святитель Григорий Богослов

Очищение

Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1, 4). Нам повелено сеять в правду и пожать милость, чтобы просветиться светом ведения (см. Ос. 10, 12). И Павел хочет, чтобы мы по любви нашей к Господу были познаны от Господа (см. 1Кор. 8, 3), а через это познание и сами научались (см. 1Кор. 13, 13); и этот путь ведения считает он лучшим, нежели надменное мнение, которое кичится (1).

* * *

Должно сперва самому себя очистить и потом уже беседовать с Чистым, если не хотим потерпеть того же, что Израиль, который не вынес славы лица Моисеева и потому требовал покрывала; не хотим испытать и сказать с Маноем, удостоенным видения Божия: погибли мы, жена, ибо Бога видели (см. Суд. 13, 22); не хотим, подобно Петру, высылать с корабля Иисуса, как недостойные такого посещения (а когда называю Петра, кого имею в виду? – того, кто ходил по водам); не хотим потерять зрение, подобно Павлу, до очищения от гонений вступившему в сообщение с Гонимым или, лучше сказать, с малым блистанием великого Света; не хотим, прося врачевания, как сотник, из похвальной боязни не принимать в дом Врача. И из нас иной, пока он не очищен, но еще сотник, над многими первенствует во зле и служит кесарю – миродержителю влекомых долу, пусть скажет: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Мф. 8, 8). Когда же увидит Иисуса и хотя мал ростом духовно, подобно Закхею, взойдет на смоковницу, умертвив земные члены (см. Кол. 3, 5) и став выше уничиженного тела (Флп. 3, 21), тогда да приемлет Слово и да услышит:

ныне пришло спасение дому этому (Лк. 19, 9), и получит спасение, и принесет плод совершеннейший, прекрасно расточая и разливая, что худо собрал, как мытарь. Ибо то же Слово и страшно по естеству для недостойных, и удобоприемлемо по человеколюбию для приуготовленных. Таковы те, которые, изгнав из души нечистого и вещественного духа, пометив и украсив души свои познанием, не оставили их праздными и недеятельными, чтобы их (так как недоступное и вожделенное) опять не заняли еще с большим запасом семь духов злобы (как семь же считается духов добродетели), но сверх удаления от зла упражняются и в добродетели, всецело или насколько можно больше вселив в себя Христа, чтобы лукавая сила, заняв какую-нибудь пустоту, опять не наполнила души собой, отчего будет последнее хуже первого (Мф. 12), потому что и нападение стремительнее, и охранная стража безопаснее, и с большим трудом одолевается. Когда же больше всего хранимого храним душу свою (Притч. 4, 23), в сердце своем положив восхождение (см. Пс. 83, 6), распахав новые нивы (Иер. 4, 3) и посеяв в правду (Ос. 10, 12), как учат Соломон, Давид и Иеремия, просветим себя светом ведения, тогда проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную (1Кор. 2, 7), и воссияем для других. А до тех пор будем очищаться и усовершенствоваться Словом, чтобы как можно больше облагодетельствовать самих себя, делаясь богоподобными и приемля пришедшее Слово, даже не только приемля, но и содержа в себе, и являя другим (1).

* * *

Помни всегда Христову притчу; это будет для тебя самым лучшим и совершенным пособием. Вышел из тебя нечистый и вещественный дух, изгнанный Крещением. Ему несносно гонение, он не терпит быть бездомным и бесприютным, проходит сквозь безводные места, где пересох Божественный поток (ибо там любит он быть), скитается, ища покоя, и не находит. Приступает к душам крещеным, в которых порчу омыла купель. Боится воды, душит его очищение, как легион издох в море. Опять возвращается в дом, из которого вышел, потому что бесстыден и упорен, снова приступает, новые делает покушения. Если найдет, что Христос водворился и занял место, им оставленное, то снова, отраженный, уходит без успеха, продолжая свое жалкое скитание. Если же найдет в тебе место выметенное и убранное, пустое, ничем не занятое, равно готовое к принятию того или другого, кто бы ни пришел первый, поспешно входит, поселяется с большими против прежнего запасами, и будет последнее хуже первого (Мф. 12, 45). Ибо прежде была надежда на исправление и осторожность, а теперь явно стало повреждение, через удаление добра привлекающее к себе лукавое, почему для поселившегося обладание местом сделалось тверже (1).

* * *

Очистимся, братья, в каждом члене, сделаем невинным каждое чувство. Да не будет в нас ничего несовершенного, ничего от первого рождения, не оставим в себе ничего непросвещенного. Просветимся оком, чтобы смотреть право и через зрение пристальное и любопытное не вносить в себя какого-либо любодейного кумира, ибо, хотя и не послужим страсти, но оскверним душу. Ежели есть у нас бревно или сучок – очистим, чтобы можно было нам увидеть их и у других. Просветимся слухом, просветимся языком – да услышим, что возглаголет Господь Бог, и возвестит нам заутра милость (Пс. 142, 8), и слуху нашему доставит радость и веселье (Пс. 50, 10), оглашающие слух божественный, да не будем ни острый меч (Пс. 56, 5), ни наостренная бритва (Пс. 51, 4), да не обращаются у нас под языком мучение и злоба (Пс. 9, 28), но да проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную (1Кор. 2, 7), чтя огненные языки (см. Деян. 2, 3). Исцелим обоняние, чтобы не изнежить себя и вместо приятного благовония не покрыться прахом, но исполниться благоуханием от истощенного нас ради мира, восприняв Его духовно, в такой мере из Него составляясь и в Него претворяясь, чтобы от нас самих благоухало благоухание приятное (Еф. 5, 2). Очистимся в осязании, вкусе, гортани, не ища мягких прикосновений, не утешаясь гладкостью вещей, но осязая, как должно, воплотившееся ради нас Слово и подражая в этом Фоме; не раздражая вкуса влагами и снедями, возбуждающими гибельнейшие для нас раздражения, но вкусив и познав, как благ Господь (Пс. 33, 9 – наша лучшая и вечная пища, нисколько не прохлаждая горькую и неблагодарную гортань, которая влагаемое в нее пропускает и не удерживает в себе, но увеселяя ее словами слаще меда. Кроме этого, хорошо, имея голову очищенную, как очищается глава – источник чувств, держаться Главы Христовой, из Которой все тело составляется и совокупляется (см. Еф. 4, 16), и низлагать преобладающий наш грех, превозносящийся над лучшим в нас. Хорошо иметь освященные и очищенные плечи, чтобы можно было понести Крест Христов, не для всякого удобоносимый. Хорошо иметь освященные руки и ноги – да на всяком месте мужи воздевают чистые руки (1Тим.2,8), приемлют наказание Христово, дабы никогда не прогневался Господь (Пс. 2, 12), и за деятельность вверится им слово, как было дано в руку одного из пророков (см. Агг. 1, 1); ноги да не будут спешить на пролитие крови и не бегут ко злу (Притч. 1, 16), но готовы к благовествованию, к почести вышнего звания (Флп. 3, 14) и к принятию омывающего и очищающего Христа. А ежели есть очищение и чрева177, которое принимает и разделяет словесную пищу, то хорошо и его не боготворить, ублажая сластопитанием и упраздняемыми яствами, но как можно больше очищать и утончать, чтобы принимало внутрь себя Слово Господне и прекрасно болезновало о падающем Израиле (см. Иер. 4, 19). Нахожу, что даже сердце и внутренности удостоены чести. В этом убеждает меня Давид, который просит, да сотворится в нем сердце чистое и дух правый обновится во внутренности (Пс. 50, 12), подразумевая под этим, как думаю, силу мыслительную, ее движения или помыслы. Что же думаешь о чреслах и почках? И этого не оставим без внимания, пусть и их коснется очищение. Да будут чресла наши препоясаны и укреплены воздержанием, как издревле у Израиля, по закону, вкушающему Пасху, ибо никто не выходит чисто из Египта и не избегает всегубителя иначе, как обуздав и чресла. Пусть и в почках произойдет доброе изменение, сила вожделения устремлена будет к Богу, чтобы можно было сказать: Господи пред Тобою все желания мои (Пс. 37, 10)! и не желал бедственного дня (Иер. 17, 16). Ибо должно сделаться мужем желаний, желаний духовных. Таким образом истребится в вас змий, имеющий большую часть крепости в мускулах и в чреслах (Иов 40, 11), когда умерщвлено будет состоявшее под владычеством его. Но не дивись, если и о менее благо родных более прилагаем попечения (1Кор. 12, 23), умерщвляя и уцеломудривая их словом и мужественно стоя против вещества. Все земные члены (Кол. 3, 5) отдадим Богу, все освятим, а не сальник на печени (Лев. 8, 25), не почки с туком, не ту или другую часть тела. Ибо для чего делать бесчестным и прочее? Всецело принесем самих себя, будем всесожжением словесным, жертвой совершенной. Не одно плечо, не одну грудь сделаем участием жреческим (см. Лев. 7, 34), ибо этого мало, но всецело предадим себя самих, да и восприимем себя всецело, потому что совершенно себя воспринять – значит предаться Богу и принести в жертву свое собственное спасение (1).

* * *

Некто просил у меня решения на вопрос о чем-то духовном. Готов, отвечал я, если ты смыл с себя скверну. Но ты уже имеешь целомудренный ум. Если смыл с себя прежнюю скверну, нужно и теперь очищение. В смрадный сосуд не кладут на сбережение благовонной масти (2).

* * *

Очищение есть омовение нечистот, а нечистотой почитаю и отпечатление в себе худого (2).

* * *

177

Богослов подразумевает здесь под чревом память.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle