святитель Филарет Московский (Дроздов)

Слова и речи

337. Беседа на освящение храма Успения Пресвятой Богородицы, при Преображенском Богаделенном Доме

(Говорена июня 2-го; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собрании 1861 г.)

1857 год

Исполнилось три лета с того времени, как благодать Божия начала посещать сие место своим освящением; и уже третий храм освященный здесь видим. Слава Тебе, Пресвятая Троице, Боже наш: и да будет сие знамение усугубляемого и устрояемого Твоего благословения на сие место и на братию святого храма сего. Ибо знаем из писаний и в событиях видим, что не только Твое Божественное имя свято и исполнено Божественной силы, но и твое троичное число освящено и Божественным действом бывает ознаменовано. Почто бо Илия, Пророк Твой, желая воскресить отрока, не единожды не многократно, но «трижды дуну на отрочища» (3Цар. XVII. 21), если не для того, чтобы троичным числом исповедать троическую веру, и привлещи Твое, Животворящая Троице, пресущное действо? Не в том же ли духе употребил он и троекратное возлияние воды (3Цар. XVIII. 34) на жертву, на которую хотел низвести небесный огнь? Призрела еси, Пресвятая Троице, на трех отроков в огненной пещи, и не восхотела, чтобы Твое священное число явилось числом пагубы: и трие отроцы «верою троическою пламень пещный попраша»816. После того, как в тридневном воскресении единого от Тебе, Пресвятая Троице, Господа нашего Иисуса Христа, троичное число прияло новую славу и силу, Твои богодухновенные Апостолы и богоносные отцы наши предали нам часто запечатлевать троичным числом наши молитвы, наши славословия, наши тайнодействия, без сомнения потому, что в сем знамении священного числа есть тайный союз наших молитв, славословий, тайнодействий с Твоею вседействующею и всеспасительною благодатию. Да будет убо и то, что в три лета три святые храмы дарованы месту сему Твоею, Пресвятая Троице, благодатию, – да будет сие знамением во благо, знамением Твоего щедроподательно ниспосылаемаго благословения на место сие и на братию святого храма сего.

Радуюсь, братия, о вашем благочестивом усердии, призывающем благодать Божию, и о благодати Божией, благословляющей ваше усердие.

Первый здесь храм, по вашему желанию и прошению, при поспешности удовлетворить потребности, был устроен тщанием вашим и пособием, данным от Святейшего Синода, по воле в Бозе почившего Благочестивейшего Императора. Но вторый и сей третий храм суть дело единственно вашего усердия, плод вашего тщания, ваших жертв. Знаю, что, при устроении сего храма, было ревностное старание доставить оному и увеличенное пространство, и благолепие внутреннее и внешнее, которое теперь видим. Смотря на видимые действия, как на выражения душевных расположений, радуюсь о вас, братия, и не просто, но, по наставлению апостольскому, «упованием радуюсь» (Рим. 12:12), – радуюсь упованием совершенного утверждения вашего душевного храма, «на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» (Еф. 2:20), упованием вашего истинного вечного спасения, "аще, – по Апостолу, – начаток состава даже до конца известен удержим» (Евр. III. 14).

Радуйтеся же и вы, братия святого храма сего, о благодати Божией, не по вашей вине от вас долго сокрытой, но, наконец, искренним вашим желанием и благою совестию обретенной.

Благодарите Бога, что вы обрели истинную святую Церковь, которую создал Сам Господь наш Иисус Христос, которой и «врата адовы не одолеют» (Матф. XVI. 18), в которой единой, по учению святых, подобно как в Ноевом ковчеге от потопа водного, есть верное спасение от потопа греховного и от погружения в бездну адскую.

Ибо общество, или общества, которые вы, вступя в единство апостольской Церкви, оставили позади себя, могут ли назваться Церковию? – Без сомнения, не могут. В истинной Церкви «Дух Святый постави епископы» (Деян. XX. 28): а там нет епископов, поставленных Духом Святым, и благозаконно сохраняющих благодать тайноводственную. В истинной Церкви от первого до второго пришествия Христова (1Кор. XI. 26) не нарушимо, как свидетельствует Апостол, совершается таинство Тела и Крови Христовы, без которого человек, по слову Господню, «живота не имать в Себе» (Иоан. VI. 53): а там нет сего животворящаго таинства. Итак, очевидно, это не спасительный ковчег, а разве обломки отторженной от великого ковчега, и сокрушенной бурею ладии, которых держащиеся только в приближении и прицеплении к великому ковчегу имеют надежду спасения.

Благодарите Бога, братия, что вы обрели Богом и Христом «данных пастырей и учителей, к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» (Еф. IV. 11–12), «строителей таин Божиих» (1Кор. IV. 1), разрешителей от грехов (Матф. XVIII. 18; Иоан. XX. 22–23), имеющих для сего благодатный дар и духовную власть: ибо благодатный дар, который воскресший Господь влиял в Апостолов Своим Божественным дуновением, и который открылся в них сошествием Святого Духа, чрез рукоположение апостольское, и потом отеческое, непрерывным потоком течет до нынешнего святительства и священства, и тем же путем рукоположения тещи будет до скончания века.

Есть ли что подобное в обществе, вами оставленном? – Есть там люди, которые называются учителями, наставниками, отцами, к которым другие приходят исповедывать грехи: но как, по Апостолу, «никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон» (Евр. V. 4), а они Богом чрез священноначалие не призваны; то они не прияли ни чести присвояемых им имен, ни благодатной силы и власти. Исповедающие грехи пред ними подобны больному, который показывает свои раны человеку, не имеющему ни врачебного искусства, ни врачебных средств.

Благодарите Бога, братия, что вы обрели, и сделали для себя доступным великое таинство Тела и Крови Христовы. Смотрите, какия сладкия, какия высокия обетования соединил с ним Господь наш Иисус Христос: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем». «Ядый мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Иоан. VI. 56, 54). И напротив, как горьким представляется в слове Господнем жребий тех, которые лишили себя причастия сего таинства: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. VI. 53). Помыслите же, от какого страшного бедствия избавило вас, и каких вожделенных благ причастниками соделало единение с святою православною Церковию, всегда верною хранительницею таинства, и с священноначалием и с священством, которому вверена благодать совершать, и власть преподавать оное.

Отторгшиеся от общения с священноначалием и священством, и чрез то сами себя отлучившие от причастия святых таин, мечтают, будто могут заменить сие причащением духовным. Поистине, мечтают. Не есть ли не основательное, – не есть ли даже дерзновенное мечтание отвергнуть образ причащения, Самим Спасителем нашим ясно определенный и владычественно предписанный, и вымышлять себе новый, по своему произволу, в противность значению и назначению Христова учреждения? Христос Спаситель установил таинство для воспоминания о Нем, и о спасительных Его страданиях: страдал же Он не только духом, но и телом и кровию: посему тело и кровь существенно принадлежат таинству; и устранять или заменять оные, значит совсем уничтожать таинство. Христос Спаситель установил таинства для освящения наших душ и телес: посему те, которые мечтают о причащении только духовном, сами лишают и душу и тело свое действительного освящения, которое умерщвляло бы в нем грех.

Сократим слово. Благодарите, братия, Бога, что в единении со святою Его Церковию вы обрели помазание от Святого, брак освященный во образ Христова с Церковию союза, чадородие благословенное, в болезнях пресвитерское елеопомазание, врачебное для тела и души; и все, к освящению и спасению благопотребное, из чистого источника апостольской благодати проистекающее. Всех сих благодатных даров лишены те, которые, уклонясь от общения церковного, лишили себя священства, или избрали себе священников, убежавших от законного священноначалия, и тем же бегством удалившихся и от благодати священства.

Сохраните, братия, сии бесценные для душ ваших приобретения, внимательно и деятельно сохраняя то искреннее желание спасения, и ту правую совесть, которые от неведения привели вас на путь чистой истины и несомнительного спасения.

Пресвятая Владычице наша Богородице! Твоим именем наречен, и памяти Твоего славного успения посвящен храм сей. Приими его во Твое благое и сильное Богом покровительство. И, как некогда к одру твоего святого успения из ближних и дальних собрала еси славословящий Собор церковный, собирай к престолу святого храма сего ближних и дальних, верующих, молящихся, славословящих, с радостию входящих в общение таинств, с послушанием приемлющих учение жизни. И как тамо, коснувшегося одра Твоего рукою враждебною, сперва Ты покарала, но вскоре сим самым вразумила, исцелила и в веру и в Церковь Сына Твоего и Бога привела; и здесь, если не с враждебною рукою, но с немирною мыслию приближающихся ко храму Твоему, не яростию обличи, ниже гневом накажи, но Твоею преизбыточествующею благодатию сердца и ума их коснися, и ум их просвети истиною, сердце согрей любовию к Богу и желанием творить волю Его, и тако не сущия от двора сего словесные овцы приведи (Иоан. X. 16) в спасительную ограду единой святой соборной и апостольской Церкви, да выну православно и единоверно славится пресвятое и покланяемое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

* * *

816

Ирмос 8 гласа, песнь 7.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Комментарии для сайта Cackle