Гермоген Иванович Шиманский

Учение Святых отцов и подвижников православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, воздержании и целомудрии

Содержание

Предисловие

Часть I. О главных греховных страстях Отдел I. Общие понятия о грехе и греховных страстях Глава 1. Грех § 1. Что такое грех? § 2. Виды греха Глава 2. Греховные страсти и борьба с ними § 1. Что такое греховные страсти? § 2. Как образуются страсти? § 3. Пагубность греховных страстей § 4. Чем и кем возбуждаются в нас страсти? § 5. Каковы основания и условия внутренних побед над страстями? § 6. Основные правила и общие средства борьбы со страстями § 7. Борьба с греховными помыслами как одно из самых решительных средств борьбы со страстями § 8. Некоторые замечания относительно видов греховных помыслов, желаний и страстей § 9. Общий очерк духовной брани со страстями в помыслах § 10. Различные состояния в борьбе и поборении страстей § 11. В каком порядке поборать страсти (Порядок деятельного самоисправления) § 12. О необходимости и важности вести борьбу со страстями под руководством Литература о духовном руководстве и духовном руководителе Глава 3. О самолюбии как источнике всех страстей и пороков Отдел II. О главных греховных страстях и борьбе с ними Глава 4. О гордости Страсти, рождающиеся от гордости Глава 5. Тщеславие (славолюбие) Глава 6. О страсти чревоугодия и борьбе с нею § 1. О страсти чревоугодия § 2. О борьбе со страстью чревоугодия Глава 7. О плотской страсти и борьбе с нею I. О плотской (блудной) страсти § 1. Понятие о страсти § 2. Виды сладострастия или блудной страсти § 3. Пагубность страсти блуда и дел блудных § 4. Грехи и пороки, рождающиеся от страсти блуда II. О борьбе с плотской (блудной) страстью § 1. Общие средства борьбы против плотской страсти § 2. Как вести себя христианину прежде искушения страстью, во время искушения и после его прекращения Часть II. О главнейших христианских добродетелях Глава 8. Скорби и значение их в религиозно-нравственной жизни христианина § 1. Общее понятие о скорбях. Причины скорбей в жизни людей § 2. Виды скорбей § 3. Промысл Божий о людях в скорбях § 4. Свойства скорбей, их необходимость и польза для вечного спасения § 5. Как по-христиански переносить скорби § 6. Святоотеческие увещания в скорбях § 7. Утешения скорбящим об умерших § 8. Христианский взгляд на болезнь § 9. Скорби людей праведных и святых § 10. Изгнанники за правду § 11. Гонимые за Христа § 12. Страдания исповедников и мучеников за Христа  

 
Предисловие

Цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, в общении с Богом. Богообщение – вот существо нашего спасения во Христе Иисусе Господе нашем.

Путь ко спасению – исполнение заповедей Божиих, жизнь во Христе, или, что то же, христианская благочестивая, добродетельная жизнь.

Христианская добродетельная жизнь каждого христианина имеет в себе две существенные стороны: борьбу с искушающим злом (борьбу с греховными страстями и пороками) и стяжание христианских добродетелей.

Этим жизненно важным вопросам – борьбы с главными греховными страстями (пороками) и стяжания основных христианских добродетелей – посвящена данная книга.

Этот далеко не оконченный труд возник на основе бесед, которые проводил автор по обязанности наставника с воспитанниками семинарии. Беседы эти восполнены и расширены, приведены в систему.

О борьбе со страстями и о христианских добродетелях написано много книг людьми опытными в духовной жизни по руководству свв. отцов. Имеются и обширные научные труды из области аскетики.

Эта же книга не является научным трактатом или исследованием; она, скорее, систематизированный сборник святоотеческих мыслей по отдельным, наиболее важным, вопросам деятельной христианской жизни, имеющий, главным образом, цель нравственно-назидательную. Автор в своей работе стремился представить в удобопонятной и доходчивой для современного читателя форме святоотеческое учение и опыт и показать их необходимую применимость в жизни каждого христианина, ибо заповеди Божии и законы духовной жизни общи для всех христиан, какой бы образ жизни и подвига они ни проводили.

В частности, автор имел в виду, что книга послужит пособием для воспитанников семинарии, кандидатов священства, чтобы они могли ознакомиться со святоотеческим учением по данному вопросу в собранном виде. Знакомство кандидата священства с вопросами христианского подвижничества по учению и опыту свв. отцов и аскетов имеет весьма большое значение для их будущей пастырской деятельности.

Второй и ближайшей целью написания этого труда была и собственная польза: «чтобы подвигнуть себя самого к исправлению, к обличению бедной своей души, чтобы, хотя слов устыдившись, – как говорит преп. Иоанн Лествичник, – начал делание не приобретший еще никакого доброго дела, но только слова»1. И преп. Нил Синайский указывает, что «говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать и дела»2.

Книга разделяется на две части. В первой части даны общие понятия о грехе, греховных страстях и самолюбии как источнике всякого греха и порока. Затем излагается стратегическое учение о каждой из главных страстей в отдельности: о гордости и тщеславии, о чревоугодии и блудной страсти и борьбе с ними, о корыстолюбии и гневе, о зависти, злословии и осуждении и, наконец, о греховной печали и унынии.

Вторая часть посвящена изучению главнейших христианских добродетелей: любви, смирения, кротости, воздержания и целомудрия – тех добродетелей, которые необходимо стяжевать христианину в деятельном искоренении перечисленных выше главнейших страстей.

Поэтому, изучая главы, например, о плотских страстях (чревоугодия и блуда), полезно вслед за этим (из 2-й части) усвоить святоотеческое учение о главных искоренителях этих страстей – добродетелях воздержания и целомудрия. При изучении вопроса борьбы с самолюбием, гордостью, корыстолюбием и завистью следует вслед за этим изучать святоотеческое учение о любви и смирении. Гнев имеет своей противоположностью кротость и т. п.

* * *

1

Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев. 1902. Ч. 2. С. 229. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26. § 14, 154.

2

Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2 С. 250.

Вам может быть интересно:

1. Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении» святитель Феофан Затворник

2. Творения древних отцов-подвижников профессор Алексей Иванович Сидоров

3. Великие учители Церкви профессор Константин Ефимович Скурат

4. Золотой век святоотеческой письменности архимандрит Киприан (Керн)

5. Восточные Отцы. Добавление протоиерей Георгий Флоровский

6. Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV вв. мученик Иоанн Васильевич Попов

7. Святые Древней Руси профессор Георгий Петрович Федотов

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Отеческие советы архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

10. Отец Иоанн Кронштадтский - светлый образ Православия архиепископ Аверкий (Таушев)

Комментарии для сайта Cackle