Азбука веры Православная библиотека святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский Бремя епископа. Слово, сказанное в Гелатском соборе при архиерейской хиротонии

Бремя епископа. Слово, сказанное в Гелатском соборе при архиерейской хиротонии

Источник

Повинуясь воле Божией и определению священноначалия быть мне пастырем этой древней и замечательной паствы, понимая тяжесть великих обязанностей, груз которых я отныне должен нести перед святой этой Церковью, вспоминаю слова апостола Павла: «Ибо каждый понесет свое бремя» (Гал. 6: 5). А каково бремя епископства, разъясняет тот же апостол: «Епископ должен быть непорочен… благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1Тим. 3: 2). Вспоминаю также слово, который этот апостол писал им же рукопреложному епископу Титу: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит. 1: 7–8). Помню и множество других заповедей, обличений и поучений, которыми Спаситель наш наставлял Своих апостолов, а затем апостолы наставляли своих преемников – епископов. Хорошо знаю и понимаю, чего ищут, ждут и требуют христиане от своего наставника. И когда я думаю о тех многочисленных добродетелях, которые постоянно должны украшать епископа, о многих трудах, сложностях и искушениях, которые связаны с его деятельностью (конечно, в случае, если он с верностью и ревностью приступает к своим обязанностям), я вздрагиваю душою и говорю: смогу ли я, недостойный и слабый, понести столь тяжкое бремя?

Воистину, братья христиане, не легко бремя владыки, немалых добродетелей требует от него Евангелие. Первая и безусловная добродетель, которой от него требует апостол Павел, есть непорочность. Очевидна причина этого, так как епископ, который учит других святости и требует, чтобы все скромно и непорочно проводили свою жизнь, сам должен не только словами, а делом служить образцом такой жизни. Но разве просто и легко исполнить это назидание? Кто из людей жил и не согрешил? Найдется ли на свете такой, который бы сохранил себя непорочным, хотя бы всего день жил он среди людей? Тем более как сохранить непорочность епископу, отягощенному многими делами и заботами, окруженному многими лицами, которые ищут лишь свою выгоду?

Только один Бог может благодатью Своей защитить епископа и сохранить его чистым и непорочным.

Во-вторых, епископу, согласно словам апостола Павла, следует быть осторожным. Остальные люди заботятся и беспокоятся лишь о себе, а епископ – о многих тысячах. Бог, доверив ему паству, требует от него ежесекундной осторожности и бдительности, бодрствования. Чтобы ни одна овца, доверенная ему, не погибла бы по его вине, так как Бог спросит с него душу каждой загубленной овцы.

Горе тому владыке и священнику, который своей небрежностью потеряет для Бога хотя бы несколько душ, выкупленных кровью Самого Иисуса Христа! Какой ответ он даст за это в конце времен перед страшным судом Христовым?

Но если каждому отдельно взятому человеку тяжело быть бдительным и осторожным, утверждать и укреплять свою добродетель на пути своем, то насколько тяжелее епископу беречь себя, сохранять в святости и постоянно заботиться обо всей пастве своей. И пусть даже он будет очень старательным, не будет знать отдыха ни днем ни ночью, все свои силы и знания применит во благо паствы своей – даже в этом случае сможет ли он свободно, с легким сердцем сказать, что всем распорядился хорошо и правильно и полностью исполнил свой долг?

Блажен тот владыка, которому по силам найти несколько достойных сподвижников и помощников, старающихся усердно исполнить свой долг, тем самым облегчив его бремя! Легко исполнит свои обязанности епископ, если будет окружен добрыми и достойными священнослужителями, которые будут готовы разделить его тяжелое бремя во всех трудностях и испытаниях. И наоборот, сколь жалким будет владыка, который вместо помощи и поддержки встретит среди священников своих беду и опасность!

Молю Тебя, Спаситель, отдали от меня горькое сие испытание. Прошу и вас, любимые братья мои сослужители, не отягощайте, а наоборот, облегчайте мне служение. Пусть каждый из вас будет бдительным и осторожным в общении с паствой, чтобы не было в ваш адрес ни одного нарекания, а были бы вы для них примером и в слове, и в деле.

В-третьих, святой апостол Павел требует от владыки, чтобы тот был не только скромным, но и украшенным многими добродетели.

Служение епископа тем более сложно, что каждый верующий постоянно взирает на него: от него ждут учения и духовного просвещения. Не в силах он скрыть какое-либо свое свойство или действие.

Как свеча, зажженная и поставленная на высокое место, освещает окрестности и видна издалека, так и жизнь епископа. А жизнь и поведение недостойного владыки подобны дымоходу, дым из которого затмевает воздух и также виден издалека. К тому же, епископ не спасется один и не погибнет один. Добрый епископ спасет многих, а недостойный погубит большинство.

Что говорит Господь Иисус Христос в отношении людей, соблазняющих других? «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 6). И если такое сказано в отношении обычного человека, то что же должно сказать о епископе, который не просвещает, а мешает верующим?!

Страшно представить это.

Вот братья, сколько скромности и старания нужно владыке, сколькими добродетелями должен быть он украшен, так как обязан подавать пример большому и малому, богатому и бедному, мирянам и священникам. Видя епископа, недолжно живущего, радуются дурные люди, так как такие люди свое поведение оправдывают недостойным поведением епископа, и коль даже добрые и достойные епископы иногда не могут избежать злых языков людских, то как же будут осуждены слабые и недостойные?

Не без причины говорю, братья, все это, не без причины пытаюсь выразить и представить перед вами всю тяжесть будущего моего служения. Замысел мой состоит в том, чтобы возбудить в ваших сердцах чувство соучастия и сопереживания служению моему, дабы каждый из вас был помощником и облегчителем тяжелого моего бремени. Смысл моего служения заключается в вашем духовном преуспеянии, и если вы окажетесь учащимися добрым христианским делам, тогда достаточно легким и успешным будет для меня служение мое.

Убежден, что вы желаете получить от меня какую-нибудь духовную пользу, и я также превыше всего мечтаю, чтобы иметь и видеть среди вас какой-нибудь духовный плод. Но для этого есть лишь одна сила – христианская любовь. Где нет любви, там не появится ни один духовный плод. Посему, братья мои возлюбленные, давайте приобретем любовь взаимную и приступим к чистому пути Божьему.

Пусть недостатки мои восполняются вашей любовью, так как я человек, и ничто человеческое не чуждо мне. Назидания и учения мои примите сердечно и старайтесь исполнять их. Обличения мои, если они будут истинными, хотя и резкими и горячими, пусть вызывают в вас не возмущение, а покаяние.

Наконец, вознесем к небесам нашу горячую мольбу о том, чтобы милостивый Бог сделал мое будущее служение среди вас не бесплодным и праздным, но дал мне силы и разум, чтобы я благочестно исполнил волю Его и ни одной души паствы моей не загубил для Господа моего. И чтобы были у меня силы сказать такие слова на страшном суде Христовом: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2: 13). Аминь.


Источник: Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди. Бремя епископа. (Перевел с грузинского Мераб Джикия). (Подготовил к публикации и перевел с грузинского Мераб Джикия). [Электронный ресурс] // Православие.Ru

Комментарии для сайта Cackle