протоиерей Григорий Дебольский

Обязанности в кругу родственном

Из союза супружеского образуется круг родственный, к коему принадлежат и все, кои заступают для нас место родных. Родство есть особенный союз, Словом Божиим освящаемый. Родственники и в Писании и в общежитии обыкновенно называются своими (Лев.18). Союз родственный утверждается и возвышается также особенными благами и преимуществами временными и духовными. Напр. помощь Божия ради Лота предложена была его зятьям, сынам, дщерям и иным; благословение Божие на дом Лавана было ради Иакова; ради Давида на дом его вдалеко (2Цар. 7:15–19). И ныне наследие прав, имущества и иных выгод, бывает следствием родственных связей. Посему на нас лежат особенные обязанности к нашим родственникам, с коими Промысел соединил нас ко благу нашему. Во-первых, не должны мы стыдиться и чуждаться родных своих, ни по званию ни по бедности их. Господь всесвятейший и всевышний нестыдится братию нарицати нас грешников, непрестанно Его прогневляющих (Евр. 2:11). Во-вторых, мы обязаны законно ревновать о благе и чести своих родных. В-третьих, являть к ним преимущественные знаки любви, снисхождения, мира и помощи. Да не будет распря между мною и тобою, яко человецы братия мы есмы, говорил некогда Авраам племяннику своему Лоту. Слышав же Авраам, яко пленен бысть Лот братаничь его, сочте домочадцы своя, и погна, и Лота, сына брата своего возврати (Быт. 13:8,14:14–16). В-четвертых, по возможности находить приятность в обращении с своими. Довольствоваться своим жребием вообще есть лучшая и похвальная черта поведения нашего: не чуждаться и довольствоваться кругом родственным есть признак человека благоустроенного‚ и ручательство за его похвальное поведение общественное. Кто, близко и непрестанно видя достоинства и недостатки своих, умеет постоянно ценить первые и снисходить к последним и неизменно держаться указанного Богом круга, тот еще более будет почтителен и снисходителен к прочим соотечественникам, коих он видит реже и дальше от себя. В человеке, уважающем свои родственные отношения всегда более нравственной силы и мудрости, нежели в попирающем сии священные отношения, кои при течении правильном и обыкновенном никогда не могут быть недостойны нас.

Обязанности в кругу супружеском или семейном

В кругу супружеском или семейном бывают: 1) супруги, 2) родители и дети, 3) господа и слуги.

Обязанности супругов

Супруги, соединённые по взаимному согласию через Таинство брака, союзом неразрывным, составляют начало обществ семейного, родственного, народного и гражданского. Брак установлен и благословен Самим Богом в орудие умножения человеческого рода (Быт. 1:28;9:1) и для распространения Царства Божия. В смысле духовном брак есть образ благодатного союза Христа с Церковью (Еф. 5:21–32), есть и средство для обуздания страстей (1Кор. 7:2), а потому есть и источник порядка, нравственности и здоровья, и наконец есть основания союза семейного, родственного, народного и гражданского.

Столь важный и священный союз супружеский требует от нас искреннего уважения и тщательного охранения. Желающие вступить в этот священный союз и обещающие жертвовать собой взаимно друг другу в продолжение земной жизни своей, должны поступать по благословению родителей; зане благословение отчее утверждает домы чад (Сир. 3:9) и Церкви, от коей сообщается вся полнота благословения Божия. Благословенные и соединённые Церковью, супруги обязаны в продолжение своей жизни благоразумно и свято хранить и укреплять свой взаимный союз: 1) взаимной любовью, которая есть главное основание союза супружеского; жене муж должную любовь да воздает: такожде и жена мужу (1Кор. 7:27). 2) Верностью: привязался ли еси жене, не ищи разрешения (1Кор. 7:27). 3) Взаимным уважением: мужие, вкупе живуще с своими женами по разуму, яко немощнейшу сосуду женскому, воздающе честь (1Пет. 3:7): жены повинуйтеся своим мужем, якоже подобает о Господе (Кол. 3:18). 4) Взаимным содействием в воздержании, благочестии и спасении. Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся да не искушает вас сатана невоздержанием (1Кор. 7:5). 5) Взаимной снисходительностью, уступчивостью и терпением для постоянного сохранения единства в мыслях, желаниях и действиях: супруги уже не суть два, но плоть едина, в которой должна быть и душа едина; и любы истинная, какая должна быть между супругами, вся покрывает, вся терпит. 6) Наконец, преимущественным пребыванием в семейном и домашнем кругу, в занятиях и трудах своего звания (1Сол. 4:11). Удаление от своего семейства и дома для удовольствий сторонних неминуемо влечет за собою скуку пребывания у себя, охлаждение к семейству, беспорядок в делах и проч. Напротив, деятельное и благоразумное домоседство, есть залог сбережения достояния, здоровья, спокойствия и успеха в трудах. Ибо успех в делах зависит от предварительного размышления об них и приготовления к ним, а это возможно только дома, у себя, вне общественного развлечения и рассеяния. Добрии безмолвствуют присно (Притч. 15:15).

Честна женитва во всех и ложе нескверно (Евр. 13:4), а ещё выше девство, посвящённое Богу. Господь благословляет брак, но и вне онаго даёт силы для нерушимого хранения целомудрия, служащего лучшим подражанием жизни Спасителя, Пресв. Девы Марии, Предтечи и иных Святых. Посему христианин непременно обязан или вступить в благословенный брак, или хранить ради Бога благословенное девство.

Обязанности родителей к детям

Обязанности родителей к детям без сомнения начинаются еще прежде рождения их. Родителям предварительно надобно сохранять собственное здоровье и благонравие, чтобы не передать детям своих немощей естественных и нравственных. «Благочестивые, трезвые, целомудренные, строгие в хранении чистоты, истину и добродетель любящие и молитвою дышащие родители менее греховного наследства передают чадам своим, нежели предающиеся пьянству и бесчинными желаниями удовольствий чувственных превращающие порядок Божий и средства поставляющие на месте цели, сварливые, страха Божия не имеющие, и разными пороками осрамляющие жизнь свою и повреждающие не только воображение, но и кровь свою». Главная же обязанность родителей к детям заключается в христианском, сообразно званию и назначению, воспитании их, или как говорит Ап. Павел, в наказании и учении Господни (Еф. 6:4).

Побуждением к исполнению этой священной обязанности служит для родителей горячая любовь их к детям. Ибо сердечному желанию родителей видеть детей своих благочестивыми и полезными членами общества домашнего и гражданского, и наследниками царства небесного, наиболее содействует страх Божий, который есть начало мудрости и счастья. Без света веры истинное достоинство ума, сердца и поведения невозможны. Естественных недостатков сердца, ума и характера нельзя восполнить без учения веры, которое одно вводит нас в правильные отношения к Богу и миру. Телесное обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего. Есть же снискание велие благочестие с довольством (1Тим. 4:8;6:5).

Кроме собственного сердца и Церкви побуждает родителей и наставников к христианскому воспитанию детей Отечество, этот общий наш родитель, воспитатель и благодетель, по указанию коего воспитание и образование должно быть сообщаемо в духе православия, самодержавия и народности т. е. в духе Апостольской православной веры, христианской безусловной покорности властям и любви к отечественному. Посему внушения при воспитании отнюдь не должны противоречить учению, постановлениям и обычаям Церкви и общества, совокупно устраивающих наше земное благополучие и вечное спасение. Скорее себе недоверием, чем опытному и верному голосу Отечества, коему искренно служить должны и сами мы и других научать.

Долг родителей и всех, заступающих место их, стараться не о просвещении только ума, но еще более – об образовании сердца и вкуса для сочувствия ко всему христиански и православно доброму и отечественному; насаждать не гордость благородную, какой нет и быть не может, а поселять чувство благородной зависимости от Творца и Спасителя и разумное сознание своего особенного долга в обществе; приучать детей на всё доброе и похвальное взирать как на помощь и славу Божию, а на всё не благопристойное и беззаконное, как на грех; находить удовольствия в красотах природы и искусства благонамеренного, в занятиях приготовительных к будущему поприщу; на предметы и лица смотреть правильно и разумно, как они есть, а не как воображение иногда представляет для забавы и потехи. Насмешка, легко изображающая все окружающее в виде шуточном, и для детей особенно приятная, при воспитании их, должна быть совершенно удалена, как плод легкомыслия и неуважения. В природе и Писании, поучающих нас истине и добру мы не видим шуток и насмешки, ибо это не сообразно с истинною, и не может назидать. Посему неблагоразумно позволять детям чтение, непрямо указывающие истину, а изображающее её в мрачной тени насмешки. О воспитании детей Писание говорит родителям: отцы не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол. 3:21). Язвы и обличения дают мудрость (Притч. 29:15): иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего (Притч. 13:25). Ты бо побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти. (Притч. 23:14). Не смейся с ним, да не поболиши о нем, и на последок стиснеши зубы твоя. (Сир. 30:10).

Обязанности детей к родителям

Дети обязаны воздавать родителям постоянное глубокое почтение. Родители суть орудия Творца и Промыслителя, чрез кои Он дает, сохраняет и благословляет жизнь нашу, это высшее из всех благо наше. Господь говорит: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Благословение отчее утверждает домы чад (Сир. 3:9). Дети обязаны почитать родителей без изъятия, помня, что нет для них других родителей на земле. Их несовершенства нравственные, естественные и гражданские не должны ослаблять в детях почтения к родителям. Родители любят детей, невзирая на их недостатки, так дети обязаны любить и почитать родителей, не смея обращать взора на их немощи и несовершенства, чтобы не ослабить к ним любви и уважения, подобно благочестивым детям Ноя (Быт. 9:23). Почтение детей к родителям состоит в ежедневной молитве о них, в исполнении их законной воли при жизни и по смерти, в почтительном с ними обращении, которое обязывает детей к разговорам с ними беспрекословным, ласковым и внимательным, к услужливости и помощи им, особенно во время их нужды, болезни и старости. Такое почтение детей есть малая плата любви и благодарности к родителям, за их нежные, многоразличные и неоплатные попечения. Чадо заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его (Сир. 3:12) и матерних болезней не забуди: помяни, яко тема рожден еси, и что има воздасы, яко же они тебе (Сир. 7:29–30). Впрочем, любовь и почтение к родителям не должны простираться до нарушения заповедей Божиих. Ибо не праведноесть пред Богом кого-либо послушати паче, нежели Бога (Деян. 4:19).

Обязанности господ и слуг

Имеющим слуг для своих польз Слово Божие внушает помнить, что они сами суть рабы Господа (Кол. 4:1), и взирать на слуг, как на ближних, вверенных от Господа неба и земли попечению их; видеть в них младших членов своего семейства (1Тим. 6:2; Флп. 16), или по выражению священному – домочадцев; подавать им, по словам Писания, правду и уравнение (Кол. 4:1); за служение их служить доставление им необходимого для жизни временной и содействием доброму их поведению и вечному спасению. Тяжко погрешают те, кои, не позволяя слугам вступать в брак, или вступивших разлучая для своих польз, падают им повод к беззаконию. Довольство жизнью и особенно благочестие суть наилучшие побуждения для всех людей к безропотному повиновению и верному служению. Напротив, удерживание оплаты у работников есть грех, вопиющий на небо. Се мзда делателей, делавших нивы ваша, удержанная от вас вопиет: и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша (Иак. 4:4).

Слуги, обязанные употреблять силы свои в пользу тех, кому служат, должны повиноваться им и не токмо, как говорит Писание, благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом (1Пет. 2:18–19). Повиноваться и служить с усердием, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но яко же раби Христовы, творяще волю Божию от души (Еф. 6:6). И ожидать себе полной награды от Господа (Еф. 6:8).

Обязанности к тварям низшим человека

С обязанностями к ближним необходимо соединяются обязанности к тварям низшим человека, коему Бог отдал на службу и во власть растения, рыб и птиц, животных земных и всю землю, и все твари живущие на ней (Быт. 1:28–29). В бесчисленных родах и видах тварей, хранимых и размножаемых благословением Божиим, должны мы видеть источник нашего довольства, и еще более – благость, премудрость и всемогущество Творца; находить для себя побуждения благоговеть и благодарить Создателя вселенной (Рим. 1:20–21), и твердо уповать на Промысел Божий (Мф. 6:26–30). Если Бог питает птиц и одевает полевую траву, то не более ли печется о человеке – владыке тварей? Владея ими и употребляя их в свою пользу, нам надобно быть достойными управителями или домовладыками, дабы эта власть не послужила нам во вред. Ап. Павел говорит: вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего (1Кор. 6:12). Надобно стараться, сколько можно менее подчинять тварь суете своих прихотей или, как говорит Апостол, рабству тления (Рим. 8:20–21), напр., по беспечности, корысти или, еще хуже – по досаде или гневу, обременять животных тяжестями, превышающими силы их, мучить их несправедливыми и жестокими побоями, изнурять их лишением корма и надзора, озорничать над животными и растениями. Праведник милует и души скотов своих; утробы же нечестивых не милостивы (Притч. 12:10). Видев тельца брата твоего, или овцу его заблуждающия, да не презриши я и да отдаси ему. Аще увидиши осля брата твоего или тельца его, падшия на пути, да не презриши я. Аще улучиши гнездо птичье на пути, или на древе, или на земле, и в нем птенцы или яйца, и мати сидит на птенцах или яйцах, да не возьмеши матери соптенцы, да благо тебе будет и долгоденствен будеши (Втор. 22:1,4,6,7). Да не заградиши устен вола молотяща (1Кор. 9:9).



Источник: Необходимость христианского поведения и послушания Православной Церкви. Санкт-Петербург, печатано во Французской типографии, 1849 г. 109 с.

Вам может быть интересно:

1. О говении протоиерей Григорий Дебольский

2. Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1 святитель Николай Сербский

3. Пастырство Христа Спасителя: Часть основоположительная: Иисус Христос - основатель Христианского пастырства протоиерей Сергий Соллертинский

4. Sermons – On Hilarion Антоний, митрополит Су́рожский

5. Двести двадцать две проповеди на ежедневные Церковные Апостольские и Евангельские чтения протоиерей Вячеслав Резников

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Екрон профессор Александр Павлович Лопухин

7. Послания – Послание 213(401). Чаду Евхаристу преподобный Феодор Студит

8. Рецензия на: Проф. И. И. Соколов. Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке Михаил Егорович Красножен

9. Патриарх Павел профессор Жан-Клод Ларше

10. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Шуи Святыя Михаил Владимирович Толстой

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс