Источник

Восьмой день.
Поучение 3-е. День обретения Казанской иконы Божией Матери.

(О чистоте души).

I. В истории нынешняго празднества вы, вероятно, обратили свое внимание, благочестивые слушатели, на то, что никому иному, а только невинной и чистой по душе отроковице, было видение и вместе дано повеление обрести икону Божией Матери Казанской, и ни кто другой, а только эта благочестивая отроковица сподобилась собственноручно откопать в земле, на указанном в видении месте, чудотворную икону Божией Матери. Это приводит нас к тому заключению, что только чистые душой близки к Божественной святыне. Да будет же посему в настоящий день беседа наша с вами «о чистоте души!»

II. «Измыйтеся и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших» (Исаия 1, 16). Так говорит Господь чрез пророка Своего Исаию. Ясно, братия, чего здесь требует Господь. Он повелевает каждому измывать скверны сердца своего, и приобретать чистоту души. «Измыйтеся, отъимите лукавства от душ ваших, и чисти будите». А разве есть какая нечистота в нашей душе? Разве скверны греховные имеют место в нашем сердце? Точно так. Всякий грех получает начало свое в нашей душе; всякое беззаконие исходит из нашего сердца. «Всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая по вся дни» (Быт. 6, 5). «Извнутрь от сердца человеческого помышления злая исходят» (Марк. 7, 21). Посему-то апостол Павел увещевает нас «очищать себя от всякие скверны» не только «плоти, но и духа» (2Кор. 7, 8). И в церковной молитве мы взываем к Богу: «очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец» (послед. ко причащ.).

а) Какая же это нечистота души? Что за скверна греха в нашем сердце? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивные мысли. «Мерзость Господеви помысл неправедный» (Притч. 15, 26), говорит премудрый Соломон. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мирские помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: «Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных» (Акаф. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть все греховные движения души, гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость. «От сердца исходят помышления злая, лукавствия, лесть, хула, гордыня» (Марк. 7, 22), говорит Спаситель. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивыя желания и сладострастные похотения. Посему-то Бог в законе повелевает нам «не желать жены искреннего своего, ни дому ближняго своего, ни села его, ни раба его, ни скота его, ни всего елика суть ближняго своего» (Исх. 20, 17). И святая церковь поучает нас молиться Спасителю: «Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых» (Акаф. Иис). Нечистота души и скверна сердца суть чрезмерные заботы житейския, которых удаляться поучает нас Спаситель. «Не пецытеся», говорит, «душею вашею, что ясте или что пиете, всех бо сих язы́цы ищут» (Мате. 6, 25, 32). Нечистота души и скверна сердца суть тайныя, по большей части нами непримечаемыя, грехолюбивыя мысли и желания. Так говорит псалмопевец: «грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя; аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика» (Пс. 18. 13, 14). При таковой нечистоте души, человек пребывает грешником, хотя бы он не делал никаких открытых преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была даже непорочная. Таковы и были фарисеи, которых обличая, Христос говорит: «вы вне-уду являетеся человеком праведни, внутрь»«уду же есте полни беззакония» (Матф. 23, 28). Ибо «Бог не на лица зрит» (Деян. 10, 34), «но испытует сердца и утробы» (Пс. 7, 10).

б) Как же, спросите, сохранить чистоту души? Что должно делать, чтобы душу и сердце соблюсти непорочными? Должно всемерно избегать всех обольщений и соблазнов, от которых пораждаются в душе нечистыя мысли и желания и возбуждаются страсти. Ежели соблазны действуют и обольщения видимо искушают, должно «отвращать очи, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37), и ограждать все чувства, чтобы отразить обольщения и соблазн. Ежели прелесть и суета уже прокрались в душу, ежели возродилась в душе или гордая и тщеславная мысль, или корыстолюбивое желание, или сладострастное похотение, должно немедленно воспротивиться им, подавить и умертвить их – чем? Здравым рассуждением, а паче всего сердечным призыванием имени Спасителя нашего Иисуса и силою победительного креста Его. Аесли случится не устоят против обольщения и пасть; если душа омрачится скверною греха: что тогда делать? Омывать скверну и очищать душу. «Измыйтеся и чисти будите», говорит Бог. Чем омывать скверну души? Слезами покаяния. Так омылся Петр, после своего падения; так омылась и блудница от скверн греховных. К слезам покаяния должно присоединить и слезы теплой молитвы к Богу. Слушайте, как спешил омыться в этих слезах Давид: «обратися, Господи», взывал он к Богу, «избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6. 5, 7). И святая церковь руководствует нас к очищению души молитвами. «Очисти, Господи, скверну души моея» (троп.); «душу мою просвети омраченную, Христе» (ирм.); «души наша освяти, помышления исправи, мысли очисти» (молит. на час). Есть и еще спасительнейшее средство к измовению и очищению скверн душевных. Это «пречистая кровь Спасителя» нашего, преподаемая нам в таинстве святой Евхаристии. «Кровь Иисуса Христа, Сына Божия», по свидетельству слова Божия, «очищает нас от всякого греха» (Иоан. 1, 7). Она, как говорит церковь, «проходит во вся составы человеку, во утробу, в сердце, очищает душу и освящает помышления» (молит. по причащ.).

III. Если будем, братия, таким образом сохранять чистоту своей души, то и внешнее наше житие будет добро (1Пет. 2, 12) и чисто. Ибо душа управляет телом и располагает делами. Потому какова наша душа, таково и тело наше; каковы у нас мысли, таковы и дела. От худых мыслей происходят худыя и дела, и от нечистых похотений являются студные и дела; а напротив, добрыя мысли рождают и дела добрыя, и святыя желания и намерения сопровождаются и делами богоугодными. Будем же, братия, всемерно хранить чистоту души и непорочность сердца, без которых не может быть в нас жизни добродетельной и богоугодной, и без которых, по слову апостола, «никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14). «Да даст нам Господь по богатству славы Своея, силою утвердитися духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3, 16); «да совершит ны во всяком деле блазе сотворити волю Его» (Евр. 13, 21). «Сия же есть воля Божия, святость наша» (1Солун. 4. 3). Аминь. (Сост. с доп. по кн. «Сеятель благочестия», прот. В. Нордова, т. I, Спб. изд. 1891 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle