Азбука веры Православная библиотека Гермоген Иванович Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви

Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви

Источник

Содержание

Об авторе

От издательства

Предисловие

Часть 1. Целомудрие как общеобязательная христианская добродетель 1. В чем состоит целомудрие 2. Нравственная чистота 3. Значение чистоты целомудрия 4. Степени чистоты целомудрия 5. Связь целомудрия с прочими христианскими добродетелями 6. Общехристианский подвиг стяжания целомудрия и чистоты Основание целомудрия – воздержание Нравственная оценка некоторых видов развлечений О красоте истинной и ложной Охранитель добродетели целомудрия – страх Божий Часть 2. Целомудренная жизнь христианина 1. Понятие о семье 2. Христианский брак как Таинство. Цель христианского брака 3. Нравственные условия заключения брака Согласие религиозно-нравственных воззрений В брак надо вступать с осмотрительностью и по закону Божиему Целомудрие брачующихся 4. Евангельское учение о нерасторжимости брака. Развод. Можно ли христианам вступать в брак с разведенными 5. Взаимные обязанности христианских супругов 6. Обязанности мужа как главы жены и семейства 7. Обязанности жены В чем состоит сила влияния жены на мужа Влияние женщины на общество через семью 8. Примеры целомудренной и благочестивой жизни христианских супругов Часть 3. Христианская семья – училище благочестия 1. Обязанности христианских родителей С какого возраста надо начинать воспитание детей Воспитание детей в раннем возрасте Христианская семья – училище благочестия Христианские родители как наставники своих детей в вере и благочестии Нравственное воспитание детей Борьба с гордостью Искоренение скупости О преодолении зависти О преодолении гнева О воспитании послушания в детях Значение дисциплины. О наказаниях как воспитательном средстве О воспитании правдивости О воспитании самоограничения, трудолюбия, воздержания и умеренности О детских играх, радостях и удовольствиях Воспитание в детях скромности и целомудрия О родительской бдительности Отроческий возраст. Подросток 2. Обязанности детей по отношению к родителям 3. Примеры почитания и доброго послушания родителям и случаи тяжких наказаний и грозных вразумлений Божиих непочтительным детям Часть 4. Чистота сердца – шестая заповедь блаженств 1. Сердце человека 2. Состояние сердца у человека-грешника 3. Чистое сердце 4. Подвиг очищения сердца 5. Высота добродетели чистоты сердца. Блаженство чистых сердцем
Об авторе

Гермоген Иванович Шиманский родился в 1915 году на станции Бизрула (ныне город Котовск) Одесской области в семье железнодорожного служащего. В двухлетнем возрасте лишившись отца, он воспитывался своей благочестивой и добродетельной матерью, Анастасией Григорьевной, особенно стремившейся насадить в чистом сердце мальчика высокую добродетель любви к Богу и ближним, ставшую впоследствии основой его жизни.

В 1935 году Гермоген Шиманский окончил с отличием Ананьевский сельскохозяйственный техникум, а затем Харьковский автодорожный институт, по окончании которого был зачислен в аспирантуру и работал на Харьковском тракторном заводе.

Когда началась Великая Отечественная война, он вместе с заводом эвакуировался в Нижний Тагил, а спустя два года переехал под Москву и до конца войны работал на одном из подмосковных заводов.

По окончании войны, в 1945 году, Г.И. Шиманский поступил в Московскую Духовную семинарию, которую в 1947 году окончил первым по успеваемости. В годы учебы он нес послушания старосты класса, уставщика академического храма, регента студенческого хора. По окончании семинарии Гермоген Иванович продолжил учебу в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1951 году со степенью кандидата богословия. Его кандидатская диссертация “Учение о спасении по службам двунадесятых праздников, Постной и Цветной Триодей и Октоиха (воскресным и Святому Кресту среды и пятка)”, написанная под руководством профессора протоиерея Сергея Васильевича Савинского, была удостоена Ученым советом Академии высокой оценки.

По окончании Академии Г.И. Шиманский преподавал в Киевской и Волынской Духовных семинариях. В октябре 1961 года по болезни вышел за штат. 2 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского, Гермоген Иванович в последний раз причастился Святых Христовых Таин и в Прощеное Воскресенье, 8 марта 1961 года, мирно, в полном сознании отошел ко Господу. Похоронен на городском кладбище “на Беркивиях”.

В жизни Гермоген Иванович Шиманский был требователен и строг к себе до аскетизма, и снисходителен, чуток и отзывчив к другим, к своим ученикам, друзьям и сотрудникам, всегда руководствовался правилом ненавидь грех, а человека люби. И неизменно испытывал ответную глубокую любовь и уважение своих учеников и всех тех, кто имел счастье общения с ним и пользовался его редким даром духовного рассуждения и всепокоряющей любви.

От издательства

Книга “Христианская добродетель целомудрия и чистоты” – составная часть большого труда Г. И. Шиманского (“Учение святых Отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии”), над которым автор работал, вероятно, в течение долгого времени, до конца своей жизни.

Рукопись, которой пользовалось издательство, производит впечатление незавершенной. Поэтому при подготовке книги к изданию были сверены с источниками практически все приводимые автором цитаты, уточнена библиография, разбиты на отдельные главы некоторые большие разделы книги. При цитировании автор часто допускает свободную передачу текста источника – либо с целью приближения к современному русскому языку, или же руководствуясь желанием более ясно передать смысл цитируемого отрывка. При значительном отклонении текста цитаты от первоисточника в сносках дается редакторское примечание: (неточ.), или цитата приводится без кавычек.

В тех случаях, когда указание на первоисточник в рукописи отсутствует и когда этот источник не удалось выявить, цитата приводится без точной отсылки. В круглых скобках в тексте цитат даются авторские пояснения и дополнения.

Предисловие

Распространение в наши дни пороков плотоугодия и «разлив чувственности». Христианину надлежит духовно бодрствовать, чтобы сохранить себя в чистоте и целомудрии.

В Послании к христианам города Ефеса апостол Павел писал: знайте, что никакой блудник, или нечистый (развратный), или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф.5:5). В первые времена христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно относились к делам блудным, не считали, как и теперь не считают, грехом плотскую нечистоту, блуд, корыстолюбие, плотоугодие, а всего-навсего – «удовлетворением законов человеческой природы».

В наши эти дни пороки размножились до крайнего предела. Умножение их приближает наступление последнего Страшного суда, о чем писал апостол Павел в том же Послании: никто (из этих развратных суесловов) да не обольщает вас (христиан) пустыми словами, ибо за это грядет гнев Божий на сынов противления (Еф.5:6). За это, т.е. по причине умножения указанных пороков, грядет гнев Божий – последний Страшный суд Христов над миром.

«Нравственное состояние людей в последние дни бытия мира Господь сравнивает с состоянием людей, живущих пред всемирным потопом. Тогда был ужасающий разлив чувственности. Все они – плоть, – сказал о них Бог. То же будет и перед концом мира. Плотские дела с лихоимством возьмут верх над всем»1.

Развратившихся людей Апостол называл сынами противления (Кол.3:5), которых невозможно убедить в том, что жить нечисто – пагубно. Им что ни говори – не верят. Не верят и Самому Богу, ни во что святое не верят и противятся, упорные неверы.

Таковы были допотопные люди, жившие во время Ноя и не верившие его проповеди о покаянии. Таковы будут люди и пред концом света – сыны противления. Тогда потоп взял сынов противления, а в конце существования мира огненный потоп и Страшный суд Божий внезапно постигнут непокорных.

«Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)»2. Плотоугодие и разврат – это бездна, в которой потонуло и погибло множество человеческих душ.

По словам преподобного Макария Великого, «кто что любит и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что всего хуже, то признает богом»3.

Христианина в настоящее время везде окружает множество соблазнов. В условиях окружающей греховной распущенности нравов и развращения необходима напряженная духовная трезвенность и подвиг, чтобы сохранить себя в чистоте и целомудрии и избежать пороков новоязычников. Не будьте сообщниками их, – увещевает Апостол, – остерегайтесь всякой поблажки грехолюбивой плоти, избегайте нечистоты, лихоимства, не участвуйте в бесплодных делах людей, живущих нерадиво и в богозабвении, но поступайте, как чада света (Еф.5:7–8), соблюдая себя в чистоте и целомудрии (1Фес.4:3–4).

Целомудрие – общехристианская добродетель. Девство и брак – не для всех, а целомудрие – для всех4.

* * *

1

Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. С. 344.

2

Ефрем Сирин, прп. Писания духовно-нравственные, 138 // Творения. Ч. 4. С. 113.

3

Макарий Египетский, прп. Слово 7, 32. // Духовные беседы, послания и слова. С. 466.

4

Высказывание митр. Филарета (Дроздова). См.: Цветник духовный. Ч. 2. С. 30. (Сноска со с. 22)


Источник: Христианская добродетель целомудрия и чистоты : по учению святых отцов и подвижников православной церкви / Г.И. Шиманский. - Москва : Даниловский благовестник, 1997. - 470, [9] с.

Комментарии для сайта Cackle