День трех Святых вселенских святителей. 30-го января.
Каждый из трех вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях святого Василия Великого святитель Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя, что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приемы при вкушении пищи; и все это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую, и даже в великую честь, если кому случалось или близким быть к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что-либо им сказанное или сделанное».206 «Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, епископа Кесарийского в удалении Василия – мужа по жизни и красноречию и славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо».207
В своем месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сам себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во-первых ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потому то, что чрез переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами».208
Наконец много было особенных чтителей достоинств и святого Иоанна Златоустого. Слова или поучения его чрезвычайно любили слушать. Однажды он предоставил говорить вместо себя прибывшему из Галатии пастырю: «народ с воплями отступал, болезнуя, как будто оставаясь долгое время в голоде, и желал нашей речи, которая рассекала, укоряла; трогала, печалила, поступая точно так, как дитя, которое и тогда, когда его бьют и наказывают, не отстает от матери, но со слезами следует за нею, держась с боку за одежду матери и увлекаясь за нею с рыданиями».209 Когда он несправедливо низложен был, то многие, ему преданные, отделились даже от Церкви под именем Иоаннитов210, и имели особенные богослужебные собрания. Это отделение прекратилось по перенесении мощей святителя Златоуста из места заточения в Константинополь.211 В обличение этих ревностных, но неразумных чтителей святого Иоанна Златоуста, Константинопольский патриарх Аттик, заботясь о единстве Церкви православной, установил в V веке, чтобы молитвенные поминовения как святителя Иоанна, так и прочих епископов совершались равночестно.212
В царствование Алексия Комнина, в конце XII века, особенно усилилась между верующими распря о заслугах трех святых великих Вселенских учителей и святителей. Одни превозносили Василия, другие возвышали Григория, иные предпочитали Иоанна. От этого произошло разделение между чтителями святых светильников мира, так что одни называли себя Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Этот спор решили сами святители: явясь все вместе Иоанну, епископу Евхаитскому, открыли, что они «все у Бога имеют одно равное достоинство. Итак объяви, чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия верующих; установи для нас один праздник».
Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех святых Вселенских учителей и святителей установлено общее торжество в 1076 году 30 января, совершаемое после раздельного в этом месяце празднования каждому, а именно после празднования в 1-й день января святителю Василию Великому, в 25-й – святителю Григорию Богослову и в 27-й – святителю Иоанну Златоусту.213
В VIII веке от святого Иоанна Дамаскина, в XI – от Иоанна Евхаитского и Нила Ксанфопула Церковь приняла многия священные песни в честь трех святителей Вселенских, поемые ныне Православной Церковию в 30-й день января. От Иоанна Евхаитского сохранилось также слово на день трех Вселенских святителей. Равночестно прославляя и вместе различая их, Церковь уподобляет их трем древним патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову; мужам мудрым, художным и смысленным; отцам, коих произволи Господь любити; праведным и избранным.214 Василия называет Великим и священноявленным, Григория божественным и богоглаголивым, Иоанна зело златым языком: Василия церковным светилом и столпом непревратным, Григория умом небесным, архиереем превеличайшим, Иоанна златословом всезлатным: Василия исполнил Дух Божий художества, Григория огнем высокоречия, Иоанна Христовыми устами: Василий столп огнем людем верным предваряющий и опаляющий враги, Григорий – услаждение слуха всякого, Иоанн – река духовных дарований.215 На высоту Христовы любви восшед, Василий узрел неизреченные и божественные тайны, кои изъяснил людям, яко благочестия проповедник мудрый. Григорий разрешил связание ересей, мудростию словес и учений своих, и в единомыслии собрал православных, в благоразумии Христа хвалящих. Иоанна Христос утвердил неразоримым укреплением своей Церкви. Три суть высочайшие угодники Троицы и служители; троеострый меч благодати.216
Паремии в день трех Вселенских учителей и святителей Церковь произносит – первую об исполнении обетования отцам народа еврейского дать им и семени их землю ханаанскую (Втор.1:8–11,15–17); вторую о любви к отцам народа Божия, которых особенно произволи Господь любити и избра семя их по них... паче всех язык (Втор.10:14–21); третью о праведных, коих душа в руце Божией. Бог искуси их, и обрете их достойны Себе: благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его (Прем.3:1–9). Евангелие утреннее полагается в честь трех святителей то же, что в 1-й день января; чтением апостольским на литургии Церковь возвещает о священстве Христовом, по чину Мельхиседекову (Евр.13:7–16); а Евангелие благовествует о высоком звании апостолов и их ближайших преемников в Церкви Христовой – святителей (Мф.5:14–19).
Примечание. В настоящий день празднуют православные христианские учебные заведения в греческом королевстве и в турецких владениях.217
Notes
* * *
Примечания
Надгробное слово Василию Великому.
Созомен, кн. VI, гл. 15.
Слово 19, о словах своих Юлиану.
Беседа на слова «Отец мой доныне делает...» (Ин.5:17), от.1. См. также Слово 3 против аномеев, от.6.
Сократ, кн. VI, гл. 18. Созомен, кн. VII, гл. 21, 23.
Там же, кн. VII, гл. 45.
Сократ, кн. VII, гл. 25.
Johan Evchait, encomium in tres sanctos. III Новгородская летопись в лето 6584.
В церковной службе в 30-й день января паремии.
В церковной службе 30 января.
Там же.
Духовная беседа 1860 г. №18, Известия с Востока.
