Источник

Пятнадцатый день.
Поучение 4-ое. Св. мученики Кирик и Иулитта.

(Не следует самому искать случая претерпеть гонения.)

I. Во время страшного гонения на христиан при Диоклитиане жила в городе Иконии молодая вдова христианка, по имени Иулитта. Иулитта была рода царского, очень богата и имела одного сына, которого звали Кириком. До Иконии дошли повеления Диоклитиана, и правитель области, человек злой и жестокий, стал усердно отыскивать христиан и предавать их мучениям. Тогда «Иулитта решилась оставить город, ибо, не доверяя себе, боялась, как бы, мучения не привели ее к отречению от Христа, и захотела удалиться от такого искушения». Она покинула все: – сродников, друзей, огромные богатства свои, приятную и покойную жизнь, и с трехлетним сыном и двумя служанками отправилась в Селевкию, где стала жить в нищете.

В Селевкии, однакоже, гонение свирепствовало с такою же силою, как и в Иконии, и Иулитта решилась идти далее. Она прибыла в город Тарс и там жила между убогими; но вскоре приехал туда правитель Александр и ему кто-то донес, что Иулитта христианка. Он тотчас потребовал ее к себе на суд и Иулитта пришла, держа на руках маленького сына своего. На вопрос правителя о имени, роде и отечестве ея, она отвечала, что она христианка, «и в этом, – прибавила она, – заключается и имя мое, и благородство; отечество же мое – небесное царство Христа моего».

Правитель, разгневанный ответом, велел взять ребенка из рук Иулитты и жестоко бить ее воловьими жилами. Ребенок кричал и бился в руках державших его, просясь к матери. Правитель, пораженный красотою маленького Кирика, велел принести его к себе и, посадив его на колена свои, начал ласкать его и гладить по головке; но ребенок, взирая на мать свою, продолжал плакать и кричать, и руками и ногами старался освободиться. Когда Иулитта, среди мучений, восклицала: «я христианка!» ребенок твердил за нею: «я христианин!» царапал рученками своими лицо правителя и бился у него в руках. Правитель, в страшном гневе, бросил ребенка на пол и толкнул его ногою. Невинный младенец покатился по каменным ступеням, обагряя их кровию своей, и предал Богу душу свою.

Затем и св. Иулитта была усечена мечем. Память их совершается ныне.

II. Обратим внимание, возлюбленные братие, на то, что св. муч. Иулитта не искала гонений и старалась удалиться от сего искушения из боязни отречься от Христа во время мучений. Это служит нам уроком не напрашиваться на гонения, но по-возможности избегать их. Вот мнения св. отцев по этому вопросу.

а) «Тех, – говорит св. Петр александрийский, – которые по гордости своей принимают на себя подвиги непосильные, и сами идут к тем, которые могут предать их на страдания, тех ожидает участь грешников, потому что таковые и сами грешат, ибо не слушают слов Господа: «блюдитеся, да не внидите в напасть» (Марк. 14, 38), и других: «не введи нас в напасть, но избави нас от неприязни» (Лук. 11, 4). Апостолам, отпуская их на проповедь, Господь не говорит, чтобы они напрашивались на врагов, но чтобы остерегались их. И когда приблизилось время страданий Его, не Сам Он предал Себя, но ожидал, когда придут на Него с оружием и дрекольями (Матф. 26, 47). Поэтому не по разуму поступают те, которые сами ищут гонений. Ибо Господь, беседуя с апостолами о предстоящих им страданиях, говорит: «внемлите себе, предадят бо вы на сонмища, и» в сонмех «убиют вы» (Матф. 10, 17). Предадят же вас, сказал, а не сами предавайтесь. «И к судиям», сказал, «и к царям ведоми будете», а не сами себя приведете. Итак, избегать нам велит гонений и от гонений убегать. «Аще», говорит, «изженут вы от града сего, бегайте в другой». Не хочет, значит, чтобы мы самовольно шли к гонителям и споспешествовали их убийствам, и раздражали их, а только внушает быть готовыми на все и помнить слова Его: «бдите и молитеся, да не внидите в напасть»».

Итак, неблагоразумно поступают ищущие гонений и вредно для себя и для других. Для себя, ибо вместо спасения осуждение приемлют, для других, ибо и других на грех наводят, и других невольно возбуждают к гневу и мщению.

б) Но скажут таковые: «желал бы я быть мучеником и приять венец мученический!» Что же! Можно. Но для этого нужно не других смущать, а нечто другое.

Авва Афанасий говорит: «часто спрашивают многие: где гонение и мучительство? Вот где: мучим будь совестию, умри греху, умертви уды земные и будешь мучеником. Мученики с царями и князьями боролись; а ты борись с царем греха – диаволом и с князьями его – бесами. Мучеников приводили к капищам, понуждали к идольским жертвам и мерзкому идолослужению. Не забывай, что и перед тобою и капище, и жертвы, и идолы есть. Капище – это ненасытное лакомство, жертвы – плотские страсти, кумир – греховные желания. Ибо раб похоти есть идолопоклонник: таковыми же должны считаться и одержимый гневом и яростию, и всякий сребролюбец, сластолюбец и немилостивый. И вот если от этих и подобных грехов удержишься и сохранишь себя от неистовых страстей, то чрез это и сокрушишь идолов, и отречешься от зловерия, и будешь мучеником и исповедником».

III. Итак, братие, если подлинно вам желательно приять венец мученический, то держитес совета св. Афанасия и объявите брань самим себе и своим врагам внутренним: умерщвляйте уды, яже на земли, истребляйте в себе самообольщение, распинайте плоть со страстями и похотями, не давайте воли гневу, поражайте змия сребролюбия, а паче всего объявите непримиримую брань тлетворному змию – диаволу, борьбою с которым до крове и стяжете себе венец мученический. Аминь. (Сост. по «Пролог. в поуч.» свящ. В. Гурьева, изд. 1889 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle