Источник

Обязанности к себе

Обязанности наши (частнейшие, к коим ведет нас принятый нами порядок изложения их) к себе не указаны Спасителем между обязанностями к Богу и ближним (Мф. 22:37–39). Никто-же бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5:29). Но по указанию Слова Божия, чтобы естественная любовь к себе была не самолюбием, а правильною и святою, ее надобно, при свете Божественного Откровения, освящать и утверждать 1) самопознанием, 2) самоотвержением, 3) достойным хранением жизни и 4) вообще правильным взором на себя.

Самопознание

Обязанность самопознания предписывает нам Сам Иисус Христос, особенно внушая нам покаяться (Мк. 1:15) и отвернуться себя (Мк. 8:34). Ибо покаяться, по учению Господа, значит: прийти в себя (Лк. 15:17), – познать свое греховное состояние; для самоотвержения также необходимо самопознание, потому что надобно знать: чего в себе отвергнуться. Равно и вводя нас во внутренность существа нашего, напр. говоря: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно да сохранится (1Сол. 5:23; также 2Кор. 7:1), Писание обязывает нас к познанию себя – своих сил духовных, душевных и телесных. Христианское самопознание служит лучшим средством для чистой любви к Богу, ближним и себе. Ибо научает нас правильнее взирать на свою жизнь, понимать и исполнять наши обязанности; показывает нам, что в нас наиболее наше и в чем мы должны дать отчет Богу; содействует глубже и основательнее понять свою зависимость от Бога, – в себе видеть греховную немощь, а в Боге и Спасителе единственный источник истины, добра и блаженства, – яснее узнать действительные нужды нашей природы и сильнее обуздать греховные наклонности, кои усиливает и питает в нас большей частью слепая и незаконная любовь к себе и своему. Напр., естественно любя и не зная себя, мы, по слепому самолюбию, обыкновенно ценим себя чрезмерно. При такой неправильной оценке себя, которые есть гордость, мы, стараемся располагать и обращать всё в свою пользу, по своекорыстию, – для охранения и возвышения себя или того, что при слепоте нашей кажется нам лучше и дороже всего. Дорожа собою и преимущественно для себя, и вместе необходимо узнавая преимущества ближних, мы, слепо пристрастные к себе, исполняемся тайною завистью, зложелательством, ненавистью; при несчастии ближних – злорадостью; или впадаем в уныние и даже отчаяние, если десница Вышнего смиряет нас скорбями. При своих же успехах, кои мы обыкновенно приписываем своим способностям и умению жить, довольные и любуясь собою, доходим до самозабвения и надменности. Пред тем, от кого, по-видимому зависят наши выгоды, мы являемся низкое и боязливое человекоугодие и раболепство, а пред другими, вне влияния коих мы чувствуем себя, – хвастливость, спесь и даже дерзость. Вот краткое указание путей, коими часто развивается в нас и растёт грех, начинаясь от естественной любви к себе, неумеряемой и неуправляемой самопознанием.

Пособием к христианскому самопознанию могут служить постоянное наблюдение над собою; ежедневная, по окончании дневных дел, поверка своего поведения, и строгое самоиспытание пред Исповедью и Причащением.

Самоотвержение

При самопознании, которое открывает нам наши греховные наклонности и действия, необходимо самоотвержение или строгая власть над собой, чтобы обуздать свои страсти и из сердца удалить всякое незаконное помышление и пристрастие к себе и своему. Самопознание открывает нам наши недостатки, самоотвержение наказывает и подавляет их. Долг самоотвержения Спаситель Сам заповедал нам: иже аще хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мк. 8:34). Ап. Павел учит: умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3:5). Чем строже исполняется нами христианская обязанность самоотвержения, тем более в нас нравственного могущества и благородства. Недостатки самоотвержения и раболепство страстям суть главные источники и несомненные свидетели нашего нравственного растления и готовности на все порочно – приятное и суетное. Чем более внешний наш человек тлеет, тем более внутренний обновляется (2Кор. 4:16).

Истинное хранение жизни

Самопознание и самоотвержение, открывая и подавляя в нас зло, обязывают нас сохранять и вести жизнь святую во Иисусе Христе. В святости состоит образ и подобие Божие, в нас напечатленные. Посему сохранять и вести жизни святую, значит любить и хранить в себе образ и подобие Божие, любить себя для Бога, образ Коего носим в себе, и для ближних, в коих он насожден. Вести жизнь святую, значит истинно сохранять жизнь свою. Ибо св. жизни во Христе принадлежит обетование вечного блаженства (Ин. 3:36), здоровья временного (Ин. 5:14) и иных благ. Св. жизни преимущественно принадлежат исполнение закона, осторожность, воздержание, беспристрастие, и другие необходимые условия для сохранения и освещения жизни. Таким образом, обязанность сохранять свою жизнь, как высший дар Божий, есть тоже, что обязанность вести жизнь святую, по заповеди и примеру Спасителя.

Одна же естественная заботливость о самохранении всегда есть плод пристрастного самолюбия и часто сопровождается удалением от Бога, вредом для ближних, для мира и блаженства своей души. Спаситель говорит: иже бо аще хочет душу свою спасти, погубить ю: а иже погубит душу свою Мене ради и евангелия, той спасет ю (Мк. 8:35).

Правильный взор на себя

Отвергая от себя зло, как несущественное нам, все доброе, что имеем и совершаем, должны мы приписывать Богу, от Которого получили и содействием Которого совершаем. Ибо что у нас свое? Не в нашей воле начать жизнь, родиться в этом звании и состоянии, в это время, с такими силами души и тела, с таким наружным видом, иметь известный рост, получить воспитание, с успехом вести свои дела, не иметь скорбей и проч. Наше в нас одно произволение, или правильнее употребление произведения, в чем и даем мы ответ Богу и людям. Если же все, что имеем доброго, даровано нам от Бога, то необходимо и справедливо, чтобы мы взирали на себя не только как на цель, для которой Бог все устраивает и должен устраивать, но как на орудия, коими Он располагает по премудрой воле своей и часто вопреки воле нашей. Еда речет здание созидавшему е: по-что мя сотворил еси тако; или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити, ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим. 9:20–21). Яко же брение в руку скудельника, тако вы есте доме Израилев в руку моею говорит Господь (Иер. 18:6). Этот взор на себя, как на орудия в руку Господа, есть тот правильный взор на свое бытие, которой для собственного блага должны мы всегда иметь. Пристрастное самолюбие, взирая на себя, как на цель, обыкновенно и естественно хочет жить для удовольствий, надмевается в счастии, которое считает существенною принадлежностью своею, а в бедствии унывает и ропщет считая это оскорблением своего бытия. Но смиренный взор на себя, как она орудие Божией премудрости, милосердия и правосудия, указывает жизнь не для удовольствий, а славы Божьей, быть посреде рода строптива и развращена якоже светила в мире (Флп. 2:15); при всех обстоятельствах и превратностях жизни, внушает нам глаголать Богу: да будет воля твоя. Всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последиже плод мирен наученым тем воздает правды (Евр. 12:11).


Источник: Необходимость и важность христианскаго поведения и послушания православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Французская тип., 1849. - VI, 109, [1] с. (Авт. указан на 1-й с.)

Комментарии для сайта Cackle