалиме Нашествие Птоломея Лагова на Иудею Симон праведный и его преемники Внешние отношения Иудеи в сие время Происшествия при Симоне II Ония третий Состояние Иудеи в его первосвященство, в отношении к царям Распри о первосвященстве и беспорядке похитителей оного Гонение Антиоха Мученики Подлость самарян Летоисчисление Знаменитые люди в Церкви Учение Веры Богослужение наружное Супружества Состояние гражданское Просвещение Священные книги евреев в настоящем виде Перевод 70 толковников Препятствия истинной религии Современность языческой истории Свидетельства языческих писателей об истории Иудеев Период десятый. Первые покушения Маттафии против гонения Успехи Иуды и очищение храма Конец гонителя Война Антиоха Евпатора против иудеев Алким первосвященник в Иерусалиме, а Ония в Египте Подвиги против Алкима, Вакхида и Никанора, и смерть Иуды Война Ионафана с Вакхидом Поведение и успехи Ионафана во время замешательств антиохийского правления Кончина Ионафaнa Свобода и благоденствие иудеев под правлением Симона Смерть Симона Неудачи в начале правления Иоанна Гиркана Успехи Иоанна во время беспорядков Сирийского правительства Смерть Иоанна и его свойства Царствование Аристовула Александра царица Междоусобие Гиркана и Аристовула, и покорение иудеев римлянами Наказанное властолюбие Аристовула и Александра Святотатство Красса в Иерусалиме Возвышение фамилии Антипатра Спор Ирода с Антигеном о престоле Царствование Ирода Летосчисление последнего периода ветхозаветной истории Общая длительность времен Истории ветхозаветной Знаменитые мужи Учение веры Внешнее Богослужение Супружества Состояние гражданское Просвещение Секты и расколы Состояние язычества Современность народов языческих Языческие свидетельства об иудейской истории сих времен  

 
Введение в церковную историю
Определение церковной истории

Церковная История есть основанное на твердых свидетельствах, от частных повествований к общим соображениям возведенное, и к деятельному наставлению направленное, изложение происхождения на земле Церкви Божией, перемен в ее внешнем и внутреннем состоянии последовавших, и непрерывного ее под особенным промыслом сохранения от начала мира до ныне.

Ее разделение по предметам

Целость Истории Церковной слагается из внешней истории Церкви и внутренней истории Веры. Внешняя рассматривает Церковь, как общество верующих, и в сем отношении описывает ее благосостояние и бедствия, защитников и врагов, расширение и сокращение видимых ее пределов. Внутренняя наблюдает ход Веры, одушевляющей и отличающей сие общество, и повествует о ее учении, о Богослужении, о мужах, делом, словом и писанием способствовавших к успехам истинного благочестия, и о противоборствовавших ему суеверии, расколах, ересях, соблазнах и нечестии.

Ограничение сих предметов или система

Сие обилие веществ наука приводит в один состав правильный и соразмерный, в котором частные предметы столько находят себе места, сколько могут способствовать к составлению общего понятия о состоянии Церкви в те или другие времена.

Ее польза

Знание Церковной Истории сопровождается общею для всякого Христианина, и особенною пользою для тех, которые особенно посвящают себя служению Церкви.

Общая

Замечая в ней следы премудрости, правосудия и благости Божией, каждый может утвердиться в неуклонном шествии по пути Веры. Рассматривая опасности, в которые Церковь многократно приводима была злобою и ухищрениями своих врагов, но которые все славно преодолела, убеждается сохранять мужество и надежду в искушениях. Святость и подвиги её сынов представляют примеры подражания, а заблуждения и падения их показывают камни претыкания, которые с осторожностью обходить должно.

Особенная

Но служитель Церкви, вникая в Историю её, умудряется во спасение не только свое, но и других. Здесь находит он опыты высоких истин, которые должен постигать и изъяснять. Сношение ветхозаветных прообразований с новозаветными событиями, пророчеств с исполнением, разливает для него новый свет в Священных Книгах. Непрерывность Веры подает ему оружие против безверия, открытые источники ложных и вредных мнений доставляют удобность посрамлять суеверие и суемудрие и срывать личину древности, которою они часто покрываются. Познание начала и намерения благочестивых обрядов и установлений научает правильно судить об их достоинстве и употреблении.

Её конец

Главная цель, которую должен иметь в виду занимающийся Церковной Историей, есть познание царства Благодати, для облегчения себе и другим шествия к царству Славы. По мере удаления от сего конца самые любопытные исследования должны в глазах его терять свою цену.

Её разделение по временам

Продолжение царства Благодати разделяется на две части великою эпохою воплощения Сына Божия. Досюда простирается История Церкви ветхозаветной, сохранявшейся Верою в грядущего Мессию; отсюда начинается История Церкви новозаветной, собранной и распространенной по всему миру во имя Иисуса Христа пришедшего.

Разделение церковной истории ветхого завета

В Истории ветхозаветной различается состояние Церкви патриархальной от состояния Церкви подзаконной. В первом она управляется отчасти непосредственным откровением, отчасти преданием и законом естественным и едва выходит из пределов одного семейства. В последнем является она в избранном от Бога народе, огражденная законом писанным. Но для удобнейшего рассматривания происшествий, распростертых по столь большому пространству времен, и для более точного определения внешних современностей с летосчислением священным История ветхозаветная может быть расположена в десяти периодах, следующим образом:

I. От сотворения мира до потопа.

II. От потопа до Авраама, или до отделения избранного Богом племени от смешения языков.

III. От Авраама до избавления избранного народа от Египетского порабощения.

IV. Времена Моисея.

V. Времена Судей.

VI. От Самуила и помазания Царя до построения храма Соломонова.

VII. От создания храма до разрушения его Вавилонянами.

VIII. Времена пленения Вавилонскаго.

IX. Состояние Иудейской Церкви от Ездры до Маккавеев.

X. От Маккавеев до Рождества Христова.

Разделение церковной истории новозаветной

История Церкви новозаветной по важнейшим переменам в ней происшедшим составлять может пять неравных периодов :

I. В продолжении немногих лет от Рождества Иисуса Христа до Его Вознесения, обновляемая Церковь под видимою Главою.

II. Обновленная новым Заветом Церковь, процветающая внутреннею славою, и угнетаемая извне, до времен Константина Великаго.

III. Церковь торжествующая над врагами внешними, но продолжающая воинствовать против ересей и соблазнов до отступления Западной Церкви от единства Православной Восточно – Кафолической Церкви.

IV. Восточно – Кафолическая Церковь, распространяющаяся на Севере, но в древних своих пределах стесняемая Магометанством и духом преобладания Римской Церкви, до падения Восточной Империи.

V. Восточно – Кафолическая Церковь угнетаемая на Востоке, но процветающая на Севере, подвизающаяся в охранении сокровища Апостольского предания от духа преобразований и нововведений разделившего Западную Церковь и продолжающего свои движения до наших времен. Но поскольку и в сем разделении находятся расстояния времени довольно великие и весьма обильные делами, то многочастнейшее разделение Истории по столетиям, хотя и соединено с некоторыми неудобствами, не должно быть отвергнуто, тем более что всеми почти принято.

Первый источник церковной истории

Первый и чистейший источник сведений, входящих в состав Церковной Истории, представляют книги Св. Писания, во первых Канонические, после них и прочие, поскольку содержат в себе предметы относящиеся к Истории.

Его достоверность историческая

В достоверности Св. Писания никто не может сомневаться, если только верит его происхождению от вдохновения Божественного. Но превосходство его беспримерно и в том случае, когда судить о нем только по обыкновенным началам исторической веры, и по сравнению этого с прочими памятниками древности. Происшествия описаны в нем отчасти очевидцами в глазах очевидцев, отчасти по такому преданию, которое удобно могло сохраниться, продолжаясь в одном поколении, особенно при помощи долголетней жизни, и которое, переходя в книги, долженствовало еще быть многим известно. Древность первых из этих книг не имеет ничего себе подобного. Многие их повествования находятся у языческих писателей, так что истина, не редко впрочем, обезображенная последними, может быть узнана в них при свете первых. Если в некоторых местах и противоречат Священным Писателям языческие, но нет однакоже никакой причины преклониться на сторону этих последних, поскольку в таких местах и между собою они не соглашаются, и беспристрастнейшие из них в своих о древности повествованиях признают свое незнание, допуская в них времена неизвестные и баснословные.1

Другой ближайший источник для истории ветхозаветной

После Св. Писания нужнейший для ветхозаветной Истории писатель есть Иосиф Флавий, сын Иудейского священника, живший в первом веке noсле Р. X. В двадцати книгах древностей он представляет Историю своего народа от начала мира до своего времени, так что повествования Священных Писателей объясняет, пополняет и продолжает. Исключая некоторые погрешности, которые, вероятно, происходили от опасения – не понравиться ученым язычникам, и от неосторожности судить по понятиям своего времени о прошедшем, – он не без основания почитается правдолюбивым и достойным вероятия писателем, несмотря на неблагоприятные о нем отзывы Иудеев и некоторых из Христиан.

Ближайший к Св. писанию источник истории новозаветной

Между Историками Христианства первое место занимает Евсевий, Епископ Кесарии в Палестине. Он первый, по собственным его словам, вступил в сие поприще и, проходя чрез три века от Р. X., в десяти книгах изобразил дела Церкви, преемство ее вождей, их учение, гонения, мученичества, ереси с особенною верностью в тех местах, где руководствовался предшествовавшими ему писателями.

Разделение церковной истории по её источникам

Но вообще там, где оканчиваются повествования Богодухновенных Книг, Церковная История теряет часть своей достоверности потому, что основанием для неё остается одно человеческое свидетельство. Итак, конец первого Христианского века, с которым оканчиваются Богодухновенные Писания и Богодухновенные Писатели, есть эпоха, полагающая разделение Церковной Истории, по ее источникам, на Церковно – Библейскую и Церковную после времен Библейских.

Особенное назначение церковно – библейской истории

Особенное назначение Истории Церковно – Библейской в том, чтобы познание составляющих ее происшествий в общем их порядке, открытой связи, и в отношении к внешней Истории мира, по возможности способствовало разумению Книг Священных.

* * *

1

Ученый Римлянин Варрон различает троякие времена: неизвестные – до потопа, баснословные – до Олимпиад, с начала Олимпиад – исторические. См. Censorin. de die natali, c. 21.


Источник: Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, : в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах / Филарет (В.М. Дроздов) – Изд. 10. Москва: Синодальная Типография, 1857. – 498 с.

Комментарии для сайта Cackle