Азбука веры Православная библиотека Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского о вере и жизни христианской


Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского, о вере и жизни христианской

Иметь православную веру есть основание добрых дел. Посему от веры начнется слово.

 

Глава 1. Веруй во Отца и Сына и святого Духа, Троицу нераздельную и неслиянную, едино-божественную, – во Отца нерожденного, Сына рожденного, а не созданного. Духа Святого не рожденного, не созданного, но исходящего; в Троицу, имеющую единую волю, единую славу, единую честь, приемлющую единое поклонение от всей твари, от Ангелов и человеков, превечную и бесконечную, пребывающую во веки.

2. Веруй в Сына Божия, воплотившегося истинно и существенно, а не в призраке, соединяющего в Себе два естества: Божество и человечество, совершенного Бога по Божеству, и совершенного человека по вочеловечению.

3. Родившую Его Матерь именуй Богородицею. Она Дева и Матерь; веруй, что Она родила Христа и питала млеком. Дева же Она так, что всегда была и по рождестве пребывает Девою.

4. Кресту Христову покланяйся с верою: ибо на нем соделал Господь спасение всех человеков.

5. Иконе Христа и Пречистой Матери Его и всех Святых Его воздавай честь с верою: как бы к ним Самим с любовию говори в молитве.

6. Святых всех, угодивших Богу, моли, как помощников и заступников для притекающих к ним: ибо они получили дерзновение к Богу, как угодные рабы к своему Господину.

7. Мощи Святых целуй с верою, и воздавай им честь, как достойным чести: потому что они Христа ради пострадали.

8. Тайнам Божиим, телу и крови Христовой веруй, и причащайся со страхом, да будешь причастник небесного царствия Его.

9. Отвергай неверие, и не спрашивай: каким образом хлеб бывает телом и вино кровию? Но слыши, что сказано: для человеков иное не возможно, а для Бога все возможно.

10. Веруй в воскресение мертвых и жизнь будущего века, по неложному слову Господню, которое слышишь в Евангельском писании.

11. Помни суд, готовься к ответу, и ожидай воздаяния по делам, и веруй, что это будет, и будет непременно.

12. За тем возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею и крепостию. Все твои действия и навыки направляй к тому, чтобы угодить Ему.

13. Еще – возлюби искреннего твоего, с которым ты в одной купели возродился, то есть всякого Христианина, или, лучше сказать, брата. Ибо Господь сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему.

14. Имей всегда в сердце своем страх Божий, и помни, что Бог везде с тобою, на всяком месте, идешь ли ты или сидишь.

15. Страхом Его, как уздою, воздерживай ум твой. Испытывай себя на всякий час. Поступая без внимания к себе, можешь научиться пустому.

16. Преклоняй голову твою пред всяким, кто старее тебя летами и разумом, Смиренных Господь возвышает.

17. Друзей твоих и равных тебе встречай с любовию; обнимай их и давай им целование, как Елисавета Марии.

18. Тех, которые ниже тебя и меньше возрастом, принимай с любовию, и милуй; и воздохни о них к Богу, как о новоначавших познавать Бога.

19. Царя бойся всею твоею силою. Страх сей не будет во вред душе твоей: но чрез то лучше научишься бояться Бога.

20. Пренебрежение в отношении к властям есть пренебрежение в отношении к самому Богу, владычествующему над властию земною. Ибо не боящийся видимого владыки как может бояться невидимого Бога?

21. Ученик боится учителева жезла, но еще более – самого учителя. Так боящийся Бога убоится царя, которым наказываются виновные. Царь есть Божий слуга, для человеков, милостию и наказанием.

22. Затем ради смирения преклоняй голову перед всяким богатым. Это – многоветвистое дерево, наклонясь, лучше пройдешь.

23. Получивший власть от царя своего требует от подобных себе уважения, а от низших просит поклона.

24. Ищи простейшего во всем, и в пище и в одежде. Не стыдись нищеты; потому что большая часть мира сего в нищете ходит.

25. Не говори: «я сын богатого человека: мне стыдно быть в нищете.» Нет на свете богатее Христа, твоего Отца небесного, родившего тебя во святой купели; но и Он ходил в нищете, и не имел, где главу подклонити.

26. Украшай себя правдою. Старайся всякому говорить истину, и не моги устыдиться лица, и сделаться свидетелем в пользу лжи.

27. Наипаче бойся говорить ложь пред царем: ибо погубит Господь говорящих ложь; но отвечай ему с покорностию и поистине, как самому Богу.

28. Если иногда скажет он тебе что-нибудь не истинное, а ты знаешь истину: смотри, не испытывает ли он тебя, бережешь ли ты свою душу? Если ты при сем окажешься неверным в слове: то не можешь приобрести его доверия в том, что ты бережешь его душу, как верный подданный.

29. Если скажешь правду, и тем подвергнешь себя чьему-нибудь гневу: не скорби о том, но паче утешай себя словами Господа: блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное.

30. Будь кроток со всяким, с высшим тебя и с низшим. Ибо это будет лицемерная кротость, когда кто уклончив пред высшими, а низших оскорбляет.

31. Кроткая поступь, кроткое сидение, кроткий взгляд, кроткое слово, – все кроткое у тебя да будет. Сим покажешь, что ты истинный Христианин.

32. Кротость же состоит в том, чтобы не досадить никому ни словом, ни делом, ни приказанием; но чтобы обращением своим усладить сердце всякого.

33. Постоянно отвлекай ум свой от суетных мыслей, и возводи горе к Богу. Чрез сие ты вступаешь на путь подвига, и освобождаешь душу от расслабления.

34. Не удивительно, что природа человека ниспадает в земное; удивительно то, что он, падши, не хочет встать. Кто сбился с пути, не старается ли опять найти его? Так, и ты: если нынешний день расслаблен безнадежностью, завтрашний посвяти на подвиги.

35. Ни в каком деле не ищи земной славы: ибо земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно как бурный ветер, она дышит на человека; и отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумию.

36. Тогда как приближаются блага вечные, дары всеблагого Бога, неблагоразумно не подождать их с терпением и верою, утешаться же только земными и пристращаться к ним, как будто бы мы не верили воскресению.

37. Если бы слава сего мира близка была к славе небесной: то сыны мира не распяли бы Господа славы. Какой раб без опасения будет жить в том доме, в котором не приняли господина его?

38. Люби великодушно переносить незаслуженное бесчестие; приими оное, как чашу полыни. Хотя оно и странным тебе кажется: но послужит для прогнания греховного недуга. Грех входит услаждением, а горечью изгоняется.

39. Желающий вечных радостей мало вкушает земных, всегда помышляя о своем исходе из временной жизни. Поношение от людей не беспокоит его: ибо и Господь, пришед в мир, претерпел бесчестие от своего раба.

40. Кто хочет быть славным в сем мире, тот не терпит бесчестия; но кто держится веры, тот любит не быть в славе, помышляя о сказанном от Господа: как может веровати славу от человек приемлющий, славы же от Единородного не ищущий?

41. Люби алчбу и жажду Христа ради. Поколику усмиряешь тело, потолику благодетельствуешь душе. Ибо воздающий суд по делам, словам и помышлениям, воздаст добром и за малое, что для Него претерпим с радостью.

42. Если хочешь ликовать вместе с умученными за Христа: то предай тело твое посту, волю отдай на попрание пред волею Божиею, утробу на алчбу, сердце на крепость, кровь на пролитие, если не на внешнее, то на внутреннее, то есть иссуши ее сухоядением, да приимешь обещанные блага.

43. Ты знаешь, что кто зовет к себе царя, тот очищает свою палату. Так и ты, если хочешь принять в дом свой Царя небесного, ради просвещения души твоей: очисти тело постом, истощи жаждою, укрась душу смирением и наполни благоуханною молитвою.

44. Нс оставляй молитвы, как духовной пищи. Ибо как тело, лишаемое пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти.

45. В храмине светло бывает от свечи: так во внутреннем чувстве бывает свет от молитвенного размышления. Как ясен бывает свет свечи, когда нет никакой примеси: так светла бывает молитва, когда не примешиваются к ней земные помыслы.

46. Береги свечу от ветра, а молитву от лености. Укрась ее, как невесту, бдением, трудом и терпением, дабы она угодна была Царю небесному.

47. Предай хотение свое Богу, Который знает все, прежде нежели человек родился. И не проси, чтобы все было по твоей воле; ибо ни один человек не знает, что ему полезно; но говори Богу: да будет воля Твоя! Ибо Он все творит на пользу нам, чего мы, плотские люди, не ведаем.

48. Возстенай, как мытарь; прибегни, как блудный сын; умилися, как Ахаав; прослезися, как блудница; вопий, как Хананея; предстой, как вдовица; молись, как Езекия; смирись, как Манассия: если таким образом будешь молиться, то всеблагий Господь приимет молитву твою, как мать младенца.

49. Найди тайное место, сядь тихо, приведи себе на память грехи твои и удаление от царства небесного, и умилися сердцем и взором, и, преклонив голову, скажи со стенанием: горе мне, яко пришельствие мое продолжися! – Кто даст главе моей воду, и очам моим источник слез? – Увы мне; ибо близко день Господень!

50. Нет у тебя слез? – не отчаивайся, но вздыхай часто и тяжко от всего сердца. Слезы суть дар Божий; мало по малу воздыханием и умилением ты испросишь их у Бога. Ибо написано: ищай обрящет, просяй приемлет, и толкущему отверзается.

51. Получив слезы, храни их всею твоею силою: берегись объядения и пиянства, наипаче же осуждения всякого человека. Зазирай своему делу, а человека, которого создал Бог, не суди.

52. Если видишь кого согрешающего, то и своим глазам не верь; ибо и они неверны. В раю прежде всего соблазнились очи, и наше падение произошло от воззрения.

53. Безгрешному прилично судить грехи: но кто без греха, кроме одного Бога? Он один неизмерим, и Ему единому подобает судить подлежащих мере.

54. Кто имеет на своем боку язву, полную гноя, тот не станет гнушаться чужою нечистотою. Помышляющий всегда о множестве своих грехов никогда не захочет из соблазнов другого сделать предмет для своего разговора.

55. Судить человека соблазнившегося есть знак гордости и самомнения; а гордым Бог противится. Напротив, кто всякий час готовится дать ответ о своих грехах, тот не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие преткновения.

56. Не будь горд, чтобы не стал величаться гроб, когда он заключит в себе твою гордость. Убогий будет отдыхать в полдень на гробе твоем, и никакого вреда от того не получит.

57. Червь низок и худ, а ты славен и горд. Но если ты разумен, то уничижи сам свою гордость, помышляя, что твоя крепость и сила будет пищею червей!

58. Помяни древних, отличавшихся храбростию, богатством, силою и славою, которые теперь впали в неизвестность и забыты. Напротив того незнатные и убогие в сем мире, но заботившиеся о душе своей, прославлены на небесах, и на земли восхваляются и призываются па помощь.

59. Когда видишь, что несут мертвого, пожалуй о нем, как о своем собственном естестве, и проводи его до могилы. Двоякую пользу получишь ты от его смерти: вспомнишь свою кончину, и смиришься. Помилуй тело его, и предай оное гробу: и сам помилован будешь.

60. Больного посети, и принеси ему, чего он желает вкусить; сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также постраждешь.

61. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей с ним и ты слезы сострадания и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач: дай ему плату за исцеление болящего.

62. Ежели же больной умрет: ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста, и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его, как должно.

63. Весьма споспешествует покаянию и слезам посещение умирающих. Ибо кто не прийдет в умиление, когда видит естество свое входящее во гроб, и имя человека угасающее, славу его и богатство сходящия во мрак?

64. Если ты имеешь доступ к царю и властям: попечалься пред ними об обиженном от сильного. До пота поборай по сироте, да вменит Господь каплю пота твоего наравне с кровию Мучеников.

65. Если ты неизвестен царю: то попечалься о бедном пред теми, которые имеют доступ к царю; и Господь вменит тебе это так же, как первое.

66. Приклони ухо твое просящему и обнищавшему в жизни; наполни твоим изобилием недостаточествующую нищету его.

67. Обрати взор сострадания на сидящего в наготе и дрожащего зимою от стужи: не откажись прикрыть соестественного тебе одеждою, которая у тебя лежит: и Господь воздаст тебе сторицею, и даст вечную жизнь.

68. Простри руку к скитающемуся по улицам, и введи его в жилище твое; раздели с ним хлеб твой и чашу воды или другое питье, какое дал тебе Бог.

69. Введи странного в дом, и бескровного под кровь твой; измокшего осуши, озябшего согрей, омой нечистоту тела его: ибо он убог и достоин сожаления.

70. По повелению Господню, посети заключенных в темнице; посмотри на их бедствия и страдания, воздохни о них и скажи: горе мне! сии страждут за одно согрешение, а я всякий час согрешаю пред Владыкою моим, Христом, и живу в удовольствиях.

71. Если видишь, что кто-нибудь из них страждет по клевете: помоги ему Христа ради, и открой истину тому, пред кем он оклеветан. Для находящихся при царе и при вельможах нет ближайшего спасительного дела, как избавлять обидимых.

72. Когда ты сидишь за столом, наполненным различными яствами: вспомни, что иной ест в это время сухой хлеб, и не может воды принести по болезни.

73. Насыщая тело твое, часть от трапезы твоей удели душе твоей: ибо она превосходнее тела. Эту часть, отделенную для души отдай на сохранение нищим: ты получишь ее готовою во время исхода твоего, когда будешь нуждаться в милости и помощи Божией.

74. Услаждая себя приятными напитками, вспомни, что в это время какой-нибудь нищий пьет теплую воду, согревшуюся от солнца, и притом смешанную с пылью.

75. Имея богатство и обилие земных благ, всегда помни слова Авраама, сказанные богатому: восприял еси благая в животе твоем, якоже и убогий злая; темже он веселится, ты же страждеши.

76. Когда лежишь на мягкой постели и свободно протягиваешься: вспомни, что иной лежит па голой земле, под одним рубищем, и не смеет протянуть ноги от болезни и холода.

77. Лежа в храмине под твердою кровлею, и слыша множество звуков от падающего дождя, подумай о бедных, которые в это время лежат под дождем, как стрелами пронзаемые каплями дождя, а другие, не могши уснуть, сидят, потому что под них подошла вода.

78. Когда во время зимы сидишь ты в теплой горнице, и без боязни открываешь тело твое: воздохни, помыслив о нищих, как они в это время кряхтят при малом огне, дрожат, и только причиняют глазам своим больший вред от дыма; согревают только руки, а плечи и все тело их мерзнут от стужи.

79. Стремись к духовному, о духовном помышляй, а не о земном, зная, что по нетленной одежде крещения все равны, и убогие и богатые. И так смотри, чтобы, мысля по земному, не презрел ты убогого за то только, что он неодинаково с тобою одет тленною одеждою.

80. Когда церковь Божия зовет тебя на молитву: оставь земное дело, какое бы то ни было; иди на духовную трапезу с поспешностию, как Петр и Иоанн ко гробу Господню.

81. Идя во святой храм, подумай, не прогневал ли ты кого в каком-нибудь деле, и всячески постарайся разогнать облако гнева, чтобы благодать молитвенная, как солнце, осветила твою душу.

82. Мрачное облако закрывает красоту солнца: так и гневное расположение духа губит красоту молитвы.

83. Вступив в церковные двери, мыслию пройди в самые врата небесные, и во все время таинственной службы стой с благоговением и страхом. На совершаемое с верою взирай очами телесными и душевными: таким образом и ты от земных мыслей перейдешь к небесным.

84. Когда видишь честные и освященные дары, приносимые Богу в жертву о всех: тогда ты, воздев руки на небо, благодарным духом воззови с верою: слава твоему человеколюбному смотрению, Спасе всего мира, Христе Боже!

85. Повсечастно размышляй о частых согрешениях своих и о бесконечной любви Божией к роду человеческому, и до последнего издыхания располагай себя к покаянию.

86. Итак предвари лице Его исповеданием; прииди, поспеши, припади пред Господом, и восплачься пред Творцом твоим; призывай милость Его, проси щедрот Его, пока еще смерть не предупредила тебя.

87. Не говори: «я много согрешил, много сделал беззаконий, и потому не имею дерзновения припасть к Богу.» Не отчаявайся: только не умножай грехов отныне, и, с помощию Всемилостивого, не будешь постыжден.

88. Ибо не лжив Тот, Который сказал: грядущего ко Мне не изжену вон; и еще: обратитеся ко Мне, и исцелю вы, яко не хощу смерти грешника. Итак дерзай и веруй, что как Сам Он чист есть, то и приближающегося к Нему очистит.

89. Если хочешь совершить истинное покаяние; то покажи оное делом. Если каешься в гордости, покажи смирение; если в пиянстве, покажи пост; если в любодеянии, покажи чистоту. Ибо сказано: уклонися от зла, и сотвори благо.

90. Только не косни в тине греховной, чтобы тебе внезапно не погрязнуть в ней. Ибо вздохнешь, и не будет слушающего тебя, когда Ангел Господень предстанет глазам твоим, враги же твои, как облако, покроют тебя.

91. Подумай о душе твоей: она у тебя одна; одно и время жизни; конец же неизвестен; воздушная пучина непроходима и полна твоими врагами; нет помогающего тебе, кроме веры и добрых дел: об них постарайся всею твоею силою.

92. Вступи на стезю добродетели, и иди скоро, чтобы не застиг тебя вечер; поспешай ко вратам небесного града; не уклонися ни на право, ни на лево, чтобы не заблудиться и не упасть в пропасть мучения.

93. Со всяким благоговением подклоняй главу твою Епископам, пастырям Христова стада словесных овец, и дастся тебе благословение Божие.

94. Пресвитеров, Иереев Христовых, предстоящих тайной трапезе Его, всякою честию почти; и с любовию послушай их, когда они учат тебя заповедям Христовым.

95. Отдавай также достодолжную честь диаконам, иподиаконам и чтецам, как служителям Божиим, и никого из них не оскорбляй.

96. Ибо если ты со страхом почитаешь тех, которые предстоят царю земному, и боишься даже словом поперечить им: то как, думаешь о служителях Царя небесного?

97. Посещай монастыри и домы Святых, рассматривай их жизнь, порядок и устройство. Узнав образ их жизни, осудишь свою жизнь, и оттоле начнешь свое исправление.

98. Не поленись пойти к живущим в глубоком уединении; взыщи их благословения и молитвы; если имеешь что для потребности тела, отнеси им: и получишь душевную пользу.

99. Не пройди мимо всякого монаха, не поклонясь; ибо если ты кланяешься и оказываешь уважение только тем из них, которые знакомы тебе; то ты делаешь это по дружбе, а не из уважения к образу, который они носят.

 

В довершение же всего сказанного:

100. Возлюби Господа от всей души, и страх Его да пребывает в сердце твоем. Будь справедлив, истинен, смирен. Имей очи поникшие долу, а ум простирай к небу. Умилен будь пред Богом и приветлив перед людьми. Будь утешитель печальных, в напастях и нищете терпелив, щедр, милостив, питатель нищих и странноприимец. Будь скорбен о грехе, радостен о Боге. Сноси алчбу и жажду. Будь кроток, не славолюбив, не златолюбив, дружелюбен, не лицемерен, не горд. Бойся царя; будь готов исполнять его повеления. В ответах будь приятен; молись часто; подвизайся разумно для Бога; не осуждай никакого человека; будь поборником о всех обидимых: и будешь таким образом чадо Евангелия, сын воскресения, наследник жизни о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава и держава, честь и поклонение со Отцом и с пресвятым Духом, и ныне и присно и во веки веков, аминь.


Источник: Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский. / Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского, о вере и жизни христианской. - Киев.: Типография Киево-Печерской Лавры, 1860. 22 с.

Вам может быть интересно:

1. Георгия Схолария сочинение "Новый мыслитель" Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

2. Апологетик Арефа, архиепископ Кесарийский

3. Самая сильная апология против нападок на его свиток святейший Григорий II Кипрский, патриарх Константинопольский

4. Похвальное слово в день святаго первомученика Стефана святитель Астерий Амасийский

5. Неестественность и неправильность отрицания сверхестественного протоиерей Григорий Дебольский

6. Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии святитель Герман, патриарх Константинопольский

7. Поучение святитель Кирилл II, митрополит Ростовский

8. Слова и речи. Том II митрополит Никанор (Клементьевский)

9. Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гроб Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа святитель Григорий Антиохийский

10. К вопросу о дуэли Александр Александрович Бронзов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс