святитель Филарет Московский (Дроздов)

Слова и речи

262. Слово в день Тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича

1850 год

(Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго Дома, декабря 6; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г.; в Твор. Св. От. 1851 г. и в собрании 1861 г.)

1850 год

Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор. IX. 6).

Святый Апостол Павел, в послании к Коринфским Христианам, между прочим, приглашает их собрать между собою милостыню, и приготовить для отправления в Иерусалим, в пользу тамошних бедных Христиан. Он желает от них обильнаго благотворения; но не желает вынуждать онаго: и потому притчею подает им мысль, посредством которой они сами расположились бы к щедрости. «Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет». Кто сеет скудно, у того скудна будет и жатва: а кто сеет обильно, у того и жатва обильна будет. То есть: кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога.

Как обильно сеет благотворения Благочестивейший Государь Император наш, приемля, где можно, в содействие столь же благотворную руку Благочестивейшей Супруги Своей! Безпомощному младенчеству – питание, отрочеству и юношеству – воспитание и образование способностей к полезной и благополучной жизни в обществе, истощившей силы заслуге – почетное довольство, убогой старости и дряхлости – призрение и покой, вдовицам – тихое и обезпеченное убежище, болящим – врачевание и сердобольное служение, – вот разнообразное сеяние, которое никогда у Него не прерывается. Кроме сего каждое радостное событие в Его семействе вновь отверзает Его сердце, чтобы благотворением даровать радость сердцам, стесненным лишениями и скорбями. Если в каком бы то ни было крае обширнаго Царства случилось бедствие, от котораго многие пострадали: при первой о сем вести тотчас простирается рука Царя, чтобы на месте бедствия посеять вновь семена благосостояния. К правилу, «да не увесть шуйца, что творит десница» (Мф.6:3), Он присовокупляет другое, чтобы десница не была останавливаема тем, что творит шуйца: милующая и благотворящая «десница» Его не редко, видимо или сокровенно, простирается и к тем, которых Его правосудие поставляет ошуюю, – на месте суда и осуждения.

О, «Даяй семя сеющему» (2Кор. IX. 10), и возращаяй плод, и умножаяй жатву! Даруй, и не престани подавать Державному Сеятелю благодеяний обильную жатву Твоих благословений, – долгоденствие и благоденствие, радость благотворящаго сердца, признательность облаготворенных, любовь народов, преуспеяние благих начинаний, победоносный мир и миротворную победу.

Мне кажется, что сию молитву о Царе приносит вместе с нами и в Бозе почившая Матерь Царева, Которая за двадцать пять лет пред сим завещала праздновать нынешний день особенно здесь, посреди облаготворенных и орудий благотворения, дабы к молитвам нашим тем удобнее преклонился Милующий милостивых.

Обратимся к самим себе.

Не думаю, чтобы кто принял намерение не сеять ни зерна добра на поле нужды и бедствия подобных себе. Таким расположением означилось бы не человеческое сердце. Но если надобно сеять: то конечно лучше сеять с надеждою обильной, нежели скудной, жатвы. А для сего, как учит Апостольское слово, надобно и сеять обильно. «Сеяй о благословении, о благословении и пожнет».

Здесь представляется не незатруднительный вопрос: что значит: «сеять обильно»? Если скажем, что это значит сеять в большом количестве: то надобно будет заключить, что жребий сеять обильно, и в следствие того иметь обильную жатву, то есть, щедрую от Бога награду, может достаться только немногим людям богатым; и что, напротив того, наибольшее число людей, люди, не обладающие богатством, по необходимости должны ограничиться скудным сеянием, и потому не могут надеяться обильной жатвы благословений Божиих. Но можно ли думать, что таков суд Божий? – Верно не таков, как можем усмотреть из примера упоминаемой в Евангелии вдовицы, которая подала в Церковь только две лепты, и однако, по свидетельству и суду Христову, посеяла обильнее всех богатых. «Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже» (Лук. XXI. 3). Если бы она имела еще две лепты, и подала их нищему: Господь, без сомнения, также сказал бы, что она обильнее всех подала милостыню.

Скажем ли, что сеять обильно значит благотворить в соразмерности с способами, какие для того имеем? Но удобно ли определить сию соразмерность, при неисчислимо различных степенях довольства, и при разнообразии собственных нужд у призываемых к благотворению? У Евреев был закон, который на Богоугодныя дела определял десятину, то есть, десятую долю от всего приобретаемаго. Но Закхей мытырь нашел для себя неудовлетворительною законную меру благотворения, и назначил себе иную: «се пол имения моего, Господи, дам нищим» (Лук. XIX. 8). Закхееву меру благотворения конечно неудобно предлагать многим: но и меру Еврейскаго закона721 многие ли найдут для себя удобною? Христианская Церковь не перенесла в свои правила закона Иудейской Церкви о десятине: по предусмотрению ли неудобств в исполнении онаго, или по уважению к свободе Христианской, о сем пусть разсуждает каждый, как хочет. Мой долг напомянуть только, что, по достоинству Христианства, Христианская добродетель должна быть выше Иудейской.

Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть – любовь. Тот «сеет о благословении», и «о благословении пожнет», кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.

Христос Спаситель сказал: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею; – возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе; – в сию обою заповедию весь закон и Пророцы висят» (Матф. XXII. 37–40). Из сего Апостол вывел заключения: «любяй друга, закон исполни: – исполнение закона любы есть» (Рим. XIII. 8, 10). Другой Апостол определил свойство законоисполнительной любви, когда сказал: «не любим словом, ниже языком, но делом и истиною» (1Иоан. III. 18). Из сих главных начал Христианскаго закона очевидно следует, что кто благотворит из любви к Богу и ближнему, у того благотворение, в чем бы ни состояло, всегда имеет полноту, и таким образом он сеет всегда не скудно, всегда с надеждою благословенной жатвы. Имеющему же много, любовь не позволит сеять мало.

Христос, грядущий Судия мира, предварительно изъяснил нам, откуда для сеющих благотворения возрастет722 жатва вечнаго благословения. Она возрастет723 не из вещества благотворения. Что значат лепты, поданныя нищему? Что значат, если угодно, и груды золота, разсыпанныя щедростию? – Все та же земля и тлен? Великое ли дело, по воле отдать другому нечто из того, что вскоре по неволе все оставишь, или что еще скорее тебя оставит? Вещество благотворения есть тело мертвое, если не присутствует и не действует душа, то есть, любовь. Она дает благотворению жизненность, рост, плод, жатву. Нищаго, котораго так часто оставляют без внимания, или милуют с пренебрежением, Господь любит, и пострадал за него, и желает спасти его; и потому желает, чтобы он не отчаялся в своих страданиях, чтобы не умер преждевременно. Итак, если и ты, по заповеди Господней, любишь нищаго; то ты встречаешься и соединяешься в любви с Господом. Если с любовию утешаешь нищаго, и благотворишь ему: то хотя мало, хотя ничтожно, однако же споспешествуешь Господу хранить и спасать нищаго. Вот каким образом твое благотворение нищему переходит к Господу, и Он по истине глаголет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Матф. XXV. 40). Вот каким образом малое зерно благотворения приносит безчисленную и безконечную жатву: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Матф. XXV. 34).

Побуждаясь таковыми размышлениями, да не оставляем, братия, без исполнения совета Апостольскаго: «благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (Евр. XIII. 16). При том возлюбим лучший образ благотворения, – благотворение из любви. Сеемое рукою любви, растет уже в минуту посева. Любовь умножает утешение благотворящаго; потому что ничто не делается с таким удовольствием, как то, что делается из любви. И получивший благодеяние, сделанное с любовию, сугубо чувствует благодеяние.

Но при такой важности любви в отношении к благотворению, если кто ея724 не чувствует, когда предстоит случай к благотворению, и если не располагают к ней качества требующаго благодеяния: не надобно ли уже удержаться от благотворения? – Отнюдь нет. Чтобы недостатки ближняго не препятствовали твоей любви, призови в помощь смирение. Если и не имеешь живаго чувства любви, благотвори из послушания заповеди любви. Господь призрит на подвиг послушания, и дарует тебе радость любви, и чрез нее – совершенство благотворения. Аминь.

* * *

721

По Евреин. Сборн.:"народа».

722

В Губерн. Вед.: возрастает...

723

В Губерн. Вед.: возрастает...

724

По Евреин. сборн. и Губерн. Вед. этого слова нет.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Комментарии для сайта Cackle