святитель Филарет Московский (Дроздов)

Слова и речи

486. Слово в день рождения Ее Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны

(Говорено в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 1-го июля)

1828 год

Туне приясте, туне дадите. (Матф. X. 8).

И Господь завещавает Апостолам бескорыстие, когда говорит: «туне приясте, туне дадите». И церковь, восхваляя память Чудотворцев-Бессребренников, напоминает нам завещание Господне о бескорыстии. Примем напоминание, помыслим о исполнении завещания.

Бескорыстие есть расположение делать добро, без желания собственной корысти.

Впрочем, осмотрительно надлежит различать истинное, христианское, духовное бескорыстие от мнимого, мирского, наружного. Судия, который не требует мзды за дело правосудия и не принимает даров, почитается бескорыстным, но он может быть не таков истинно, каким почитается. Если он поступает бескорыстно только для того, чтобы получить славу бескорыстия, или заслужить награду от земной власти: в таком случае он бескорыстен только наружно, пред глазами людей, а не в духе, пред очами Божиими; самочестие составляет монету, которою он платит себе за свое бескорыстие; надежда награды есть залог, под который он отдает в долг свое бескорыстие.

Поелику истинное бескорыстие есть расположение духовное; то как наружное бескорыстие не есть истинно, когда не соединено со внутренним, так, напротив, внутреннее бескорыстие не есть еще ложно, а может быть истинно, хотя и не сопровождается наружным нестяжанием. Самуил оказался совершенно бескорыстным пред Богом и пред народом еврейским, когда «рече Самуил к людем: свидетель есть Господь в вас, и свидетель Христос Его днесь в сей день, яко ничтоже обретосте в руку моею; и реша людие: свидетель» (1Цар. XII. 5)! И таким оказаться не препятствовало ему то, что некогда Саул не смел явиться к нему, пока не нашлась «четвертая часть сикля сребра», чтобы "дать" сему «человеку Божию» (1Цар. IX. 8), и притом в таком случае, когда нужно было вопросить его именно как пророка.

Итак, христианин всегда может упражняться в духовном бескорыстии, каковы бы ни были его наружные обстоятельства и мирские отношения. Христиански бескорыстен тот судия, который также не корыстуется самохвалением или почестями, как и дарами, а творит дело правосудия из любви к правде, из любви к ближнему, с благоговейным помышлением, «яко суд Божий есть» (Втор. I. 17). Бескорыстен наставник, который в преподавании, наставлении и руководствовании послушника ищет только блага его, а не благодарности, спасения, а не уважения. Бескорыстен и послушник, если ревнует о делах послушания не ради преимуществ или возвышения, но ради заповеди и примера Того, Который «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» (Филип. II. 8). Может быть бескорыстен и владелец, – именно, когда он отрекается от умножения своих доходов, не желая отягчить иго подручных, и купец, когда, довольствуясь умеренным прибытком, не домогается прибыли на прибыль, или когда предпочитает маловыгодную торговлю вещами нужными и полезными прибыточной торговле такими предметами, кои доставляют пищу только прихотям, страстям и порокам, и самый наемник бескорыстен, когда, заработывая насущный хлеб и одежду для себя и своего семейства, не усиливается возвысить свою плату до того, чтобы копить или роскошествовать. Но как есть род бескорыстия в самом приобретении: так, напротив, опасаться должно своекорыстия в самом раздаянии.

Только тот раздаятель милостыни бескорыстен, у которого, по наставлению Господню, «не весть шуйца, ...что творит десница» (Мф. VI. 3), который, отдавая правою рукою долг человеколюбия, не держит в левой счетного листа своих добродетелей.

Спаситель наипаче заповедует бескорыстие в делах духовных и особенною помощию благодати Божией совершаемых. «Ходяще... проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное. Болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте. Туне приясте, туне дадите». (Матф. X. 7–8).

В основание святого бескорыстия облагодатствованных человеков, Он полагает чистейшее бескорыстие Божие в раздаянии благодати. «Туне приясте, туне дадите». Как получили вы благодать Апостольства и дар чудотворения? Приобрели ли вашими подвигами? Заслужили ль вашими добродетелями? Нет! Подвиги земнородных, земными силами совершаемые, не могут достигнуть до неба; добродетели сынов Адамовых никогда не могут покрыть грехов их, кольми паче заслужить награду Божественную. Благодать Божия, как и все Божие, столь бесценна, что высочайшия и совершеннейшия твари не имеют ничего достойного, чтобы воздать за малейший из даров ее. Потому и нарицается она благодатию, что дается единственно по благости Божией. Если так вы ее получили, то так и употребляйте. Воздайте ее раздаятелю хотя тем одним, чтобы преподавать оную другим верно, по Его намерению. Не назначайте на земле цены тому, что на небесах цены не имеет. Не повредите чистейшего дара нечистотою вашего своекорыстия. «Туне приясте, туне дадите».

Я сказал: не повредите дара своекорыстием. Подлинно, как тонкое врачебное вещество повреждается в нечистом сосуде, так духовно-врачебная или спасительная сила благодати не может сохраниться в душе, неочищенной от своекорыстия. Валаам двукратным посольством царя Моавского призываем был проклинать Израиля: «отвеща Валаам и рече князем Валаковым: аще ми даст Валак полну храмину свою злата и сребра, не могу преступить слово Господа Бога, еже сотворити то мало или велико в разуме моем» (Числ. XXII. 18). Пока сохранял он себя в сем бескорыстии, он имел чистые видения и пророчествовал. Но когда совратился от оного, тогда сей тайнозритель и пророк сделался учителем разврата и погиб в общем наказании с развратными. И один из двенадцати избранных между избранными от Самого Сына Божия, очевидно приявший общую с прочими благодать проповедывать царствие Божие, исцелять, воскрешать, – как сей проповедник царствия Божи другим, потерял оное для себя? Как сей исцелитель заразился сам неисцельно? Как сей воскреситель умер без надежды воскресения? Каким образом зло успело сделаться в нем столько ядовито и смертоносно, сколь целебна и живоносна была благодать? Не знаем другого яда, которым бы могла быть отравлена в Иуде жизнь Апостольская, и безвозвратно погублена жизнь человеческая, кроме яда корыстолюбия татьбы.

Может быть, многие из слышащих сие думают, что сие мало до них касается, как таких людей, которые не получили даров ни пророческих, ни Апстольских, ни чудотворческих. Не так мне кажется, братия! Многое, мне кажется, и мы с вами туне прияли. Не туне ли ты приял от Бога жизнь естественную в рождении твоем и благодатную в крещении? Какими подвигами заслужил ты то, что, по провидению Божию, наследовал от родителей, имение ли то или звание? Купил ли ты душевные и телесные способности, чрез развитие и употребление которых делаешь твои дела и пользуешься жизнию? Если ты имеешь в жизни спокойствие, изобилие, радость: не Бог ли благословил тебя всем сим? Если что и трудами приобрел ты: не провидение ли Божие доставило к тому случаи, направило средства, отвратило препятствия? «Что... имаши, – вопрошаю с Апостолом, – его же неси приял» (1Кор. IV. 7)? И если ты сколько нибудь познал свою ничтожность – «что... имаши, его же неси приял туне», по благости и милосердию Божию!

А потому можно и к каждому из нас обратить слово Господне: «туне приясте» многое, «туне дадите», хотя не многое, что можете. Старайтесь не быть своекорыстны в делах ваших, чтобы всеблагий Бог умножил вам свою бескорыстную благодать. Не все для своей выгоды или чести, не все для награды: делайте что-нибудь доброе для самого добра, для любви к ближнему, для исполнения воли Божией, – о, если бы и все для сего единственно! Век сей сильно заражен своекорыстием: ни крошки без денег, ни шага без платы, ни черты пера без награды. Не увлекайтесь потоком суеты, «не сообразуйтесь веку сему». Исполняйте волю царя земного по долгу верности, а не по желанию воздаяния, хотя он праведен и щедр в наградах своих; творите волю Царя небесного в духе сыновней любви, послушные даже до смерти: не присвояйте себе и самой жизни: – довольно, что у Него «источник живота» (Пс.35:10) который и для вас не иссякнет. Аминь.969

* * *

969

По Евреиновскому сборнику за сим следует «Слово по освящении Покровской церкви, что в городе Коломне, августа 4 дня», которое, в виду незначительной разницы его с произнесенным по освящении храма св. Николая, в Перервинском монастыре, в 1841 году (Собр. 1848 г. т. II, стр. 82), отлагаем до напечатания под сим годом.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс