Азбука верыПравославная библиотекаГермоген ШиманскийУчение Святых отцов и подвижников православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, воздержании и целомудрии
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


Гермоген Шиманский

Учение Святых отцов и подвижников православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, воздержании и целомудрии

Часть 1

   

Содержание

    Предисловие
Часть I. О главных греховных страстях Отдел I. Общие понятия о грехе и греховных страстях Глава 1. Грех § 1. Что такое грех? § 2. Виды греха Глава 2. Греховные страсти и борьба с ними § 1. Что такое греховные страсти? § 2. Как образуются страсти? § 3. Пагубность греховных страстей § 4. Чем и кем возбуждаются в нас страсти? § 5. Каковы основания и условия внутренних побед над страстями? § 6. Основные правила и общие средства борьбы со страстями § 7. Борьба с греховными помыслами как одно из самых решительных средств борьбы со страстями § 8. Некоторые замечания относительно видов греховных помыслов, желаний и страстей § 9. Общий очерк духовной брани со страстями в помыслах § 10. Различные состояния в борьбе и поборении страстей § 11. В каком порядке поборать страсти (Порядок деятельного самоисправления) § 12. О необходимости и важности вести борьбу со страстями под руководством Литература о духовном руководстве и духовном руководителе Глава 3. О самолюбии как источнике всех страстей и пороков Отдел II. О главных греховных страстях и борьбе с ними Глава 4. О гордости Страсти, рождающиеся от гордости Глава 5. Тщеславие (славолюбие) Глава 6. О страсти чревоугодия и борьбе с нею § 1. О страсти чревоугодия § 2. О борьбе со страстью чревоугодия Глава 7. О плотской страсти и борьбе с нею I. О плотской (блудной) страсти § 1. Понятие о страсти § 2. Виды сладострастия или блудной страсти § 3. Пагубность страсти блуда и дел блудных § 4. Грехи и пороки, рождающиеся от страсти блуда II. О борьбе с плотской (блудной) страстью § 1. Общие средства борьбы против плотской страсти § 2. Как вести себя христианину прежде искушения страстью, во время искушения и после его прекращения Часть II. О главнейших христианских добродетелях Глава 8. Скорби и значение их в религиозно-нравственной жизни христианина § 1. Общее понятие о скорбях. Причины скорбей в жизни людей § 2. Виды скорбей § 3. Промысл Божий о людях в скорбях § 4. Свойства скорбей, их необходимость и польза для вечного спасения § 5. Как по-христиански переносить скорби § 6. Святоотеческие увещания в скорбях § 7. Утешения скорбящим об умерших § 8. Христианский взгляд на болезнь § 9. Скорби людей праведных и святых § 10. Изгнанники за правду § 11. Гонимые за Христа § 12. Страдания исповедников и мучеников за Христа  

 
Предисловие
   Цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, в общении с Богом. Богообщение — вот существо нашего спасения во Христе Иисусе Господе нашем.
   Путь ко спасению — исполнение заповедей Божиих, жизнь во Христе, или, что то же, христианская благочестивая, добродетельная жизнь.
   Христианская добродетельная жизнь каждого христианина имеет в себе две существенные стороны: борьбу с искушающим злом (борьбу с греховными страстями и пороками) и стяжание христианских добродетелей.
   Этим жизненно важным вопросам — борьбы с главными греховными страстями (пороками) и стяжания основных христианских добродетелей — посвящена данная книга.
   Этот далеко не оконченный труд возник на основе бесед, которые проводил автор по обязанности наставника с воспитанниками семинарии. Беседы эти восполнены и расширены, приведены в систему.
   О борьбе со страстями и о христианских добродетелях написано много книг людьми опытными в духовной жизни по руководству свв. отцов. Имеются и обширные научные труды из области аскетики.
   Эта же книга не является научным трактатом или исследованием; она, скорее, систематизированный сборник святоотеческих мыслей по отдельным, наиболее важным, вопросам деятельной христианской жизни, имеющий, главным образом, цель нравственно-назидательную. Автор в своей работе стремился представить в удобопонятной и доходчивой для современного читателя форме святоотеческое учение и опыт и показать их необходимую применимость в жизни каждого христианина, ибо заповеди Божии и законы духовной жизни общи для всех христиан, какой бы образ жизни и подвига они ни проводили.
   В частности, автор имел в виду, что книга послужит пособием для воспитанников семинарии, кандидатов священства, чтобы они могли ознакомиться со святоотеческим учением по данному вопросу в собранном виде. Знакомство кандидата священства с вопросами христианского подвижничества по учению и опыту свв. отцов и аскетов имеет весьма большое значение для их будущей пастырской деятельности.
   Второй и ближайшей целью написания этого труда была и собственная польза: «чтобы подвигнуть себя самого к исправлению, к обличению бедной своей души, чтобы, хотя слов устыдившись, — как говорит преп. Иоанн Лествичник, — начал делание не приобретший еще никакого доброго дела, но только слова»1. И преп. Нил Синайский указывает, что «говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать и дела»2.
   Книга разделяется на две части. В первой части даны общие понятия о грехе, греховных страстях и самолюбии как источнике всякого греха и порока. Затем излагается стратегическое учение о каждой из главных страстей в отдельности: о гордости и тщеславии, о чревоугодии и блудной страсти и борьбе с ними, о корыстолюбии и гневе, о зависти, злословии и осуждении и, наконец, о греховной печали и унынии.
   Вторая часть посвящена изучению главнейших христианских добродетелей: любви, смирения, кротости, воздержания и целомудрия — тех добродетелей, которые необходимо стяжевать христианину в деятельном искоренении перечисленных выше главнейших страстей.
   Поэтому, изучая главы, например, о плотских страстях (чревоугодия и блуда), полезно вслед за этим (из 2-й части) усвоить святоотеческое учение о главных искоренителях этих страстей — добродетелях воздержания и целомудрия. При изучении вопроса борьбы с самолюбием, гордостью, корыстолюбием и завистью следует вслед за этим изучать святоотеческое учение о любви и смирении. Гнев имеет своей противоположностью кротость и т. п.


1   Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев. 1902. Ч. 2. С. 229. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26. § 14, 154.
2   Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2 С. 250.

Часть 1