святитель Герман, патриарх Константинопольский

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы*

Вот опять другое торжество и рядостный праздник Матери Господа; вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ея. Ибо куда не часто, но однажды в каждый год входил священник для совершения таинственнаго служения, туда она приводится родителями своими для непрестаннаго пребывания в неприступном святилище благодати. Кто знает, что бы когда-нибудь было что-либо такое? Кто из современников или из предков видел или слышал, чтобы лице женскаго пола введено было внутрь святаго святых и жило и воспитывалось там, когда доступ туда едва позволен был даже мужескому полу? Не очевидное ли это доказательство, не явный ли признак, не поразительное ли указание на высокия и новыя дела, имевшия совершиться над Нею?

Дерзающие говорить против Нея и видящие как не видящие пусть покажут нам, где они видели когда-либо что-нибудь такое? Где они видели, чтобы девица обетованная и притом трехлетняя принесена была за третью завесу храма, как непорочный дар, для непрестаннаго обитания там, чтобы ее умоляли богатые из народа (Псал. 44, 13), торжественно сопровождали девы, вели в храм с светильниками, принимали согбенными руками священники и пророки? Как же это не захотели они уразуметь сего? Как, видя первое, не поверили последнему? Как, видев прежде на Ней новое и необычайное, стали отвергать совершившееся впоследствии?

Но предоставим мудрствующим иначе идти путем погибели и впадать в яму, которую сами вырыли себе. Мы же, особенный народ Божий, священники и начальники, миряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледельцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены, придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественныя тайны, предначатыя на Ней промыслом Божиим: как Всесвятая приводится ныне родителями в храм Бога чрез Его священников; как Одушевленный Храм Господень помещается в храме неодушевленном; как пророк принимает Ее на руки свои и вносит в недоступное святилище, без всякаго негодования, и не говоря родителям Ея: «не сделаю этого, совершенно новаго, дела, и не введу Отроковицу в святое святых, чтобы она осталась и постоянно обитала там, куда мне самому узаконено входить только однажды в год». Пророк ничего не сказал такого; но, как предвидящий будущее, – ибо он был пророк, – без сомнения ожидал Ее, и, дождавшись, поспешно принимает Ее, как после него Симеон принял Ея Сына.

Потом, обняв отроковицу и держа ее в руках, он обратился к матери Ея как-бы с такими словами: «откуда ты, жена, родом? Какой ведешь ты образ жизни и с какою целию поступаешь ты так? Как ты, не имея примера, первая решилась на это новое и неслыханное дело – ввести Отроковицу в недоступное святилище, чтобы она и оставалась там? Скажи, какое у тебя намерение, и какое твое имя?»

Анна, имеющая имя от благодати1, отвечала пророку: «я произошла от рода священническаго, от колена Ааронова, от племени пророческаго и царскаго; ибо я – отрасль Давида и Соломона и последующих царей; но я же и родственница жены твоей Елисаветы. Потом, по закону Владыки, я сочеталась браком, но оказалась безплодною и долго была бездетною. Не находя никакого средства для устранения своего несчастия, я прибегла к единому всемогущему и подателю всего Богу, и, отверзши пред Ним с усердием уста свои, с сокрушением сердца и со слезами возопила, говоря так: «о Господи, Господи, скоро внимающий душам, удручаемым скорбями! Зачем Ты изменил во мне естество моих предков? Зачем Ты сделал меня притчею в роде моем и предметом для кивания головою в племени моем? Зачем Ты подвел меня под проклятия пророков твоих, дав мне чрево неплодное и сосцы сухие? Зачем Ты сделал, что не принимают даров моих, как бездетной? Зачем Ты предоставил меня знакомым на поругание, подчиненным на посрамление, и соседям на посмеяние? Призри, Господи; услышь, Владыко; умилосердись, Святый! Уподобь меня птицам небесным, зверям земным, рыбам морским; ибо и они плодородны у Тебя, Господи! Да не явится, Всевышний, худшею безсловесных та, которую создал Ты по образу и подобию Своему». Сказав это и подобное этому, я присовокупила: «Тебе, Владыко, я, вместо благодарственнаго дара, всецело посвящу дитя, которое Ты дашь мне, чтобы оно оставалось и пребывало в святилище твоем, как священное приношение и всечтимый дар, дарованный мне Тобою, всещедрым подателем совершенных даров». Так взывала я к сущему на небесах Богу, находясь в своем саду, под открытым небом, устремив очи на небеса и бия себя руками в перси. О том же умолял Бога и муж мой, находясь на горе совершенно один и постясь сорок дней. Наконец, скорый на милость и животолюбивый Господь, вняв молитвам обоих нас, послал ангела своего, возвестить нам зачатие моей отроковицы. Тогда естество мое, по повелению Божию, тотчас понесло плод; ибо до божественной благодати оно не дерзало раждать, а как только она снизошла на меня, заключенное дотоле чрево отверзло врата свои и удержало в себе полученный от Бога залог, пока зачавшееся в нем, по благоволению же Божию, произошло на свет. Итак, поелику дитя уже отнято от сосцев, я совершаю Богу обеты свои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в тесноте моей (Псал. 65, 13–14). Для этого я собрала сонм дев с светильниками, созвала священников, пригласила родственников, говоря всем: «радуйтесь со мною все, потому что я теперь и мать и жертвоприносительница, не к земному царю приводящая дитя свое, ибо это непристойно, но посвящающая его Царю небесному, Его дар». Прими же, пророк, Богом дарованную дочь мою; прими, и, приведши ее в святую гору, помести ее там (Псал. 77, 54), в готовом жилище Божием (Псал. 32, 14), ни о чем не изследуя, доколе призвавший ее сюда Бог благоволит привести к концу касающееся ея».

Выслушав эти слова, Захария тотчас сказал Анне: «благословен плод твой, всечтимая! славно чрево твое, любящая мужа! преславно приношение твое, боголюбезная!» Потом, взяв Отроковицу с великою радостию, поспешно вносит ее в святое святых, говоря ей, может быть, так: «приди, исполнение моего пророчества; приди, совершение определений Господних; приди, печать завета Господня; приди, цель обетований Господних; приди, изъяснение таин Господник; приди, зерцало всех пророков; приди, соглашение несогласных; приди, совокупление древле разделенных; приди, подпора клонящихся долу; приди обновление обветшавших; приди, свет во тме лежащих; приди, новейшее и божественное дарование; приди, Владычица всех земнородных; войди в славу Господа своего, теперь пока еще земную и преходящую, но немного спустя – в небесную и для людей недоступную».

Сказав таким образом Отроковице столь достойныя Ея слова, священник поместил Ее внутри храма, в приличном и наперед назначенном месте. Отроковица же ходила в храме Божием как в чертоге, прыгая и радуясь; ибо хотя возрастом была только трех лет, но благодатию Божиею, как предувиденная, предопределенная и избранная Богу и Правителю всего, была совершенна не по летам.

* * *

1

Анна, еврейское слово, значит: «благодать».

*

Из похвальнаго слова Святой Богородице, когда родители Ея принесли Ее, трехлетнюю, в храм (Patrolog. curs. compl. t. XCVIII. p. 309–315. Paris. 1860).


Источник: Сказания о святых христианских, чтимых Православною Кафолическою Церковию. (В русском переводе.) Том первый. - Казань: В Университетской типографии, 1866. - С. 65-70.

Вам может быть интересно:

1. Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии святитель Герман, патриарх Константинопольский

2. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Похвальное слово в день святаго первомученика Стефана святитель Астерий Амасийский

4. Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гроб Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа святитель Григорий Антиохийский

5. Слово на Введение Пресвятыя Богородицы во храм святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

6. Слово на Благовещение Всенепорочныя Богородицы Марии святитель Анастасий Антиохийский

7. Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

8. Диспут католика с арианином святитель Григорий Турский

9. Слово на обретение мощей святителя Алексия Московского священномученик Ермоген, патриарх Московский

10. К епископу Иераксу священномученик Дионисий Александрийский

Комментарии для сайта Cackle