Азбука веры Православная библиотека святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский Слово на день рождения Государя Императора, и по случаю покорения Кавказа


святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

Слово на день рождения Государя Императора, и по случаю покорения Кавказа

Произнесено в 1860 году в Тифлисском Сионском соборе, викарием грузинским епископом Гавриилом.

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его (Пс. 20, 1–4).

Как должен быть счастлив народ, который исполнение сих высоких обетований может видеть на царе своем! Как, в то же время, должен быть доволен и счастлив тот проповедник слова Божия, который во дни подобные нынешнему, смело и чистосердечно, не из одного желания исполнить холодную обязанность, не боясь быть заподозренным в лести, а напротив будучи уверенным в сочувствии своих слушателей, может сказать, что желания нашего Царя, благодетельные для его народа, видимо благословляются Богом, что великия его намерения и ныне, как и в прежние годы, мало-по-малу осуществляются, что деятельность его на пользу общую не ослабляясь распространяется, словом: желания сердца его дает ему Бог, и хотений устен его не лишает его.

И таким-то высоким счастием наслаждаемся ныне мы русские в благочестивейшем царе нашем Алексапдре II. Не должны ли мы от всей души благодарить Бога за то, что у нас ныне, так мирно и спокойно, вследствие лишь взаимной любви и доверенности царя и народа, совершается тот великий переворот, который в других странах был вызываем страшными потрясениями народов и сопровождался пролитием крови многих людей!

Но не этим великим событием, обнимающим судьбы всего нашего отечества, и хотя совершающимся, однако еще не совершившимся, вызывается на сей раз наше слово. Мы будем говорить о событии вполне совершившемся, и притом – в наших пределах, здесь – на Кавказе.

Если мы припомним, как долго продолжалась война на Кавказе, каких она требовала усилий и пожертвований, сколько драгоценной крови проливалось ежегодно для ея продолжения, то легко можем себе представить, как усердно любвеобильный царь наш должень был желать ея окончания. И вот Бог дал ему желания сердца его, и хотения устен не лишил его. Война эта окончилась так хорошо, что лучшего конца нельзя было и ожидать. Еслибы кто-нибудь за несколько времени пред сим вздумал предсказать, что не пройдет и одного года, а Кавказския горы будут покорены, – все эти дикия племена, из которых многия никогда не видели среди себя неприятеля, принуждены будут положить оружие и наконец – сам предводитель их, так хорошо умевший соединить эти разнородные племена во-едино и пользоваться их фанатизмом, их воинственными инстинктами и всеми местными выгодами, будет взят в плен и из неукротимого предводителя храбрых племен превратится чуть ли не в кроткого ягненка: такого предвещателя, без сомнения, все назвали бы мечтателем; а между тем все это сбылось на наших глазах.

Радуясь тому, что война, казавшаяся безконечною, окончилась, мы должны однако сказать, что сильно бы ошибся – кто подумал бы, будто теперь победители могут отдыхать на лаврах. Нет, победа меча есть победа одной физической силы; за нею должна следовать другая высшая победа, – победа ума и образованности. Мечь воина сделал свое дело, но подвиги гражданского труженика должны увенчать это дело; иначе завоевания могут быть только вредны и для побежденных, и для победителей. Если только чем-либо можно оправдать печальную необходимость проливать кровь себе подобных людей, то разве лишь тем, чтобы возвысить и осчастливить побежденных, сделав их участниками благодетельных плодов образованности.

К счастию никто не может сомневаться, что таковы именно намерения России в отношении к покоренному Кавказу Но одних добрых намерений еще недостаточно, а нужны умение и средства к их исполнению, и в этом-то последнем случае всякий член общества, любящий свое отечество, должен помогать ему: одни словами и советами, другие самим делом.

Главная задача наша в отношении многочисленных кавказских племен, которые Провидение подчинило нашей власти, состоит в том, чтобы мало-по-малу отвлечь их от воинственных наклонностей и смягчить их нравы образованием нравственным и религиозным, так чтобы они впоследствии примкнули к великому семейству русского народа и сделались бы полезными его членами. Для этого необходимо, чтобы те лица, которые будут ближайшими их начальниками, были люди достойные, вполне проникнутые важностию своих обязанностей. Лица эти будут, в глазах тех племен, единственными представителями нашей образованности и нашей святейшей веры, – посему, если они будут безпристрастны, справедливы и безкорыстны и, особенно, безукоризненной жизни, то они на деле будут доказывать в глазах покоренных племен превосходство нашей образованности и нашей веры и тем самым заставят их невольно полюбить ту и другую: напротив того, если они будут корыстолюбивы, несправедливы, то возбудят в них отвращение от самой образованности. Племена сии находятся еще на такой ступени умственного развития, что их нельзя убеждать в превосходстве наших учреждений умственными доказательствами, а надобно доказывать сие превосходство самым делом, проявляя его в жизни и поступках, ибо младенчествующия племена хорошо угадывают характер людей, и нельзя их обмануть одним наружным лоском образованности.

Хорошо, что в нашей собственной общественной жизни уже явилось сознание наших общественных недостатков и горячее желание к их исправлению, начинающее проникать во все умы.

Народы вообще столько же любят льстить себе и обманываться на счет своих свойств, как и отдельные лица. – Самые образованнейшия нации не чужды самолюбия и ошибок на счет своих совершенств; то же было и с нами. Мы так же любили мечтать о своих доблестях и отвращали взоры от своих недостатков и пороков. Но благодарение Богу, расположившему обстоятельства, вынудившия нас обратить внимание на свои слабые стороны! Благодарение Богу, в руце Которого сердце Царево, вложившему и в сердце Царю непоколебимое желание врачевать наши общественные язвы и поддерживать в нас соревнование к улучшениям.

Не подумал бы кто, будто не дело пастыря Церкви говорить о делах общества? – Но ужели христианствующее общество захочет, чтобы служитель веры христианской набрасывал завесу на общественные язвы? Неужели оно может желать, чтобы молчал тот, который первый обязан подать голос в защиту истины, молчал в то время, когда зло стало столь чувствительным, что сделало проповедниками всех искренно желающих добра отечеству?.. Итак не молчу о том, что наше собственное общество страдает многими болезнями, которые задерживают развитие его благосостояния, и противу них-то самим нам надлежит бороться, дабы наши труды на пользу других не были безуспешны.

Соединимся же все, как дети одной семьи, чтобы дружно бороться с собственными недостатками.

Повторять ли еще, что это есть самое горячее желание и отца семьи русской – благочестивейшего Царя нашего? Да поможет ему Бог и в исполнении этого желания, как помогает ему во всем другом, да даст ему желание сердца его и да не лишит его хотения устен его. Аминь.


Источник: Епископ Гавриил. Слово на день рождения Государя Императора, и по случаю покорения Кавказа. // Журнал «Православное обозренiе». — М.: В типографии Каткова и К°. — 1860 г. — Том II. — С. 469-473.

Вам может быть интересно:

1. Бремя епископа. Слово, сказанное в Гелатском соборе при архиерейской хиротонии святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

2. Слово в день Богоявления Господня святитель Гавриил (Городков)

3. Церковные дела в Германии профессор Константин Петрович Победоносцев

4. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Часть 2 архиепископ Макарий (Миролюбов)

5. Труды по преобразованию духовно-учебных заведений архиепископ Димитрий (Муретов)

6. Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшей великой государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

7. Можно ли убивать эмбрионов в утробе матери? — что думает Церковь Сергей Львович Худиев

8. Приветствие Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, в день 25-летия ее существования, принесенное за литургией, 22 октября 1911 г., архимандритом Анастасием, инспектором Казанской духовной академии епископ Анастасий (Александров)

9. Митрополит Макарий и преподобный Иосиф Волоцкий архимандрит Макарий (Веретенников)

10. Напись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г. Измаил Иванович Срезневский

Комментарии для сайта Cackle