Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Герман Константинопольский » Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Герман Константинопольский

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы*

   Вот опять другое торжество и рядостный праздник Матери Господа; вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ея. Ибо куда не часто, но однажды в каждый год входил священник для совершения таинственнаго служения, туда она приводится родителями своими для непрестаннаго пребывания в неприступном святилище благодати. Кто знает, что бы когда-нибудь было что-либо такое? Кто из современников или из предков видел или слышал, чтобы лице женскаго пола введено было внутрь святаго святых и жило и воспитывалось там, когда доступ туда едва позволен был даже мужескому полу? Не очевидное ли это доказательство, не явный ли признак, не поразительное ли указание на высокия и новыя дела, имевшия совершиться над Нею?
   Дерзающие говорить против Нея и видящие как не видящие пусть покажут нам, где они видели когда-либо что-нибудь такое? Где они видели, чтобы девица обетованная и притом трехлетняя принесена была за третью завесу храма, как непорочный дар, для непрестаннаго обитания там, чтобы ее умоляли богатые из народа (Псал. 44:13), торжественно сопровождали девы, вели в храм с светильниками, принимали согбенными руками священники и пророки? Как же это не захотели они уразуметь сего? Как, видя первое, не поверили последнему? Как, видев прежде на Ней новое и необычайное, стали отвергать совершившееся впоследствии?
   Но предоставим мудрствующим иначе идти путем погибели и впадать в яму, которую сами вырыли себе. Мы же, особенный народ Божий, священники и начальники, миряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледельцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены, придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественныя тайны, предначатыя на Ней промыслом Божиим: как Всесвятая приводится ныне родителями в храм Бога чрез Его священников; как Одушевленный Храм Господень помещается в храме неодушевленном; как пророк принимает Ее на руки свои и вносит в недоступное святилище, без всякаго негодования, и не говоря родителям Ея: «не сделаю этого, совершенно новаго, дела, и не введу Отроковицу в святое святых, чтобы она осталась и постоянно обитала там, куда мне самому узаконено входить только однажды в год». Пророк ничего не сказал такого; но, как предвидящий будущее, — ибо он был пророк, — без сомнения ожидал Ее, и, дождавшись, поспешно принимает Ее, как после него Симеон принял Ея Сына.
   Потом, обняв отроковицу и держа ее в руках, он обратился к матери Ея как-бы с такими словами: «откуда ты, жена, родом? Какой ведешь ты образ жизни и с какою целию поступаешь ты так? Как ты, не имея примера, первая решилась на это новое и неслыханное дело — ввести Отроковицу в недоступное святилище, чтобы она и оставалась там? Скажи, какое у тебя намерение, и какое твое имя?»
   Анна, имеющая имя от благодати1, отвечала пророку: «я произошла от рода священническаго, от колена Ааронова, от племени пророческаго и царскаго; ибо я — отрасль Давида и Соломона и последующих царей; но я же и родственница жены твоей Елисаветы. Потом, по закону Владыки, я сочеталась браком, но оказалась безплодною и долго была бездетною. Не находя никакого средства для устранения своего несчастия, я прибегла к единому всемогущему и подателю всего Богу, и, отверзши пред Ним с усердием уста свои, с сокрушением сердца и со слезами возопила, говоря так: «о Господи, Господи, скоро внимающий душам, удручаемым скорбями! Зачем Ты изменил во мне естество моих предков? Зачем Ты сделал меня притчею в роде моем и предметом для кивания головою в племени моем? Зачем Ты подвел меня под проклятия пророков твоих, дав мне чрево неплодное и сосцы сухие? Зачем Ты сделал, что не принимают даров моих, как бездетной? Зачем Ты предоставил меня знакомым на поругание, подчиненным на посрамление, и соседям на посмеяние? Призри, Господи; услышь, Владыко; умилосердись, Святый! Уподобь меня птицам небесным, зверям земным, рыбам морским; ибо и они плодородны у Тебя, Господи! Да не явится, Всевышний, худшею безсловесных та, которую создал Ты по образу и подобию Своему». Сказав это и подобное этому, я присовокупила: «Тебе, Владыко, я, вместо благодарственнаго дара, всецело посвящу дитя, которое Ты дашь мне, чтобы оно оставалось и пребывало в святилище твоем, как священное приношение и всечтимый дар, дарованный мне Тобою, всещедрым подателем совершенных даров». Так взывала я к сущему на небесах Богу, находясь в своем саду, под открытым небом, устремив очи на небеса и бия себя руками в перси. О том же умолял Бога и муж мой, находясь на горе совершенно один и постясь сорок дней. Наконец, скорый на милость и животолюбивый Господь, вняв молитвам обоих нас, послал ангела своего, возвестить нам зачатие моей отроковицы. Тогда естество мое, по повелению Божию, тотчас понесло плод; ибо до божественной благодати оно не дерзало раждать, а как только она снизошла на меня, заключенное дотоле чрево отверзло врата свои и удержало в себе полученный от Бога залог, пока зачавшееся в нем, по благоволению же Божию, произошло на свет. Итак, поелику дитя уже отнято от сосцев, я совершаю Богу обеты свои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в тесноте моей (Псал. 65:13-14). Для этого я собрала сонм дев с светильниками, созвала священников, пригласила родственников, говоря всем: «радуйтесь со мною все, потому что я теперь и мать и жертвоприносительница, не к земному царю приводящая дитя свое, ибо это непристойно, но посвящающая его Царю небесному, Его дар». Прими же, пророк, Богом дарованную дочь мою; прими, и, приведши ее в святую гору, помести ее там (Псал. 77:54), в готовом жилище Божием (Псал. 32:14), ни о чем не изследуя, доколе призвавший ее сюда Бог благоволит привести к концу касающееся ея».
   Выслушав эти слова, Захария тотчас сказал Анне: «благословен плод твой, всечтимая! славно чрево твое, любящая мужа! преславно приношение твое, боголюбезная!» Потом, взяв Отроковицу с великою радостию, поспешно вносит ее в святое святых, говоря ей, может быть, так: «приди, исполнение моего пророчества; приди, совершение определений Господних; приди, печать завета Господня; приди, цель обетований Господних; приди, изъяснение таин Господник; приди, зерцало всех пророков; приди, соглашение несогласных; приди, совокупление древле разделенных; приди, подпора клонящихся долу; приди обновление обветшавших; приди, свет во тме лежащих; приди, новейшее и божественное дарование; приди, Владычица всех земнородных; войди в славу Господа своего, теперь пока еще земную и преходящую, но немного спустя — в небесную и для людей недоступную».
   Сказав таким образом Отроковице столь достойныя Ея слова, священник поместил Ее внутри храма, в приличном и наперед назначенном месте. Отроковица же ходила в храме Божием как в чертоге, прыгая и радуясь; ибо хотя возрастом была только трех лет, но благодатию Божиею, как предувиденная, предопределенная и избранная Богу и Правителю всего, была совершенна не по летам.

1   Анна, еврейское слово, значит: «благодать».
*   Из похвальнаго слова Святой Богородице, когда родители Ея принесли Ее, трехлетнюю, в храм (Patrolog. curs. compl. t. XCVIII. p. 309—315. Paris. 1860).


Источник: Сказания о святых христианских, чтимых Православною Кафолическою Церковию. (В русском переводе.) Том первый. - Казань: В Университетской типографии, 1866. - С. 65-70.