Азбука веры Православная библиотека архимандрит Гавриил (Воскресенский) Архимандрит Гавриил (Воскресенский) — первый историк русской философии


О.Т. Лойко

Архимандрит Гавриил (Воскресенский) – первый историк русской философии1

«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор., 9:6)

В 1995г. среди громких юбилейных торжеств осталась незамеченной важная для русской философии дата. В 1795г., ровно двести лет назад, родился архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) – автор первой в России истории русской философии.

Имя этого подвижника на ниве историко-философских трудов, к сожалению, мало известно современному читателю, в то время как его работы оказали существенное влияние на развитие русской философской школы.

Архимандрит Гавриил родился в семье дьячка Московской епархии, окончил семинарию, затем Московскую Духовную академию, где своими дарованиями обратил на себя внимание архиепископа Тверского Филарета (Дроздова), впоследствии митрополита Московского. В 1820г. окончил академический курс со степенью магистра, был направлен в академию в звании бакалавра философских наук и помощника библиотекаря.

Постриженный 23 марта 1821 года митрополитом Филаретом в монашество с посвящением через несколько дней в иеромонахи, в августе 1822 года назначен бакалавром по кафедре священного писания и герменевтики, а 20 октября 1824 года перемещен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию с назначением того же года ее инспектором. 31 мая 1825 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором богословских наук в Орловскую духовную семинарию

В августе 1825 года состоялось назначение архимандрита Гавриила настоятелем Зилантова казанского монастыря. Благодаря его стараниям Зилантов монастырь значительно возвысился.

Архимандрит Гавриил славился как выдающийся церковный оратор. Среди казанского населения он пользовался любовью и уважением. Беднота особо чтила его за дела благотворения. Во время страшных холерных эпидемий 1830 и 1849 годов, когда зажиточные люди выселялись из города и отсиживались в своих домах, зилантовский архимандрит безбоязненно ходил по домам Адмиралтейской слободы, напутствуя больных и утешая здоровых. Во время жестокого голода 1830 года им была устроена при монастыре бесплатная столовая.

С 1835 по 1850 годы был профессором Казанского университета сначала по кафедре церковного права, затем по кафедре философии. С 1850 по 1861 годы архимандрит Гавриил находился на вынужденном поселении в Усть-Киретском монастыре Иркутской епархии, по возвращении в европейскую часть России поселяется во Владимировской епархии. Здесь архимандрит Гавриил открывает тюремный комитет, создает школу для детей, сам преподает в ней. Но вся эта деятельность мало удовлетворяла его деятельную натуру. В 1867 году архимандрит Гавриил переводится в Спасский монастырь, где 10 мая 1868 года оканчивает земной путь2.

После архимандрита Гавриила осталось значительное число работ, но наибольший интерес из них представляет «История философии» в 6 книгах, последняя из которых, VI, имеет название «История русской философии».

Чтобы лучше представить значимость научной деятельности архимандрита Гавриила в области историко-философских исследований, необходимо представить себе ту духовную ситуацию, в которой происходила его научная работа. Современник архимандрита Гавриила, славянофил А.И.Кошелев, характеризуя это время, писал, что в кружках философствующей интеллигенции особым расположением пользовались философские системы Гегеля и Шеллинга. Христианское учение казалось пригодным только для народных масс, но не для мыслящих людей – философов. Архимандриту Гавриилу потребовалось значительное мужество для того, чтобы исходя из христианского понимания философии, поставить и, если возможно, решить проблему изучения истории философии в России.

До появления из печати работы архимандрита Гавриила философия в России изучалась по переводным книгам. Наиболее оригинальным было произведение А.Галича «История философских систем, в двух книгах, по иностранным источникам» (Санкт-Петербург, 1818г.) и учебник О.Надеждина, составленный на основе трудов Рейнгольда. О русской философии в этих работах не упоминалось.

Младший современник Гегеля, знающий и цитирующий его работы в собственном переводе, архимандрит Гавриил не поддается модному влиянию гегельянства. Следует отметить, что в обширнейшей истории философии Гегеля русская философия не упоминается. Все, что не укладывалось в жесткие схемы гегелевской системы, для ее автора не существовало. Объективное изложение истории философской мысли превратилось в свою противоположность.

Архимандрит Гавриил историю философии рассматривает как науку, излагающую достопримечательные умозрения о естестве существ и правильно определяющую как заслуги философов, равно и их заблуждения и недостатки3. Достаточно корректно решает он вопрос о взаимосвязи религии и философии. «В душе истинного философа религия и философия соединены совершенно: они существуют, не смешиваясь, а различаются, не уничтожая себя взаимно. Православный христианин не мало не страшится философии, которая идет за ним в храм – жилище веры, единственно для того, чтобы размышлением уяснить те истины, кои открывает вера, и чтобы мышлением ума сотворенного проверить и освятить глаголом ума бесконечного»4. Чтобы история философии обрела свое истинное бытие, а историк философии не был бы погребен под грудой фактов, архимандрит Гавриил предлагает методологические принципы историко-философского исследования: антропологизм, историзм, всесторонность и последовательность анализа философских воззрений.

В истории главную роль играет человек, следовательно, и история философии должна, основываясь на способностях человека, познавать окружающий мир посредством чувственности, разума и воли. История философии должна быть гармоническим произведением всех познавательных способностей человеческого духа, всех начал, всех систем, всех философов. Если же в качестве исходных методологических установок берется отдельно сенсуализм, идеализм, скептицизм или мистицизм, то полного и верного отражения историко-философского процесса достигнуть нельзя. «В изложении систем должно следовать тому порядку, в каком они обнаруживались: этот порядок есть порядок наших способностей. На том основании, что чувственность предшествует разуму, сенсуализм предшествует идеализму и т.д.»5 Не являясь бесспорной, подобная интерпретация принципа историзма несомненно сыграла системообразующую роль в построении целостной картины историко-философского процесса в работе архимандрита Гавриила, что нашло отражение в сводной таблице, классифицирующей основные философские направления (См. «История философии». – Казань, часть 1, приложение). Принцип историзма является необходимым, но не самодостаточным в исследовании архимандрита Гавриила. «При перечислении различных школ философии недостаточно строго держаться последовательного порядка; нужно показать их связи, зависимость и взаимное влияние»6. Особые требования предъявляются к историку философии, который «не только должен быть отличнейшим из философов, но и почти всемогущ и всеведущ»7.

Принципы историко-философского исследования, изложенные архимандритом Гавриилом в первой части его труда и в заключительной, шестой, применяются для изучения истории русской философии.

Характер философии, утверждает автор, тесно связан с особенностями духовной жизни русского народа. «Россиянин богобоязлив до бесконечности, привержен вере, престолу, Отечеству… по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом»8. Понимая, что русская философская мысль зависит от характера и духовного склада народа, архимандрит Гавриил пишет: «Философия есть развитие и уяснение движений нашего сознания. Но как в сознании нашем проявляются три существенных предмета: Я, или дух познающий, НЕ-Я, или мир, вне нас существующий; наконец Бог – причина и конец всех тварей, то главнейших направлений в философии должны быть три: наукообразное развитие явлений и законов познающего духа, умозрительное и при том опытное развитие законов мира, вне нас существующего, и сосредоточенность их противоположных полюсов в высочайшем их начале»9. Первое направление распространено в Германии, второе – в Англии, третье – в России.

По мнению архимандрита Гавриила, в недрах российской духовности зародилось направление, сочетающее в своем содержании философский рационализм с опытом и завершающийся идеей богопознания.

Приступая к созданию истории русской философии, архимандрит Гавриил ставит перед собой сложную методологическую задачу: обосновать самостоятельное бытие русской философии в рамках мировой философской мысли. Главным препятствием на этом пути явилась теоретическая установка, сложившаяся в западно-европейской истории философии. Только та философия может претендовать на статус науки, которая является системой. В 30-ые годы XIX века говорить о сложившихся философских системах в России не приходилось. Решая поставленную проблему, архимандрит Гавриил определяет русскую философию как направление философского духа, которая не есть система. Отвечая на возможные возражения о том, что без системы нет философии, он пишет: «Система не есть философия, система есть частная оболочка, или одежда философии, в своем устройстве совершенно зависящая от личности мыслителя»10. Одновременно автор отмечает особую, упорядочивающую роль философии в построении системы философского знания. «Чтобы создать систему философии, для гения потребно иметь время, благоприятные обстоятельства и особое терпение. Гений, как птенец, оперившись в системе, как в скорлупе, воспаряет в солнце мышления и затем о темной жизни в скорлупе не вспоминает»11.

Понимание философии как внутренней духовной жизни человечества позволяет архимандриту Гавриилу приступить к изложению истории русской философии. История философии для архимандрита Гавриила – это процесс становления и смены различных философов, которые могут существовать во всяком народе, хотя бы и не было систем философских.

Первыми философами, чья воззрения стали предметом пристального внимания архимандрита Гавриила, стали – митрополит Никифор, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Нил Сорский. Более подробно анализируются взгляды Феофана Прокоповича, Георгия Конисского. Отмечая особенности метода преподавания последнего, архимандрит Гавриил пишет: «Особенным характером методы его в преподавании философии было то, что он, изъясняя слушателям истины разума, подкреплял оные весьма прилично мнениями Св.Отцов, чтобы надежнее предохранять юных, неопытных мыслителей от лжеумствований, суетных и опасных»12.

Особого внимания удостаивается Г.С.Сковорода. Сравнивая труды его с заслугами М.В.Ломоносова, архимандрит Гавриил отмечает: «Ломоносов образовался для просвещеннейших европейских обществ; Сковорода преимущественно обращал свое внимание в недра низшей части малороссийского и белорусского народа»13 Начиная с братьев Лихудов, философия преподавалась в университетах, духовных академиях и семинариях, гимназиях профессорами, получившими образование в духовных академиях и, зачастую, имевшими духовный сан. Именно анализу взглядов Платона (Левшина), Д.С.Аничкова, М.Н.Муравлева, Ф.Буле, Евгения Болховитинова, митрополита Киевского, Филарета, митрополита Московского, Д.М. Мелланского, А.И.Галича, Г.И.Салипова – одного из первых русских философов права, посвящает большую часть своего труда архимандрит Гавриил. Высокую оценку автора получает подвижническая деятельность графа С.С.Уварова и его труды, охватывающие широкий круг проблем – от образования и философии до методики преподавания отдельных философских дисциплин. Рассматривая теоретическую деятельность епископа Иннокентия (Борисова), архимандрит Гавриил предлагает, по-видимому, полностью статью «О неологизме или рационализме». Эта статья, никогда в последующие годы не переиздававшаяся, дает достаточно основательную критику теории Канта. Для современного читателя она интересна, мы полагаем, тем, что демонстрирует высокий уровень самостоятельных исследований, который осуществлялся в русской философии начала XIX века. Чтобы не быть голословной, приведу небольшой отрывок из статьи епископа Иннокентия: «Держась главного положения Кантовой религии, что христианство есть ничто иное, как символическое представление идеи естественной религии, неологи устремили все свои усилия на то, чтобы при помощи философии открыть в исторических христианских символах чистую религию разума, или что то же самое, ввести естественную религию под именем христианской»14

На страницах «Истории русской философии» архимандрит Гавриил перечисляет, кратко характеризуя философские труды каждого, имена ныне малоизвестных русских философов: А.С.Лубкина, П.С. Кондратьева, Ф.А.Надеждина, В.Н.Карпова, Ф.Ф.Сидонского, В.Н.Сбоева, И.А. Кедрова.

Несомненным достоинством работы архимандрита Гавриила является собранный им систематизированный библиографический перечень литературы по философским наукам, в котором упоминается более 60 работ по философии, включая 10 учебных курсов, 15 наименований книг и статей по логике, а также исследования по «опытному душесловию» (психологии), естественному богословию, нравственной философии, эстетике, естественному праву. Даже простой перечень исследований по философии, приведенный архимандритом Гавриилом, позволяет предположить, что уже в начале XIX века в России шел интенсивный процесс становления самостоятельной философской школы.

Шестую книгу своего исследования архимандрит Гавриил завершает обращением к своим современникам: «Торжественно просим всех любезнейших русских самомыслителей доставить нам их биографии и очерки или, по крайней мере, лучшие места из их сочинений, дабы издаваемая нами история русской философии была вместе и хрестоматиею наук философских»15.

По выходе из печати работа архимандрита Гавриила получила доброжелательный отзыв. В журнале «Сын Отечества» за 1839 год в разделе «Очерк русской литературы за 1838–1839гг.» помещена содержательная рецензия. Автор ее отмечает как отрадное явление, «что учение Философии обратило на себя особенное внимание нашего просвещенного Духовенства»16. «Сочинение архимандрита Гавриила отменно порадовало образованную читающую публику, так как автор, «руководимый религиозным основанием и началом как беспристрастный притом эклектик, … кратко, но превосходно систематически излагает всю систему мышления человеческого»17.

Работа архимандрита Гавриила дважды выходила из печати с исправлениями и дополнениями автора. В Научной библиотеке Томского университета хранятся оба издания. Судя по аккуратно вклеенным в первое издание листкам, написанным от руки, дополняющим историко-философский материал, который во втором издании содержится в печатном варианте, можно предположить, что вклейки и дополнения сделаны самим автором.

Книги архимандрита Гавриила служили учебными пособиями по истории философии вплоть до запрета на преподавание философии. После 1863г., когда преподавание философии было возобновлено, о работах архимандрита Гавриила не вспомнили. У русской философской мысли в этот период возникли иные теоретические проблемы.

Ценность и теоретическая значимость того или иного исследования определяется, в первую очередь, новизной в постановке проблемы. Архимандритом Гавриилом была поставлена проблема самостоятельного бытия истории русской философии, начиная от ее исторических корней, восходящих ко крещению Руси.

* * *

1

ЛОЙКО Ольга Тимофеевна – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Томского политехнического университета, преподаватель истории философии и логики Томской духовной семинарии.

2

Наиболее полные сведения об архимандрите Гаврииле содержатся: «За сто лет» Биографический словарь профессоров Казанского университета (1804–1904), в двух частях – Казань, 1904, часть 2, стр. 4–8; Русская старина, 1880, том XXVIII, С. 607–611; Энциклопедический словарь Т. 14, издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Эфрон, – СПб., 1892, с.763.

3

См. Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, – 1837 часть I, с. 7

4

История философии. – Казань, 1837, часть I, с. 7

5

Там же, стр. 8

6

Там же, стр. 15

7

Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, часть IV, стр. 22

8

Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, 1840, часть VI, с. 5

9

Там же, с. 21

10

Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, 1840, часть VI, с.25

11

Там же, с.50

12

Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, 1840, часть VI, с.50

13

Там же, стр. 60

14

Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, 1840, часть VI, с.122

15

Архимандрит Гавриил. История философии. – Казань, 1840, часть VI, с.155

16

Сын Отечества. Том II, стр. 105

17

Там же, стр. 106


Источник: Опубликовано:Христианское чтение, 1995, №10, стр. 61-69. Издательство СПбДА. Санкт-Петербург, 2013

Комментарии для сайта Cackle