Источник

Двадцать пятый день.
Поучение 4-е. Преп. Сергий.

(Женские наряды и уборы).

I. В день ныне прославляемого преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, отличавшегося среди других добродетелей необыкновенною любовию к простоте и скромности в одежде, нередко покрытой заплатами, душеспасительно будет побеседовать с вами о женских нарядах и уборах, которые совершенно удалились от простоты и скромности прежняго времени. Вот как о сем говорит великий наш отечественный учитель церкви, святитель Тихон Задонский.

II. "Доколе не согрешили прародители наши, Адам и Ева, дотоле не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей; а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чем бы прикрыть свою наготу. «И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша; и сшиста, листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания» (Быт. 3, 7). А Бог, милосердствуя о них, сделал для них «ризы кожаны, и облече их» (21).

Видишь ли, что начало одежды есть грех? Грех открыл им наготу их, которая потребовала прикрытия. Посему св. Андрей критский и оплакивает сие (в своем Великом Каноне): «сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканные одежды».

Отсюда видишь, как худо делают те люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Они поставляют себе в честь и украшение то, что свидетельствует о безчестии и безобразии; они ищут похвалы в том, что обличает грех... Все животные как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуются естественным одеянием. Один человек лишился сего за грех, и у них же заимствует одежду и ею прикрывается... И вот что странно или лучше – достойно всякого сожаления: он чужою кожею прикрывается и этим гордится, – он ставит себе в честь то, что должно бы подавать ему, яко бедному, скудному, нагому и лишенному, случай к смирению... (т. II, 145). Украшение в одежде есть доказательство нерадения о душе. Кто печется о телесном украшений, тому недосуг пещися о душевном. «Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21). Наряды щегольские показывают, что сердце желает суетной чести и славы, а это и закону Божию противно: «не любите мира, ни яже в мире» (1Иоан. 2, 15). «Горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3, 2).

Сии наряды не обходятся без обиды ближнему, а посему и без оскорбления Самого Бога: ведь они не обходятся без затрат, а тратится то, что собирается, а часто и сдирается с подобных себе людей. Пусть имение нажито и праведным трудом: но ведь есть на свете нагая братия, есть трясущиеся от голода и мороза братия Христовы, есть в темнице за долги и оброки заключенные, есть лишившиеся домов своих от пожаров, есть и другие несчастливые: вот на кого следует употреблять излишек достатков своих! Но – до нищих ли тому, у кого на сердце одно тщетное желание нарядов? Ему надо нарядить себя, жену, детей, даже слуг и коней, украсить самый дом свой!...

Еще хуже делают женщины, натирающия свои лица белилами и румянами (стр 146). Судите сами: если бы художник написал хорошее изображение чьего-нибудь лица, а другой, неискусный, переправил бы это изображение по своему, – всякий стал бы смеяться такому безумному делу, а художнику это было бы немалою обидою. Вот – то же делают и те женщины, которые белят и румянят свои лица. Бог и Создатель наш, как премудрый живописец, дает каждому человеку весь состав тела и души, а вместе с тем и изображение лица. Но "когда люди подкрашивают лица свои, то они переделывают дело рук Его святых, а чрез то оскорбляют Бога – Создателя своего, и вместе сами себя отдают разумным людям в посмеяние, а юным сердцам в соблазн. Вот куда ведет украшение женских лиц! Таковыя переделывают дело Божие, как будто нехорошо соделанное – а ведь о сем и помыслить страшно! И сие делают те, которые исповедуют Христа Сына Божия, за грехи наши распятого и умершаго!... О хитрость диавольская!. . Без поджоги горит юная плоть, а тут от бесстыдных женщин еще покладывается поджога!

Горе им, – они огонь прилагают к огню! И как им не стыдно в народ выходить? Скажи, скажи пожалуйста, ради чего ты с таковою личиною в люди выходишь? Показать себя хочешь? Подлинно, ты показываешь себя, показываешь и то, что кроется в твоем сердце! И видят люди, но одни отворачиваются от тебя, как от страшилища, а другие обращают на тебя очи свои и «зачинают болезнь, и раждают беззаконие..». Худо делають таковыя, но много – много хуже и на погибель себе делают те, которые в таком виде в самые храмы Божии, где святыя и страшные тайны совершаются, где Сам Бог таинственно присутствует, дерзают входить... (т. IV, 366–367). Таковым бесстыдным женам приличествует оное Божие слово: «храм Мой»«храм молитвы наречется: вы же сотвористе его вертеп разбойником» (Мф. 21, 13), (т. II, 147). Скажи мне: зачем ты в сие святое и священное место пришла? – Скажешь: Богу молиться? – Но разве в этих нарядах приходят на молитву? В молитве мы пред Богом стоим, с Богом беседуем, у Бога милости просим: такие ли наряды требуются здесь? Молитве приличны воздыхания, слезы, плач, коленопреклонения, биение в перси, а не украшения тела. Если ты и воздыхать и плакать будешь, – твои уборы обличат тебя и покажут твое лицемерие... Нет, ты пришла сюда себя показать, а не молиться? Смотри же, чтобы не выйти отсюда с еще более тяжким грехом. «Свято и страшно место сие»: это – «дом Божий!» Берегись в таком месте иметь сердце, исполненное нечистоты, и других соблазнять, – не безчести храма Божия, чтобы не испытать на себе суда Божия! (IV, 279). Помни: такая молитва есть прелесть, а не молитва, гордость и пышность, а не смирение; большее оскорбление милосердому Богу и прогневание Его, а не умилостивление: «еже» (что) «есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» (Лук. 16, 15).

III. А чтобы легче было оставить пристрастие к нарядам, примечай и рассуждай сие: 1) Всякое излишество, всякая прихоть без оскорбления Богу не бывает. 2) Всякое добро, какое ни есть у нас, – принадлежит Богу, а не нам; мы наги вышли из чрева матери, и потому нищи и бедны сами по себе, а что имеем, – все от Бога нам дано. А посему и имение свое должны расходовать по воле давшего его Бога, а не по своим прихотям. Ты требуешь отчета у своего прикащика: куда и на что он твои деньги издержал: потребует и у тебя отчета Господь в данном тебе от Него богатстве. Готовь же Ему ответ. 3) Украшать тело, которое скоро в прах и землю обратится, и нерадеть об украшении бессмертной души добрыми делами – великое безумие. 4) Женщины наипаче дадут ответ праведному Судии за соблазн: «горе бо человеку тому, имже соблазн приходит», глаголет Господь! (Мф. 18, 7). Страшно соблазнить и одного человека, ибо каждый человек искуплен кровию Христовою: тем паче соблазнять многих, за которых пролита Христова кров! А сколько таких, которые прелыцаются сею притворною красотою и погибают! Унает это один Бог сердцеведец, Который будет судить нелицемерно и прельстивших и прельстившихся! Внимай сему, жено: «всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым» (2Кор. 5, 10). 5) О если бы женщины, называющия себя христианками, почаще взирали душевными очами на простое лицо Христово, которое за грехи и беззакония наши потерпело биение и оплевание, и не имело вида, ниже доброты: они никогда не захотели бы украшать свое тело и лица свои на прельщение душ человеческих, которые Он искупил Своею смертию! Но видно, забыли они оное великое и страшное дело, когда только об одной суете помышляют! 6) Пусть же помнят оне, что по лицу, ныне раскрашенному, будут некогда черви ходить и ползать, и тело, которое ныне благовонными мастями пахнет, будет издавать тогда смрад нестерпимый, а потом обратится в прах. 7) Как все сии женские суетные наряды Богу ненавистны, может всякий сам прочитать и видеть в третьей главе книги св. пророка Исаии» (особенно ст. 16–25). (II, 148–150). (Сост. по твор. св. Тихона Задонского).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle