Источник

Обязанности к ближним живущим на земле

Понятие о ближних

Ближний наш есть всякий человек, паче же присный в вере (Гал. 6:10). Ибо все мы имеем единого Отца и Господа на небеси, все произошли на земле от одних прародителей, и все должны следовать спасительному учению Слова Божия, которое ближним нашим называет всякого человека. Посему любовь и помощь наша должна простираться ко всем людям, от родителей до врагов.

Любовь ко врагам

Любовь ко врагам составляет даже отличительное качество высокой любви христианской, какой древле не имели не только язычники, даже Иудеи, коим вверена быша словеса Божия (Рим. 3:2). Господь говорит: слышасте, яко речено есть: возлюбиши искреннего твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате; не и мытари ли тожде творят. И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите; не и язычницы ли такожде творят (Мф. 5:44,46–47). Побуждения для высокой любви ко врагам заключаются главным образом в словах Иисуса Христа, кои обязуют нас к ней и свидетельствуют, что она возможна и справедлива: мы снисходим к себе и тогда, когда терпим зло от себя самих. Любовь ко врагам есть верное свидетельство нашего благоразумия и великодушия. Господь, на кресте среди тяжких страданий молясь о прощении своих врагов: Отче отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 26:34), открыл нам, что враги наши достойны прощения, потому что вражда их большею частью есть плод неведения или заблуждения. Прощая врагов по закону Божию, мы предаем их суду Божию; ибо Господь говорит: Мне отмщение, Аз воздам (Рим. 12:19), и иметь наилучшее средство победить врагов и примириться с ними. Аще алчет враг твой, говорит Ап. Павел, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его: сие бо творя, углие огненно собираеши на главу его (Рим. 12:20). Нельзя не чувствовать горящего на главе угля: так почувствует враг, когда вместо мщения и холодности окажешь ему любовь и помощь. Ответ смирен отвращает ярость: а слово жестоко воздвизает гневы (Притч. 15:1).

Впрочем любовь ко врагам не должна простираться до нарушения долга нашего и до вреда другим. Она не возбраняет употреблять и христиански-благоразумных и законных мер к разрушению вражеских козней. Самая любовь ко врагам обязывает нас бдительно отклонять от себя вражду их, удерживать их от зла и тем благотворить им. Любовь ко врагам, не запрещая законно обуздывать их, не позволяет таить в сердце и по обстоятельствам обнаруживать злости и чувства мщения к ним.

Дела любви к ближним

Любовь к ближним обыкновенно сопровождается делами благотворения. Такая любовь к ближним есть выражение и достойное свидетельство истинной и полной любви к Богу и благочестия. Писание глаголет: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любить (Ин. 4:20). Вера чиста и непорочна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и не скверна себе блюсти от мира (Иак. 1:27). Дела любви к ближним суть выражения и свидетельства истинной любви к ним. Чадца моя, пишет Иоанн Богослов, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1Ин. 3:18). Любовь к ближним, соединенная с делами благотворения, есть признак истинной жизни; без любви к ближним человек как бы мертв для них. Не любящий бо брата, пребывает в смерти (1Ин. 3:14). В любви к ближним заключается благодатный свет. Любящий брата своего, во свете прибывает, и соблазна в нём несть. А ненавидящий брата своего во тьме есть и во тьме ходит, и невесть, камо идет (1Ин. 2:10–11). Итак, любовь к ближним есть союз совершенства (Кол. 3:14).

Дела христианской любви к ближним состоят в благотворении их душе и телу. Дела благотворения духовного: обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5:20); вразумлять не ведающих и неопытных, или по слову Апостола, бесчинные; утешать печальных, или по Писанию, малодушные, и заступать немощные; прощать обиды, или по Писанию, прощать друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть нам (Еф. 4:32), и также долготерпеть ко всем, не воздавать зла за зло (1Сол. 5:14–15): аще возможно, со всеми человеки мир иметь (Рим. 12:18); молиться за ближних, или, по Писанию, друг за друга (Иак. 5:16). Телесные дела благотворения ближнему по указанию самого Иисуса Христа: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть имеющего недостаток в одежде, посетить больного, прийти к узнику, странника ввести в дом и успокоить (Мф. 25:53–36); погребать умерших в убожестве (Тов. 12:12–13).

Чем легче и доступнее для всех нас благотворение телесным нуждам ближнего, тем она обязательные для всех нас. Сам Господь особенно обязует нас к сему благотворению, для всех нас легкому и удобному. Ибо называет нуждающихся своими меньшими братьями, а благотворения им вменяет Себе, и на страшном суде поставляет сии благотворения достойными вечного блаженства; понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе.

Вообще мы должны были быть милосерды, якоже и Отец наш небесный милосерд есть; посему наша милостыня должна быть обращена ко всем нуждающимся, и без сомнения к тем преимущественно, кои угнетены действительными и тягчайшими лишениями. Только эта разборчивость для отличения лишений действительных от мнимых должна быть делом великой осторожности. Иногда и недостойному милостыни, в ту минуту, когда он нас склоняет к ней, она действительно и существенно ему необходима. Иной по своему поведению недостоин милости, но в ту минуту, когда он просит помощи, отказать ему в ней несправедливо. Недостоинство его поведения довело его до такой степени, что его надобно в ту минуту, когда он просит, не судить, а жалеть и помочь. Особенно же наша помощь нужна тому ближнему, которой добросовестно трудится для насущного хлеба и никак не может погасить снедающих его нужд. Ещё более наша помощь нужна и справедлива тем ближним, кои при нищете своей дряхлы, увечны и лишены самых сил, трудом своим снискивать себе пропитание. Они прямо вверены Промыслом нашему посильному попечению.

Но кроме вещественных благотворений от нашего достояния еще более должны мы благотворить ближним примером своей христианской жизни и спасительными внушениями. Мы большей частью имеем необходимое пропитание, но часто бываем бедны духовно, а отсюда рождается или увеличивается и нищета телесная. Посему долг нашего благотворения к ближним должен преимущественно состоять не только в вещественной помощи, но еще более в мудром слове и примерно хорошем поведении, чтобы это служило для них оградой от лишений и подкреплением среди их.

Дела любви к ближним должны быть усердны и искренни, как дела любви к самим себе. Господь говорит: вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им (Мф. 7:12): возлюбиши искреннего твоего яко сам себе (Мф. 22:39). Или еще выше, святее и совершеннее, мы обязаны любить ближнего, как Господь возлюбил нас. Заповедь новую даю вам, глаголет Господь, да любите друг друга: яко же возлюбих вы, да и вы любите себе (Ин. 12:34).

Разделение обязанностей к ближним

Обязанности наши к ближним, в порядке изложения их от общих к частным, по указанию Слова Божия и Церкви, можно разделить на обязанности I) в обществе гражданском, – обязанности к Отечеству, II) в кругу родственном, и III) в кругу супружеском или семейном.


Источник: Необходимость и важность христианскаго поведения и послушания православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Французская тип., 1849. - VI, 109, [1] с. (Авт. указан на 1-й с.)

Комментарии для сайта Cackle