святитель Фотий, патриарх Константинопольский

О свт. Августине, пелагианстве и несторианской ереси

LIII. Акты Собора Карфагенского (412 или 411 г.), против пелагиан.

Прочел деяния Собора, состоявшегося в Карфагене в великой церкви, во время царствования на Западе Фауста Гонория против Пелагия и Целестия. Председателем был Аврелий, епископ Карфагенский и Дотиан Телептский, первоиерарх Визакинийской провинции, при участии виднейших священнослужителей из различных провинций, числом до 224. Этот Собор предал анафеме тех, кто утверждал, что Адам был создан смертным, а не был осужден на смерть за свой грех; также предал анафеме тех, кто утверждал, что новорожденные младенцы не нуждаются в крещении, потому что они не влачат на себе праотеческого (προγονικήν) греха, что от Адама; также – тех, кто утверждал, что есть место между адом и раем где младенцы, умирающие без крещения, живут во блаженстве; также и шесть других подобных положений, которые составляют основное содержание ереси Пелагия и Целестия.

Императоры Феодосий и Гонорий также писали епископу Аврелию, осуждая этих еретиков. После этого Констанций, муж Плацидии и отец Валентиниана Младшего, написал, что Целестий должен быть изгнан. Этот декрет он отправил префекту города Волусиану. Лев Римский также писал относительно обращающихся пелагиан, что, если они желают снова быть принятыми в Церковь, они должны письменно предать анафеме свою ересь. В письме Римского епископа Целестина к Несторию осуждены те же еретики. Целестин также писал епископам Галлии об учении святого Августина (τοῦ ἀγίου Ἀυγουστίνου πίστεως) и против тех, кто дерзновенно пользовался свободой, которую имела ересь. Пресвитер Иероним также писал Ктесифонту в опровержение тех, кто придерживался идеи о бесстрастии (иными словами, против Пелагия). Этот Пелагий был монахом, а Целестий был его учеником.

LIV. Список с постановлений западных епископов против Нестория.

Прочел книгу против ереси Пелагия и Целестия, под заглавием «Список с постановлений западных епископов против Нестория». В книге сказано, что ереси Нестория и Целестия были в сущности тождественны. В доказательство приводятся слова Кирилла Александрийского из письма императору Феодосию, который говорил, что ересь Нестория тождественна ереси Целестия. Это очевидно. Последователи Целестия, говоря о теле или членах Христа, то есть о Церкви, имеют дерзость утверждать, что не Бог (то есть Дух Святой) уделяет каждому в отдельности человеку веру и все вообще необходимое для жизни, благочестия и спасения, как Сам того захочет, но сама природа человека – хотя она и отпала от блаженства вследствие преступления (παράβασιν) и греха (ἁμαρτία), была отделена от Бога и предана смерти! – так устроена, что может своим свободным произволением и привлечь, и оттолкнуть Святого Духа.

Несториане же имеют ту же дерзость и то же мнение, но относительно Самой Главы [церковного] Тела – Самого Христа. Они утверждают, что коль скоро Христос – того же естества, что и мы (τῆς ἡμετέρας φύσεως), а Бог одинаково желает, чтобы все люди были спасены, каждый по своей собственной свободной воле (προαίρεσις) может исправить свое падение и сделать себя достойным Бога. Поэтому рождено [от Марии] не Само Слово, но тот, кто был рожден от Марии в силу Своего природного изволения (φυσικῆς προαιρέσεως) имел Слово сопутствующим Себе и приобщился сыновству Слова только по достоинству и общности имени.

Эта ересь – ересь Пелагия или Целестия – процветала на Востоке, но распространена была и на Западе. Она была подвергнута обличению и опровергнута в Африканском Карфагене Аврелием и Августином, а также торжественно осуждена на множестве различных соборов. Во времена Феофила Александрийского и Иннокентия Римского приверженцы этого учения были отлучены от Церкви как еретики римскими, африканскими и другими западными епископами. Однако Пелагий был оправдан на соборе в Палестине (в нем участвовали 14 епископов). Некоторые из обвинений, выдвинутых против него, он совершенно отрицал и анфематствовал как нелепые; относительно иного он признавал, что говорил это, однако не в том смысле, который был приписан им его обвинителями, а в согласии с Кафолической Церковью. Его обвинителями были галльские епископы Непор и Лазарь, которые даже не присутствовали при допросе Пелагия, испросив разрешения отсутствовать из-за болезни одного из них. Все это рассказывает Августин в своих письмах к Аврелию, папе (πάπαν) Карфагенскому.

После смерти святого Августина (τοῦ ἐν ἁγίοις Αὐγουστίνου) некоторые из духовенства стали придерживаться этого нечестивого учения, злословить Августина и утверждать, будто бы он отрицает свободу человеческого произволения (αὐτεξούσιον). Однако Целестин, епископ римский, написал окрестным епископам послание в защиту этого божественного мужа (θείου ἀνδρός) и против тех, кто желал возобновить эту ересь, и таким образом пресек начинавшееся заблуждение. Со временем, когда эти еретики, отрекаясь своей ереси, принимались в Церковь, зло из-за них возродилось. Однако епископ Септим, который написал Льву, бывшему тогда предстоятелем Римской Церкви, тем самым удержал начавшееся было распространяться бедствие, поскольку Лев с пламенной ревностью боролся с этим нечестием. Вскорости, когда ересь вновь поднялась от своего горького корня, в Риме некоторые стали открыто выступать в ее защиту. Тогда некий Проспер, истинный человек Божий, в своих сочинениях против них сделал их немыми; в то время Лев еще был кормчим Римского престола. Эта ересь была также осуждена на Святом Эфесском Соборе. Иоанн, патриарх Александрийский, в своей Апологии к Геласию, епископу Рима, предал анафеме не только пелагианскую ересь, но и самого Пелагия и Целестия, вместе с Юлианом, который был известен как их преемник.


Источник: Фотий Константинопольский, свт. Библиотека, 53-54 (Photius. Myriobiblion, 53-54 // PG. 103. Col. 91-98 ). Перевод: Петр Алексеевич Пашков – старший научный редактор ЦНЦ "Православная Энциклопедия".

Вам может быть интересно:

1. О пресвитере Пиерии Александрийском святитель Фотий, патриарх Константинопольский

2. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

3. Два слова против арсенитов святитель Феолипт Филадельфийский

4. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

5. Блаженный Августин протоиерей Иоанн Мейендорф

6. Попов Иван. Естественный нравственный закон. Психологические основы нравственности Александр Александрович Бронзов

7. Участие древле-русских архиереев в делах общественных профессор Филипп Алексеевич Терновский

8. Святоотеческие мысли святитель Савва Сербский

9. Библейская археология: революционные открытия или разные мнения? Сергей Львович Худиев

10. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли протоиерей Олег Давыденков

Комментарии для сайта Cackle