Источник

Эпоха II-я, по присоединении к российскому престолу Крымского полуострова

1788 год

Корсунского единоверческого благословенного общежительного монастыря, Богородицкая, дер. Церковь сия, в которой и священнослужение производилось до 1792 года в Сентябре месяце сгорела. Известно, что монастырь Корсунский первоначально был близ села Знаменки. Сюда же, на левый берег Днепра, где теперь он находится, монастырь перенесен в 1792 году. Главная церковь пятиглавая, каменная, освящена 30 Мая 1803 года. Кроме сей имеются в монастыре особые небольшие церкви: 1-я Преподоб. Михаила епископа Синадского, 2-я Николая Чудотворца, с приделом Св. Иоанна Златоустого, 3-я Св. Димитрия Солунского.

1790 год

Города Алешек, Введенская, дер. Днепр. у.

1791 год

Города Феодосии, соборная, Александро-Невская, кам. Обстоятельства, касающиеся сей церкви, примечательны. Она помещается ныне в древнейшей Греческой Николаевской церкви, коея начало неизвестно, и которая оставалась в совершенном запустении. Правительство предлагало исправить ее и отдать для Богослужения Анатольским Грекам, в Феодосии проживающим. А в соборную церковь, с наименованием Александровскою, преобразовать старинную Турецкую мечеть. Предположение это утверждено было Государем, так что по Высочайшей воле, на перестройку мечети феодосийской от строительной экспедиции уже отпущена была и сумма. Между тем в мечети устроен в 1808 году придел во имя Святителя Николая, где соборное Богослужение уже и совершалось. В 1810 году комиссия строительная распорядилась приступить к действительной перестройке мечети; и как в сем случае надлежало некоторые части оной сломать: то велено было придел закрыть, с тем, дабы соборные священнослужители перешли в Греческую Введенскую церковь6, и там по очереди с Греками совершали бы Богослужение. Сие впрочем Русским прихожанам, за незнанием ими Греческого языка, не понравилось. Особенно они оставались недовольными в большие церковные праздники; а потому и просили, чтобы вместо Греческой Введенской церкви, отдана была для Российского Богослужения древняя Николаевская Греческая церковь. «Сие тем де удобнее», писали прихожане, «что Анатольцы, будучи в малом числе, легко могут относиться с требами своими в Введенскую Греческую церковь, куда действительно они всегда и ходят». Справедливость этого подтвердил и Феодосийский тогдашний градоначальник Броневский. Почему Платон, архиепископ Екатеринославский, по желанию соборных прихожан, поступить и благословил. Таким образом в 1811 году собор Феодосийский, оставив Введенскую Греческую церковь, переместился в Греческую же Николаевскую, разумеется, после возможной ее поправки. За невыполнением проекта, относительно перестройки мечети, и по ныне сия церковь остается соборною.

Села Васильевки, Васильевская, дер. Мелитопольск. у.

Села Каховки, Покровская, кам. Днепр. у. Заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским, которого тело покоится в Корейском единоверческом монастыре. Вместе с церковью, как видно из дела о построении ее, обселена и слобода Каховка на Таврической степи, против Берислава, близь речки Конской, вероятно по способности к тому сего места. Ныне сие место обсыпалось песком так, что церковь, по удалении от неё слободы, и по упразднении господского дома, остается уединенною; однако поддерживается в приличном состоянии.

Села Рогачика, Александро-Невская, дер. Днепр. у. Слобода сия принадлежала тогда тайному советнику, князю Александру Алексеевичу Куракину, и, по его желанию, преосвященный Амвросий архиепископ соизволил выдать подвижный антиминс в имевшуюся тогда в Рогачике часовню, в которой посему и совершалась литургия; а притом построилась и церковь каменная, по грамоте архиепископа Платона, выданной в 1806 году.

1792 год

Села Каир, Вознесенская, дер. Днепр. у. До 1792 года была в Кайрах часовня. В сем же году она обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев Подольских.

Села Салы, Знаменская, дер. Симферопольск. у.

Города Севастополя, Петро-Павловская, кам. Симфероп. у. В 1844 году церковь эта перестроена вновь, в лучшем архитектурном виде.

Села Казачьих-лагерей, Покровская, дер. Днепр. у. До 1792 года была в Казачьих-лагерях часовня. В сем же году она обращена во временную церковь, с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев Подольских.

Села Водяного, Николаевская, дерев. Днепр. у. До 1792 года в селе Водяном находилась часовня. В сем же году архиепископ Амвросий соизволил выдать в оную антиминс, и часовня преобразовалась в церковь, которая вероятно обветшала и упразднена; ибо в Водяном с 1832 года существует уже церковь новая, деревянная же.

1793 год

Города Карасу-базара, Николаевская, кам.

Города Симферополя, Константино-Еленовская. Церковь сия, как самая первая и единственная в Симферополе, по завоевании Крыма, находилась в тесном татарском домике, купленном за 30 рублей, и существовала до 1808 года. В сем году построена и освящена особая церковь, а Константино-Еленовская чрез то упразднена, с перенесением ее иконостаса в кладбищенскую Симферопольскую церковь, которую построить благословение тогда же дано было.

1794 год

Города Евпатории, Соборная, Николаевская, кам.

Села Малой-Знаменки, Николаевская, дер. Днепр. у.

Села Камар, Мариинская, кам. Симфероп. у.

Села Лак, Лукинская, кам. СимФероп. у.

Села Аутки, Успенская, кам. СимФероп. у.

1795 год

Города Севастополя, адмиралтейская, Николаевская, кам.

Села Ивановки, Иоанновская, дер. Диепр. у.

Села Большого-Токмака, Богородицкая, дер. Мелитопольск. у. Дозволение построить сию церковь последовало 1795 года, Декабря 1 дня, вместе с тем разрешено до выстройки церкви иметь и молитвенный дом, который существовал до самого освящения нововыстроенной церкви, последовавшего год спустя по учреждении молитвенного дома.

1796 год

Села Днепровки, Михайловская, дер. Днепр. у.

Города Симферополя, Троицкая, Греческая, кам. Церковь основана по благословению Иова, епископа Феодосийского, по прошению Симферопольского Греческого общества, чрез правителя области Жегулина, после которого за Греков ходатайствовал Евстафий Нотара.

Города Орехова, соборная Покровская, дер. Церковь сия основана с дозволения Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсонско-Таврического, по отношению к нему правителя Таврической области генерал-майора Жегулина. Орехов назывался тогда казенным селением «Ореховою-балкою», где жители поселились в тоже время, как основалась церковь.

Села Князь-Григорьевки, Георгиевская, кам. Днепр. у.

1797 год

Села Черниговки, Рождество-Богородичная, дер. Мелитопольск. у. Вместо сей церкви, построенной с самого начала заселения сего места, находится ныне в Черниговке каменная, довольно изрядная церковь, которая заложена в 1810 году.

1798 год

Села Большой-Лепатихи, Николаевская, кам. Днепр. у. Основана под названием молитвенного дома, по благословению Гавриила, митрополита Екатеринославского, по прошению же Французских графов Клеймонд-Тонвера и Шуазеля, на пожалованной им дикопорожней земле, Таврической области в Днепровском уезде, над рекою Днепром, при урочище Лепатихе. Освящена сия церковь впоследствии времени по прошению уже самых прихожан села Лепатихи, по смерти графа Шуазеля, после которого селение учинилось казенным.

Села Малой-Лепатихи, Преображенская, дер. Мелитопольск. у.

Села Каланчака, Михайловская, дер. Днепр. у.

Села Благовещенки, Благовещенская, дер. Днепр. у.

1799 год

Города Ени-кале, соборная Николаевская, кам. До выстройки сей церкви находилась деревянная Успенская, в крепости, при том же городе Ени-кале. Но как оная вовсе обветшала, так что сквозь кровлю лился дождь в нее: то жители Ени-кале собственным коштом построили среди города каменную ныне существующую церковь, которая в 1799 году в освящена по благословению Христофора, епископа феодосийского. В ней имеется иконостас орехового дерева резной, искусной работы, а также и иконы хорошего письма. Около церкви погребен Анфим, митрополит Монемвасийский, вышедший с прочими Греками из Архипелага в 1770 году. Деревянной же церкви, в крепости состоявшей, начало относится к 1778 году, ежели основаться на антиминсе.

Города Бахчисарая, соборная Николаевская, кам. Церковь сия построена сей же церкви старостою, помещиком, провинциальным секретарем Стефаном Калигою, который, рапортуя о сем Платону архиепископу, сказал, между прочим, что «он, будучи бездетен, и стараясь об общей пользе христиан, живущих между магометанами, выстроил своим старанием каменную церковь», и проч. На сие от преосвященного последовал ответ: «сему доброму христианину изъявляем пастырское наше благословение; а храм не оставит его вечно воспоминать в молитвах».

Заштатного города Старого-Крыма, Успенская, кам. Феодосийск. у. При существовании викариатства при Екатеринославской архиерейской кафедре, в Старом-Крыму с 1791 по 1799 год пребывание имели, в «походном дворце Императрицы», викарные преосвященные епископы, «феодосийскими» именовавшиеся. Почему и церковь Успенская, во дворе архиерейском, писалась домовою7.

1805 год

Города Симферополя, Петро-Павловская, кам. Построена вместо упраздненной Константино-Еленовской, о коей известно, что она по завоевании Крыма была в Симферополе единственною, помещаясь в тесном Татарском домике,

1807 год

Села Голой-пристани, Свято-Духовская, дер. Днепр. у.

Села Аул, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у.

Села Поповки, Троицкая, кам. Мелитопольск. у.

Села Большой-Белозерки, Преображенская, кам. Днепр. у.

1808 год

Села Чаплынки, Покровская, дер. Днепр. у.

Села Обыточного, Троицкая, дер. Мелитопольск. у.

Села Мангуша, Петро-Павловская, кам. Симферопольск. у. До постройки сей церкви была в Мангуше другая, которой начало неизвестно.

Села Петро-Павловки, Троицкая, дер. Мелитопольск. у.

1810 год

Села Челбас, Покровская, дер. Днепр. у.

Села Андреевки, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у.

Села Второ-приморского, Димитриевская, Днепр. у. Построена помещиком полковником Димитрием Кушковским.

Села Кадыко, Троицкая, кам. Симферопольск. у. Церковь сия преобразована из мечети Татарской, по прошению жительствующих здесь Греческого батальона офицеров и нижних чинов, которые, прося о том в 1806 году, излагали между прочим, что церковь была некогда христианскою, но в мечеть превращена мусульманами.

Села Балки, Успенская, кам. Мелитопольск. у.

Села Ново-Майчевки, Николаевская, дер. Днепр. у.

1811 год

Города Карасу-базара, Ильинская, кам. Основана и сооружена по прошению Великороссийских купцов и мещан, в Карасу-базаре поселившихся, и по ходатайству Таврического гражданского губернатора Дмитрия Борисовича Мертваго, от которого в 1807 году к преосвященному Платону послано было отношение.

Села Кишлава, Александро-Невская, кам. Симферопольск. у.

Села Каир, Преображенская, кам. Днепр. у.

Села Рубановки, Михайловская, дев. Днепр. у.

1812 год

Седа Горностаевки, Покровская, мол. д. Днепр. у.

Села Николаевка, Николаевская, кам. Мелитопольск. у.

1813 год

Села Малой-Лепатихи, Николаевская, дер. Днепр. у. Церковь сооружена по желанию жителей села Лепатихи, писавших в прошении своем 1810 года, что селение их «вновь населено», церковь заложена в 1816 году, а до того времена имели она молитвенный дом, который позволен был им в 1813 г.

1814 год

Села Берестового, Троицкая, кам. Мелитопольск. у. Церковь в 1814 г. постройкой кончена, а разрешение на то от Святейшего Синода последовало в 1808 году.

Села Ново-Александровки, Александровская, дер. Мелитопольск. у.

1815 год

Села Больших-копаней, Михайловская, дер. Днепр. у.

Села Верхней-Белозерки, Кресто-Воздвиженская, дер. Днепр. у.

Села Раденска, Рождество-Богородицкая, дер. Днепр. у.

1816 год

Села Верхнего Рогачина, Николаевская, дер. Днепр. у. Построена по благословению Святейшего Синода, последовавшему в 1811 году, по прошению поселянского общества, от которого поверенные, просив, писали в 1809 году, что село их «вновь заселяется».

1817 год

Села Михайловки, Михайловская, дер. Мелитопольск. у. Церковь сия построена по желанию жителей села Михайловки. В 1810 году просили они себе дозволения построить каменную Троицкую церковь. На это и вышло разрешение в 1811 году от Святейшего Синода. Но жители вошли с новою просьбою, чтобы дозволено им было построить не каменную, а деревянную церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за неимением яко бы вблизи камня. Таким образом построение церкви и отсрочилось до 1817 года.

1819 год

Села Любашовки, Троицкая, молитв. дом, Днепр. у.

Села Тимошовки, Космо-Дамиановская, дер. Мелитопольск. у. Церковь основана и построена по прошению жителей, кои прямо писали, что «селение их обселено в 1810 году».

Села Чиричина-кута, Екатерининская, дер. Мелитопольск. у.

1820 год

Города Орехова, кладбищная Троицкая.

1821 год

Села Нижних-Сарыгоз, Николаевская, дер. Днепровск. у.

Села Ново-Григорьевки, Покровская, Мелитопольск. у.

1822 год

Города Севастополя, кладбищная, кам.

Предместья города Перекопа, Армянского-базара, Георгиевская, кам.

1824 год

Города Симферополя, кладбищная, Преображенская, кам.

Села Чепиговки, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у.

1826 год

Села Засадовки, Казанския Божия Матери, Днепровск. у.

Села Агайман, Варваринская, дер. Днепр. у.

1828 год

Села Усть-Азовского, Успенская, дер. Днепр. у.

Местечка Судака, Покровская, кам. Феодосийск. у. В делах, при консистории состоящих за 1807 год, находится о Судацкой церкви следующее известие. Она прежде была во имя Св. Евангелиста Матфея, и устроена каким-то полком, квартировавшим в Суданкой крепости. По выходе оттуда полка, по неизвестным причинам, церковь и церковная утварь остались без всякого распоряжения и препоручения кому либо. Но по донесению о том в Екатеринославскую консисторию от Старо-Крымского священника Романа Свириденка, приказано было, сделать сей церкви подробное описание; между тем предписано, чтобы Судацкая церковь оставалась в своем положении, и наблюдение за нею имел священник Заражевский. Из описи видно, что первоначальная церковь была каменная небольшая, однако прочная, которая впоследствии времени увеличена с переменою имени. Судак, в 1795 г. именовался «Кирилловскою крепостью».

1829 год

Слободы Веселой, Богородицкая, дер. Днепровск. у.

Города Симферополя, соборная Александро-Невская, кам. Построена в редуте, сделанном во время бывших здесь военных действий, графом А. В. Суворовым, по Высочайшему повелению, с пожалованием и суммы на то. Заложена 1806 года, окончена и освящена в 1829 году.

1830 год

Слободы Насыпкой, Богородицкая, кам. Феодосийск. у.

Города Перекопа, Николаевская, кам. Церковь сия построена в Перекопе вновь, а до нее существовал тут только молитвенный дом. О молитвенном же доме заметить надлежит: на случай путешествия в Крым Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II, устроен был в 1787 году временный дворец. Во дворце помещалась потом полковая церковь, с подвижным антиминсом. Но по выходе полков, когда взят был и антиминс: преосвященный Амвросий в 1792 году соизволил выдать другой антиминс, чрез что церковь походная и существовала до нынешней повой. Походная церковь находилась близь самых ворот Перекопских, за коими начинается собственно Крымский полуостров.

Села Зуи, Николаевская, кам. Симферопольск. у. Начало и основание сей церкви отнести должно к 1807 году, ибо тогда исправлявший должность Таврического губернатора, вице-губернатор Шостак, по прошению поселянского Зуйского общества, относился к преосвященному Платону, прося дозволить устроить в Зуе молитвенный дом, что и было разрешено.

Селения Карани, Вознесенская, кам. СимФеропольск. у.

1832 год

Местечка Масандры, Предтеченская, кам. Ялтинск. у. Заложена 4 Мая 1829 года. Построена на месте старинной Греческой, иждивением князя М. С. Воронцова. Из-под алтаря церковного течет источник свежей и прохладной воды.

1834 год

Села Керменчика, Великомученика Феодора Тирона, кам. Симфероп. у.

Села Малой Юзеки, Покровская, дер. Днепровск. у.

1835 год

Села Балто-Чокрака, Пантелеимоновская, кам. Симферопольск. у.

Села Ивановки, Иоанно-Богословская, дер. Днепр. у.

Села Верхних-Серогоз, Космо-Дамиановская, дер. Днепровск. у.

Города Керчи, Троицкая, кам. До построения сей каменной церкви была тут церковь же, в виде убогого молитвенного дома. Новая, настоящая заложена в 1829 году в следствие приглашения, во время обозрения епархии и сего города, епархиальным архиепископом. Совершена при содействии граждан и градоначальника Стемпковского, н освящена в 1835 году.

1836 год

Села Артека, Воскресенская, кам. Ялтинск. у. Небольшая, но изрядной архитектуры.

Местечка Алупки, Михайловская, кам. Ялт. у. Сооружена иждивением графа, ныне князя Михаила Семеновича Воронцова. Она отличается изящностью архитектуры.

1837 год

Местечка Алушты, Феодоро-стратилатовская, кам. Ялтинск. у.

Города Ялты, Иоанно-Златоустовская, кам. В 1838 году, после Высочайшего здесь пребывания, учрежден город, с уездом составившимся из селений, находящихся в горной части южного берега Крыма.

* * *

6

Описание ее, и других см. «Записок», том 1, стр. 320–328.

7

Третьему из всех преосвященных, т.е. Иову, указом Св.Синода 12 января 1794 года было позволено причислить к Феодосийской епархии, церкви северного войска Черноморского, поселенного на острове Фанагории.


Источник: Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической / Составил Гавриил, А[рхиепископ]. Х[ерсонский]. и Т[аврический]., ныне Т[верской]. и К[ашинский]. – Одесса: Городская типография, 1848. – [2], 71 с.

Комментарии для сайта Cackle