архимандрит Геронтий (Кургановский)

Отдел четвертый

VIII. Богослужение

В обители Задонской Богородицкой вообще порядок богослужений общих, утвердившийся местным обычаем, с благословений епархиальных преосвященных, без отступлений в существенном от общего церковного устава есть следующий: в обыкновенное время утреня с трех часов утра; а между тем, с 1861 года для большего удобства приходящих богомольцев кроме Великой Четыредесятницы весь год ежедневно совершаются здесь всенощные бдения с вечера в 5 часов (зимой) и в 6 часов (летом). Во время этих служб ежедневно под понедельник, четверг и субботу читались наместником монастыря соборно акафисты: 1) святителю Митрофану Воронежскому; 2) святителю Тихону Задонскому перед его ракой; 3) Пресвятой Богоматери перед чудотворной Ее Владимирской иконой, нарочито возлагаемой для сего на аналой посреди церкви. Литургии ежедневно совершались и совершаются теперь три: в 5, 7 и 9 часов, повечерия – с 3 час. 30 мин. Но с 1883 года, по случаю установившихся в нашей обители религиозно-нравственных чтений для народа, изменилось и чтение акафистов. Так, в настоящее время, в вечер воскресного дня читаются здесь акафисты попеременно либо свт. Митрофану Воронежскому, или же свт. Николаю Чудотворцу, а затем начинается чтение духовно-нравственных бесед. В четверг и субботу после поздней обедни совершаются соборно акафисты святителю Тихону перед его ракой и Пресвятой Богоматери.

После утрени всегда поется песнь Богоматери «Не имамы иныя помощи», а после повечерия умилительным напевом – «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Обитель эта обильна заупокойными молитвами: во время каждой литургии по входе с Евангелием поется «Со святыми упокой», после воззвания «Господи, спаси благочестивыя» диакон читает синодик102 и поется «Вечная память». По сугубой ектении следует заупокойная, по заамвонной молитве на ранней обедне – лития. В дни Св. Четыредесятницы, после часов и литургии и во время субботних утрень II, III и IV седмицы, совершаются положенные уставом моления об усопших. Проповедь слова Божия также составляет здесь непременную часть ежедневного богослужения. Проповеди по преимуществу читаются из сочинений свт. Тихона Задонского.

IX. Местные праздники

В обители Задонской Богородицкой главные летние праздники суть:

1) Праздник главного монастырского соборного храма, посвященного в честь Сретения чудотворной иконы Владимирской Богоматери, торжественно празднуемый здесь 21 мая, 23 июня и 26 августа. В эти дни в г. Задонске бывают ярмарочные съезды.

2) Престольный праздник обители бывает 8 сентября и 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери.

3) 14 мая празднуется первое обретение нетленных мощей святителя Христова Тихона и всей России чудотворца.

4) Но особенный местный праздник этой обители составляет в настоящее время торжественное празднование открытия св. мощей святителя Тихона в 13 день августа. И прежде, со времени преблаженной кончины сего святителя, последовавшей 13 августа 1783 года, к этому нарочитому дню всегда приезжали в Задонскую обитель местные архипастыри со штатом своим для торжественного богослужения и стекался во множестве православный народ из близких и отдаленных мест нашего Отечества, чтобы в полноте своего усердия совокупной молитвой почтить праведника Божия.

Небезынтересно обратить наше внимание на это торжественное воспоминание блаженной памяти святителя Тихона, как оно тогда совершалось в обители Задонской. Накануне того дня в храме Рождества Богородицы божественная служба начиналась всенощным бдением, архиерей со множеством сослужащего духовенства совершал ее по уставу церкви; служба отправлялась по общей минее – святительская. С наступлением утра храм Божий снова наполнялся людьми разных званий, усердствующими к молитве. Ровно в 9 часов начинался благовест к поздней обедне. Перед началом литургии, по облачении, архиерей входил в алтарь, прикладывался к св. престолу и снова с служащими по чину выходил из алтаря Царскими вратами, и все становились у гроба святителя Тихона; один настоятель монастыря выходил (из алтаря) последним, становился на амвоне лицом к народу и благоговейно читал назидательное духовное завещание святителя Тихона. При первом произнесении слов которого «Слава Богу о всем!» нужно было видеть, как выразительно отражалось на лицах предстоящего в храме народа душевное умиление и глубокая, искренняя почтительность к почившему Святителю. При заключительных же словах сего трогательного завещания «Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте» в церкви слышались рыдания и вздохи. После сего начиналось служение большой панихиды у гроба в Бозе почившего. Все это умилительное молитвословие при тихом, стройном пении архиерейского хора певчих единодушно заключалось искренним благожеланием «вечной памяти» Праведнику – и затем начиналась заупокойная Божественная литургия. По окончании обедни Владыкой благословлялись приготовленные среди двора монастырского столы для нищей Христовой братии и для снисходительных богомольцев, угощаемых обителью трехдневно. Такое учреждение трапезы для приходящих исполняется в обители и до сих пор. Так чтилась от дня кончины блаженная память святителя Тихона в обители Задонской.

Тем более теперь празднование дивного прославления во святых святителя Христова Тихона составляет духовное торжество не одной уже Задонской обители, но и всей Православной отечественной Церкви.

X. Крестные ходы

Крестные ходы подразделяются здесь на особенные и обыкновенные.

1) Особенные ходы установлены в обители Задонской: а) в 13 день августа вследствие торжественного обнесения св. мощей святителя Тихона вокруг монастыря; б) вследствие перенесения оных из летнего Владимирского собора в теплый Рождества Богородицы храм ежегодно совершается 5 октября и обратно 1 мая. В таких случаях молебное пение Святителю заканчивается многолетием Государю Императору и всему Царствующему дому, Святейшему Правительствующему Синоду, местному архиерею со всей его паствой, Синклиту, воинству, благодетелям обители и всем православным христианам.

2) Обыкновенные крестные ходы здесь совершаются преимущественно к монастырской часовне или к церкви, что над источником, в положенные уставом дни, как то: а) в пяток пасхальной седмицы; но с 1862 года исключительно в этот день установлено здесь при благоприятной погоде совершать крестный ход в Тюнинский девичий монастырь в честь той обители храмового праздника Богоматери Живоносного Источника103, который, по окончании там поздней обедни и положенного молебствия с водосвятием, при колокольном звоне, возвращается обратно в Задонский монастырь; б) в день Преполовения – и в этот же день относится с крестным ходом в монастырскую церковь над колодцем св. чудотворная икона Владимирской Богоматери вторая, которая там остается на все лето; а 1 октября, по освящении в источнике воды, Богородичная икона с торжеством возвращается в монастырь; в) 1 августа – с литиями вокруг монастыря и г) общий 6 января – (в эту же монастырскую церковь) для Иорданского водоосвящения.

XI. Ризница

В начале истории этой мы говорили, что монастырь Задонский Богородицкий по возникновении своем имел уже «церковь и в церкви образа местные, книги, ризы и проч.», но в 1735 году при игумене Евфимии II (как свидетельствует Преосвященный Евгений Болховитинов) лучшая ризница и утварь церковная в Задонской обители устроены были войска донского атаманшей Варварой Ивановной Фроловой.

При постоянном внимании общества к сей обители и ризница ее от времени улучшалась и становилась достаточной; за последнее же время получались облачения и в 1000 руб. серебром, а также умножилась и утварь церковная не менее ценная.

В описи, составленной по Высочайше утвержденной форме в 1856 году, между прочим значится: панагия Преосвященного Тихона I, мантия его, крестов напрестольных – 13, потиров с дискосами – 12 (по дополнительной – 15), дарохранительниц – 5104, крестов наперсных архимандритских – 12, несколько крестов разных и наперсных со св. мощами, с частицами древа Животворящего Креста Христова, с камушками из св. земли Иерусалимской (один крест с надписью: «Устроен крест сей в Задонский монастырь тщанием игумена Евфимия 1741 г.», другой напрестольный крест сребропозлащенный, чеканный под чернью, восьмиконечный, длины 7 вершков (31 см) и в поперечнике 4 вершка (17,5 см), с надписью: «Подан сей крест от Воронежского купца Ивана Прохорова сына Колыбина в Задонский монастырь 1793 г. января 30 дня». В нем хранится часть мощей святителя Тихона), дикирии с трикириями, рипиды, митр более восьми, лампад серебряных – 22 (по дополнительной – более 50), кадильниц серебряных – 9, риз, фелоней с епитрахилями – более 100, подризников – более 100, стихарей – более 50.

Одно напрестольное Евангелие в серебряной оправе с надписью, свидетельствующей об усердии знаменитого войскового атамана Даниила Ефремова, пожертвовавшего оное в Задонский монастырь в 1749 году. В 1871 году пожертвовано в Задонский монастырь одно небольшое сребропозлащенное в % долю листа напрестольное Евангелие его Императорским Высочеством Алексеем Александровичем.

Две митры, покрытые малиновым бархатом, унизанные жемчугом, с одинаковой надписью на серебряных позолоченных обручах: «По благословению Феофилакта, епископа Воронежскаго и Елецкаго, построена сия архимандрическая шапка Воронежской епархии в обитель Пресвятыя Богоматери Владимирския, что в уезде Засосенском стану нарицается Задонская, вкладчицею Богоспасаемаго града Черкасска войска Донскаго, бывшаго войсковаго атамана Василия Федорова жены его вдовы атаманши Варвары Ивановой дочери, в незабвенную память преставившихся родителей их схимонаха Филарета, Василия и Иоанна, в лето от сотворения мира 7259, от воплощения Бога-Слова 1751 года, индикта 14, месяца марта 1-го дня, при настоятеле обители тоя архимандрите Варсонофии, еже о Христе с братиею»105.

Плащаниц разной величины три106, но более замечательна одна, пожертвованная г-жой Чебышевой в 1858 году. Плащаница сия шита золотом и серебром по малиновому бархату; по краям слова «Благообразный Иосиф...» и гирляндой перевивающиеся виноградные лозы, вышитые золотом. Она находится на горнем месте в алтаре Вознесенской церкви, в нарочито для сего устроенном деревянном украшенном резьбой, вызолоченной на полимент, изящном надгробии.

Вместе с этой плащаницей были пожертвованы той же благотворительницей монастырю шитые золотом хоругви, находящиеся в летнем владимирском соборе у правого и левого клиросов, и малинового бархата шитый золотом покров на святителя Тихона, впоследствии вделанный в крышу изнутри второй раки святителя Тихона, находящейся ныне в теплой Рождества Богородицы церкви107 Хранится ризница частью в зимней, большей же частью в соборной Владимирской церкви, в особо устроенных отделениях.

Здесь же, в ризнице, хранятся заслуживающие внимания предметы.

1) В двух рамах на стенах висят собственноручно писанные сочинения святителя Тихона. В большой рамке «наставление пришедшему в монастырь» (Соч. Преосв. Тихона. М., 1836 г. Т. 1, с. 46–47). Отрывок сей доставлен сюда в 1852 году Преосвященным Иннокентием, архиепископом Херсоно-Таврическим. В меньшей рамке «Покаяние истинное». Священные памятники!

2) Хранится в рамке на тумбе под слюдой крест резной, изящно отделанный, на котором отчетливо вырезаны страдания Искупителя. Труды Никандра Алексеевича Бехтеева.

3) Тут же хранят драгунскую каску Георгия Алексеевича Машурина, затворника Задонского.

XII. Библиотека

При монастыре Задонском Богородицком имеется также и библиотека, в которой названий книг до 500 и томов более 800. Книги, по содержанию, – богослужебные, церковно-исторические и нравоучительные; из них особенно замечательны печатные книги следующие: две библии Острожской печати 1581 года (предисловие с стихами, первые слова: «искони сотвори Бог») и Московской печати 1751 года; Новый Завет черниговской печати 1748 года; требник, напечатанный при патриархе Филарете, 1631 года; Требник Петра Могилы, требник Киевской печати 1736 года с золотым обрезом; толкование Иоанна Златоуста на апостольские послания 1623 года (последние две книги пожертвованы в монастырь святителем Тихоном). Из рукописных книг обращают внимание следующие: Записки о святителе Тихоне, неизвестно кем писанные, по которым составлял описание его жизни митрополит Киевский Евгений Болховитинов; Патерик Синайский, списанный с древней рукописи, исправленный Соловецким игуменом Досифеем, 1528 года; Скрижаль, изданная патриархом Никоном; Жезл правления, Иосифа, Московского патриарха (посвящено государю Алексею Михайловичу), написано в обличение расколов Никитиных и Лазаревых; Мир с Богом человеку, исправленное знаменитым Иннокентием Гизелем, весьма образованным ректором Киевской академии, близким к царю Алексею Михайловичу.

С 1860 года и до настоящего времени обитель не перестает обогащать себя духовно-нравственной литературой – так, выписывались и выписываются монастырем следующие издания: 1) Духовная беседа; 2) Православное обозрение; 3) Странник; 4) Душеполезное чтение; 5) Домашняя беседа; 6) Творения свв. отцов в русском переводе; 7) Церковные ведомости; 8) Церковный вестник; 9) Христианское чтение; 10) Руководство для сельских пастырей; 11) Труды Киевской академии и 12) Воронежские епархиальные ведомости.

XIII. Архив

Монастырский архив не может похвалиться сбережением древних актов, которые бы имели значение и для истории Отечества вообще, и для местного края в частности. Бывший в 1692 году пожар истребил дотла сам монастырь, а с ним сгорели и находившиеся тут все исторические акты и крепи. Вновь собранный архив существует здесь только с последней четверти XVIII века108. В нем заключаются: 1) с 1777 года указы епархиальной Воронежской духовной консистории, срочные монастырские донесения и отписи, касающиеся дел управления монастыря; 2) копии контрактов с 1800 годов, приходно-расходные книги; 3) планы зданий и описи разных угодий монастырских, с 1780 года дарственные записи.

Между актами монастырскими считают общеинтересными: а) письмо имеретинской царицы Марии Коциевны, жены царя Соломона Арчиловича; б) бумаги, объясняющие перенесение гроба святителя Тихона; в) копия указа о возведении Задонского монастыря в первый класс; г) указ из Воронежской консистории о распоряжении к погребению святителя Тихона. Посему означенные бумаги помещаем в конце этой книги.

XIV. Благотворительность монастыря

История свидетельствует, что многие российские монастыри являлись самыми деятельными сподвижниками всем предприятиям отечественным. Кому, например, не известны высокие подвиги христианской любви и патриотизма к родной русской земле нашей святых лавр Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой? Они в былые критические времена, кроме усердных своих молитв, доброхотно приносили все свое на алтарь общественной пользы. По примеру соревновавших общему благу знаменитых отечественных иноческих обителей поступала всегда и Задонская Богородицкая обитель, для истории и чести которой не должны умереть эти благородные содействия благам своего Отечества и нуждам иностранных братий своих по вере. Они были следующие. В 1799 году монастырь пожертвовал на Воронежскую семинарию 2000 руб. ассигнациями. В 1812 году монастырь внес на тогдашние великие нужды государственные свою посильную лепту 5000 руб. ассигн. 14 марта 1817 года иеромонах Аарон пожертвовал в Воронежскую семинарию 70 руб. ассигн. На пособие разоренных и выкуп плененных турками греков пожертвовано 444 руб. 40 коп. ассигн. В Воронежский попечительский комитет на вспоможение бедным в 1823 году пожертвовано 83 руб. ассигн. В том же 1823 году на вспоможение бедным, потерпевшим голод от неурожайных годов в Белоруссии, пожертвовано 70 руб. ассигн. Для беднейшей церкви Белорусской епархии в 1840 году пожертвованы: потир новый серебряный позолоченный, дискос, два блюда, звездица, лжица и крест. В 1850 году Комитету общины сестер милосердия пожертвовано 10 руб. ассигн.; в пособие сербским церквам пожертвованы: Евангелие напрестольное в серебряной оправе, риз священнических с епитрахилями – 6, стихарей диаконских с орарями – 3, подризник – 1, поясков – 4, поручей – 10 пар, воздухов – 6 полных комплектов, книг богослужебных – 18 названий и деньгами от настоятеля с братией 23 руб. серебром.

Монастырю соревнуют и содействуют в делах благотворения христианского благородные миряне. Вскоре по кончине святителя Тихона помещики окрестных губерний Воронежской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Курской, также купечество г. Ельца, заботливо и просвещенно уважаемые и любимые покойным Преосвященным Тихоном, в память его милосердия, молитв и милостынь, так как он часто приуготовлял у себя трапезы нищим и с ними сам садился за оные, установили ежегодно угощать в сей обители пищей Христову братию и посетителей гроба Святителя.

Доброхотные пожертвования благотворителей на этот нищелюбивый предмет давали средства монастырю предлагать учрежденные трапезы 16 июня – в день тезоименитства святителя, 23 июня – в день храмового праздника Владимирской Божией Матери и в день кончины Святителя 13 августа, что и до сих пор строго в обители соблюдается109, ибо обычай угощения нищей братии и посетителей обители считается здесь священным долгом. Вот отзыв монастыря об этом: «Заведение сие предков есть полезное и благодетельное, ибо чем больше приходящих снабжаются от обители хлебом, тем более увеличивается милостыня к оной от богомольцев». Трапезы эти устраиваются, как мы уже выше заметили, на открытом воздухе, на обширном монастырском дворе, под покровом Богоматери и при осенениях святителя Христова Тихона.

С 1861 по 1880 год под председательством настоятеля архимандрита Димитрия и по его инициативе при монастыре существовало благотворительное общество под названием «Тихоновского». Общество помогало 46 беднейшим семействам и на этот предмет Задонский монастырь жертвовал ежегодно по 300 руб. серебром; кроме тех 20 человек круглых сирот-учеников духовного училища, получающих от монастыря помещение, одежду и полное содержание, монастырь выдавал другим бедным 20 мальчикам каждому ежемесячно по 1 руб. серебром и, сверх того, несколько бедных благородных семейств получали от него пособие в содержании и помещении; с 1866 года и доселе ежегодно вносится монастырем в Воронежское попечительство девиц духовного звания 1000 руб. серебром.

В 1891 году по причине постигшего неурожая и голода восточной части России, а в том числе и всей Воронежской губернии, обитель Задонская Богородицкая во все это тяжелое для всех время не оставалась безучастной и неотзывчивой, но, в свою очередь, принесла свою посильную лепту на пользу голодающим в сумме 813 руб., которые и были отосланы в конце октября о. настоятелем обители в распоряжение Воронежского епархиального комитета. При том многие семейства из бедных обывателей г. Задонска пользовались от обители хлебом и деньгами. А во время появившейся в 1892 году холеры и других болезней бедным всякого звания предоставлено пользоваться безвозмездно монастырскими медикаментами в монастырской больнице. Такой живет в сей обители дух христианской любви к своим ближним о Господе.

XV. О посещениях монастыря Задонского Богородицкого высочайшими особами, а также и другими знаменитыми лицами

Святыня, находящаяся в Задонской Богородицкой обители, издавна привлекала к себе множество благочестивых поклонников, между которыми можно было встретить и людей высокопоставленных. И потому на страницах летописи монастырской «о достопамятных происшествиях» между прочим можно видеть имена даже и августейших посетителей этой обители, о которых она доселе воспоминает с особенным чувством высокого уважения, горячо моля Господа о даровании им здравия, долгоденствия и благопоспешения во всем.

Так, Его Императорское Величество Благочестивейший Государь Император Александр Николаевич, еще наследником престола в 1837 году совершавший путешествие по России, на обратном пути из Черноморья через Воронеж, прибыв в г. Задонск 7 июля в 5 часов вечера, посетил обитель сию. Встреченный у св. ворот архимандритом Досифеем с братией, он вошел в летнюю (бывшую на месте новой) Владимирскую церковь, слушал литию, прикладывался к чудотворному образу Богоматери Владимирской и к прочим св. иконам, осматривал в алтаре ризницу. Потом изволил быть в пещере под алтарем, в которой опочивало тело Преосвященного Тихона, причем спросил настоятеля: «Где Тихон Преосвященный был управляющим на епархии? Сколько лет был здесь на покое? Давно ли погребен? Прославлен ли?» Осматривал зимнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и затем благосклонно принял сочинения Преосвященного Тихона, поднесенные настоятелем110.

В том же 1837 году 20 октября, в 3 часа пополудни, почтила посещением своим обитель сию Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, слушала молебен Богоматери в зимней церкви, прикладывалась к чудотворному образу Владимирской Богоматери. Потом сходила к гробу святителя Тихона, отдала ему благоговейное почитание. В квартире приняла от настоятеля описание жизни Преосвященного Тихона.

В 1817 году 3 мая царица Грузинская Мария, супруга царя Соломона, проездом через Воронеж в Москву посетила обитель сию.

В 1839 году, проездом в Москву, почтила посещением обитель Задонскую Грузинская царица Мария Павловна, супруга бывшего Грузинского царевича Георгия; при ней находились: сын ее царевич Ираклий Георгиевич и дочь царевна Тамара Георгиевна со свитой. Слушали литургию и панихиду при гробе святителя Тихона.

В 1845 году Его Велико-Герцогское Высочество принц Александр Гессенский прибыл в Задонск под 20-е число апреля в 12 часов ночи. По собственному своему желанию, несмотря на приготовленную для Его Высочества в городе квартиру, изволил остановиться в монастырской гостинице, где имел до утра покой. На другой день Его Высочество посетил монастырь, молился в зимней церкви и пожертвовал на строившийся в то время храм.

1 мая 1820 года генерал-губернатор Балашов посетил обитель Задонскую и молился тут перед иконой Богоматери и в пещере у гроба святителя Тихона.

21 мая 1823 года Его Сиятельство граф канцлер Николай Петрович Румянцев, проездом на Кавказские минеральные воды, был в монастыре, в церкви и на гробе Преосвященного Тихона.

В 1861 году Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич Старший дважды посетил сию обитель. Первый раз 14/15 августа в 12 часов ночи пожаловал в монастырь и, войдя в летний монастырский собор, изволил слушать молебен святителю Христову Тихону у его святых мощей; и того же года в октябре месяце Его Высочество во второй раз ознаменовал посещением сию обитель.

В том же 1861 году в ноябре месяце в 9 часу вечера посетил сию обитель Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич, проезжая на Кавказ; в теплой церкви Рождества Богородицы изволил слушать молебен святителю Христову Тихону.

В 1886 году изволил проехать через Задонск в 12 часов ночи принц А. П. Ольденбургский (в свое имение – Рамонь, Воронежской губернии), но в обители не был по причине позднего времени.

В 1891 году, 10 сентября, изволила посетить Задонский монастырь Ее Императорское Высочество Евгения Максимильяновна, принцесса Ольденбургская, слушала краткий молебен и прикладывалась к чудотворной иконе Богоматери Владимирской и к св. мощам угодника Божия святителя Тихона.

Также и из посещений высокопреосвященных архипастырей особенно памятны монастырю:

Митрополит Иона, Экзарх Грузии, прибыл в 1832 году, 5 июля, в 9-м часу вечера в Задонск, ночевал в монастыре; наутро слушал раннюю литургию, потом панихиду на гробе Преосвященного Тихона; засим посетил Тюнин. После обеда в 1 час пополудни отправился по Московскому тракту в С.-Петербург.

Рязанский архиепископ Евгений на пути из Воронежа, по освидетельствовании по Высочайшему повелению мощей святителя Митрофана, которое производилось 18 и 19 апреля, посетил 8 мая 1832 года сию обитель и молился при панихиде по Преосвященном Тихоне.

Помнятся посещения Высокопреосвященнейших Киевских митрополитов Евгения, Филарета, Исидора (бывшего потом в С.-Петербурге), Арсения, Иосифа Литовского, Григория; архиепископов: Иннокентия (Борисова), Макария (бывшего потом митрополитом Московским), Иоанна Черкасского, Димитрия Одесского, Феофана, Сергия, Поликарпа, Александра, Иоанникия, Никандра Тульского, Владимира Ставропольского, Леонтия Варшавского, Нестора Смоленского, Варлаама Минского, Арсения Рижского и других.

В 1887 году, 16 мая, проездом из С.-Петербурга посетил Задонскую обитель Киевский митрополит Платон. На следующий день маститый архипастырь изволил служить здесь позднюю обедню, а затем выехал в Киев. В том же 1887 году, 7 июля, прибыл в обитель сию митрополит Михаил Сербский и 8 числа совершил здесь Божественную литургию, а вечером того же дня выехал в Москву. 22 июля того же 1887 года посетил Задонскую обитель (во второй уже раз) митрополит Иоанникий Московский. Для встречи высокого иерарха прибыл сюда еще накануне Преосвященный Вениамин, епископ Воронежский и Задонский, и совершил здесь всенощное бдение и обедню на 22 число; а Высокопреосвященнейший митрополит Московский Иоанникий изволил стоять обедню в алтаре, а затем выходил на царский молебен у св. мощей святителя Тихона и читал сам акафист угоднику Божию, а после молебна приложился к мощам святителя Тихона и тут же получил св. икону угодника Божия на память об обители, поднесенную ему настоятелем монастыря архимандритом Прокопием.

Точно также о. настоятелем монастыря поднесены были св. иконы угодника Божия свт. Тихона на память об обители и первым двум высшим архипастырям – Платону Киевскому и Михаилу Сербскому.

В том же 1887 году, 30 июля, посетил Задонский монастырь Высокопреосвященный Вениамин, архиепископ Иркутский, и также был приветствован от обители св. иконой угодника Божия святителя Тихона.

Благодарная Задонская Богородицкая обитель считает недостаточным за внимание к ней только помнить своих высоких благочестивых посетителей и благотворителей, она считает долгом каждодневно молиться Всевышнему о благоденствии их и всего Отечества Русского. Не объясняем нравственного значения посещений святынь отечественных, ибо цель этого священного обычая сама собой понятна каждому православному христианину. Должно желать только, чтобы далее и далее длилось в народе русском это высокое подражание благочестивому примеру предков.

* * *

102

Синодиков Задонский монастырь имеет несколько, каждый из них имеет свою особенность: 1) печатный 1826 года с тремя реестрами (как по Высочайшим персонам поминовение чинить); 2) общий; 3) срочный; 4) вечный; 5) помянник или синодик Задонского Богородицкого монастыря. При настоятеле архимандрите Самуиле в 1830 году все эти помянники, кроме первого печатного, писаны ясным полууставом с киноварными начальными буквами.

103

В двух верстах от г. Задонска, на возвышенном месте левого берега р. Дон, между раскинутыми полукругом бедными жилищами поселян, красуется Тюнинский девичий Богородицкий монастырь, основанный в 1860-х годах, изобилующий прекрасной водой от источника, устроенного в церкви. Этот источник именуется в народе источником святителя Тихона.

104

На одной из них на обороте звезды вверху над ковчегом надпись: «1848 г. марта 10 дня пожертвованы от г-жи Е. С. Чебышевой ковчег, сосуд, Евангелие, 2 креста, кадило, лампада, ковш для теплоты, копие».

105

Схимонах Филарет был старшиной войска Донского. Современник свт. Митрофану, епископу Воронежскому; в мире носил имя Флора Минаевича, сын его Василий Флорович – муж Варвары Ивановны. Пожертвованные Фроловой обе митры эти поновлены в 1862 году.

106

Первая из них с надписью: «Плащаница сия жертвована поручицею Агриппиной Семеновой, 1793 г. мая 23 дня».

107

Плащаница, хоругви и покров, пожертвованные г-жой Чебышевой, оцениваются в совокупности более 3000 рублей серебром, сделаны эти вещи в Серпуховском девичьем монастыре.

108

В 1838 году настоятель архимандрит Досифей доносил Воронежской духовной консистории: «В Задонском монастыре никаких документов летописцев не имеется, даже самый архив с недавних времен стал в виду». Ибо монастырский архив первоначально приведен был в порядок в 1816 году и тогда же в рапорте настоятеля архимандрита Самуила было сказано: «По новости не имеется ничего замечательнаго».

109

И 1 мая учреждается подобная трапеза – в честь перенесения св. мощей свт. Тихона из теплого храма в летний Владимирский собор.

110

Можно предположить, что в этой обители не раз бывал и Государь Петр Великий, ибо его интересовало здесь русло Дона, как и сам почвенный грунт земли. Об этом свидетельствуют остатки чугунолитейных заводов, устраиваемых в Задонском уезде преобразователем России.


Источник: Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря / Иером. Геронтий (Кургановский). - Задонск : Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2010. - 303 с.

Комментарии для сайта Cackle