Источник

Пятнадцатый день.
Поучение 2-оe. Святые мученики Гурий, Самон и Авив.

(О тяжести греха прелюбодеяния).

I. В день святых мучеников Гурия, Самона и Авива, явившихся грозными наказателями одного готфа за прелюбодеяние, соединенное с ложною клятвою и клятвопреступлением, уместно будет, братие мои, поразмыслить нам о тяжести греха прелюбодеяния, который запрещается седьмою заповедию закона Божия и который, к великой скорби всех истинных христиан, довольно часто совершается в наше время при печальном ослаблении христианской веры и благочестия.

II. Об этом грехе мы должны говорить с вами, бр., с крайней осторожностью, так, чтобы самое порицание его не уподобилось огню таких маяков, которые способствуют гибели кораблей, хотя, в свою очередь, они предназначались для спасения их.

а) Священное писание особенно предостерегает нас от чувственного греха, запрещаемого седьмою заповедию: «оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо». (Прич. IV, 15).

Слово Божие говорит о прелюбодеянии с негодованием и отвращением. «Закон Моисея», отличающийся, по своей суровой справедливости, от лицемерия света, наказывал смертью обоих нарушителей заповеди.

«Это – преступление, это – беззаконие, подлежащее суду» (Иов. XXXI, 11), говорит и праведн. «Иов».

Св. ап. «Павел» говорит: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеевь судит Бог» (Евр. XIII, 4).

Еврейский пророк, говоривший в справедливом гневе о прелюбодеях своего города, что они «откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» (Иер. V, 8), как бы указывал, что этот грех уничтожает главное отличие человека от животнаго.

«Премудрый Соломон» говорит: «кто прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и безчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения» (Прит. VI, 32–34).

б) Человеческая совесть, и предостережения истории, и опыт человечества, и весь дух двадцати христианских столетий клеймят этот грех, как низкое, предательское и злое деяние. И действительно, совесть человека, если он, будучи виновен в этом грехе, не склоняется от стыда до земли, должна быть как бы выжжена раскаленным железом.

Разве священное писание не произносит проклятия на соблазнителя?

Разве простительно манить невинных к гибели, создавать камни преткновения для слабых духом, ради которых Иисус Христос принял смерть?

Разве простительно ввергать в геенну огненную, приводя к гнусному Молоху животных страстей, те души, ради которых Господь наш Иисус Христос принял на Голгофском кресте смерть? Разве простительно нам присоединять свою долю к тем грехам, которые привели к погибели и развратили души тех, кому – как женщинам следует украшаться розой женской красоты и лилией их чистоты?

в) О, если бы в сердцах юношей была хотя единая искра истинного христианского великодушие, то неужели каждая женщина не была бы для них так же свята, как их мать, сестра или будущая жена? Но если в них нет и признака великодушие, то разве не могут они прочесть истинное значение своего греха в тех огненных знаках, которыми Бог начертал их гибель в последствиях греха?

Разве они никогда не думают о них, своих жертвах, умирающих в позоре и страдании?

Когда-то она была счастливым, невинным ребенком. Святой поцелуй матери не мог оторваться от ее розового личика. А теперь! Юноша, разве Бог дал тебе жизнь для того, чтобы ты преуспевал в этих темных делах? И если ужасно было ее наказание, думаешь ли ты быть пощаженным?

г) Безошибочно можно сказать, что этот грех, грех распутства, больше всяких других грехов низводит человека к уровню животных, как о том нам говорят святые пророки и апостолы. Распутство лишает рассудка, затемняет его, наводит на него пагубную слепоту, притупляет его, наполняет его мраком, скорбью и воспоминаниями о проступках (Ос. IV, 11. Еф. IV, 10. Притч. VI, 32).

д) Этот грех есть величайший грех и относится к числу смертных грехов, который неизбежно погубит человека для неба, если он во время не раскается.

Это грех против человеческого рода, так как он прибавляет яд к тягчайшему проклятию человека и разрушаеть влияние его самых чистых привязанностей.

Это грех против государства, так как разврат был всегда самым погубным червем на корне государственной жизни.

Это грех против семьи, потому что он подрывает те святыя основы, на которых она зиждется.

Это грех против тела, ибо, как говорит св. ап. Павел, «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. VI, 18).

Это грех против души, ибо священное писание говорит: кто прегрешает в этом, разрушает свою душу.

Это грех против Бога и Его образа в нас, т.е. непорочности и чистоты.

Это грех против Иисуса Христа и верных Ему – против Св. Духа и Его пребывания в человеческой душе. Это худшее проявление кощунства, ибо оно оскверняет храм Наивысшего (1Кор. III, 16, 17, 18; VI, 9). Во многих случаях оно одновременно убивает две души, так что грешник погибает в своем беззаконии не один.

Те люди не преувеличивают, которые называют разврат самым опасным грехом, по его порабощающим и мертвящим последствиям; он вырывает вопль у пророка Иеремии, устами которого говорит Господь: «как же Мне простить тебя за это?» (Иер. V, 7). А Соломон восклицает: «может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. VI, 27 и 28). Далее он говорит: «глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда» (Притч. XXII, 14).

е) Но, конечно, не требуется даже ясного свидетельства слова Божия там, где самые факты жизни обнаруживают с такой ужасающей очевидностью ту кару, которую Господь рассеял над запрещенными вожделениями, чтобы удалить человека от саморазрушения. Сколько грешников против законов целомудрия избегают хотя бы физических последствий? Сколько бывает болезней, осложненных скрытыми недугами, которые вызываются отравленной кровью грешника или заражают его невинных детей различными болезнями и поражают разными видами смерти.

Но если даже тело и останется безнаказанным, то разве душа-то может избежать наказания? Разве не признается, что разврат ожесточает все в человеке и губит чувство?

ж) Но, может быть, многие из слушателей, к великому их счастию, никогда не нарушали этой заповеди; для них это будет страшным голосом предостережения.

Как одно прикосновение к розе роняет с нея росу, и одно горячее дыхание ветра засушивает весенние цветы, так и один дурно-проведенный час времени может лишить сердце всей его чистоты... Проклятый, братие, этот час!

Дина, о которой повествуется в книге Бытия, (Быт. XXXIV, I и 2), только раз вышла на поле, а каковой вернулась она? Царь Давид только раз на крыше своего дворца не остерегся от своих чувственных наущений (II царь. XI): и с каким священным ужасом, с каким разбитым сердцем, с какими кровавыми слезами сокрушался он об этом грехе до самой смерти!

Сколько разрушено семейных очагов, сколько развращено юношей, и сколько уничтожено прекрасных зачатков этими грехами! Сколько бледных призраков встает из своих могил и протягивает руки, чтобы предостеречь людей от этого греха! А за ними следует суд Божий. Понесут великое наказание убийцы, прелюбодеи, распутники и развращенные. (О наставлениях в чистоте см. 1 Фессал. IV, 4, 1Кор. III, 17. IV, 18 и 19. Кол. III, 5. Ефес. V, 11–13. 1Петр. II, 11. Матф. V, 27–32).

з) «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. V, 8). Если же вы, православн. христ., хотите заслужить это неоценимое благо, которое будет для вас дороже всего в мире, то следуйте, возлюбленные мои братья и сестры во Христе, вот этим советам:

Избегайте праздности: она открывает доступ нападениям дьявола, и грехи, вызвавшие огонь Божий с небес, таятся в гордости, чрезмерной сытости и праздности.

Избегайте дурных товарищей, ибо дурное общество портит хорошие нравы.

Избегайте праздных удовольствий и учитесь любить ваше милое «дома», где царят благочестие и чистота юных сердец и где, как ангелы, осеняют вас молитвы ваших родителей и сестер.

Избегайте юношеских страстей, отстраняйте излишния уступки слабости и строго следите за воздержанием и целомудренностью вашего тела; остерегайтесь несдержанных разговоров, легкомысленных книг и распущенных мнений.

Учитесь почитать в себе образ Божий, признавая свои смертные члены за члены Иисуса Христа и свои смертные тела за храм Св. Духа.

Стыдитесь и бойтесь нечистой мысли и берегитесь, чтобы ваш строгий надзор за собой не застал вас делающими что-либо грешное, или помышляющими о чем-либо грешном, хотя бы это и совершалось в глубочайшей тайне.

Учитесь также и в других почитать образ Божий.

Упражняйтесь в самовоспитании, которое, сохраняя в вас уважение к чистоте и благородству вашей собственной души, спасет вас от развращения.

Вы должны осуществлять на деле присутствие в вашем сердце Того, Чье око читает тайны сердец, так чтобы быть наконец в состоянии вместе с чистым и любящим юношей, – прекрасным Иосифом, – который в священном писании является вечным образцом победы над чувственным искушением, спросить с негодованием: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. XXXIX, 9).

Иногда можно вступить на путь благочестия, благодаря простой пище, здоровым упражнениям, добрым обычаям, незараженному воздуху; благодаря устранению от опьяняющих и возбуждающих вещей, благодаря также воображению, очищенному прекрасными книгами, благородными науками и достойными друзьями. Но еще легче его достигнуть усердной молитвой, присутствием на богослужениях, соблюдением воскресения, частою исповедию и причащением Тела и Крови Христовых, участием во всех добрых делах для распространения царства Христова. (См. Дух. нравств. беседы Фа-ра).

Но все же этого еще не достаточно, если вы не будете следить за помыслами ваших сердец. Если вы не станете отгонять от себя и душить эти скверные мысли, то оне, пребывая в вас, запятнают вашу душу.

Если вы хоть раз позволите себе в какой-либо злосчастный день мечтать и помышлять о чем-либо греховном, проститесь тогда и с вашей чистотой и вашим покоем! Из змеиного яйца выйдет василиск и обратится затем в огненного дракона. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходит и оскверняет человека». (Марк. VII, 21–23. Матф. XV, 18–20).

III. О, все, кто уже пал, спасайтесь, пока еще не поздно, из засасывающей тины; те же, кто еще не попал в сети дьявола блуда, боритесь изо всех сил против злых начал. Если вы одержимы недостойным любопытством, если вас забавляют дурные мысли и примеры, то искушение схватит вас, как сильный боец, и может быть наденет на вас оковы ужасного рабства.

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его! Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. VI, 27 и 28). Огонь всегда перед нами. Разве он не разгорится, если вы будете подкладывать топливо и подливать в него масло? Поэтому посредством молитвы, с помощью Иисуса Христа, старайтесь сразу задушить это искушение и исправить свое сердце.

Помолимтесь же все и каждый из нас, чтобы Господь взирал на нас как на Своих дорогих детей. Дай нам чистое сердце, Господи, и подкрепи в нас дух правды.

Обратимся, возл. бр., к И. Христу, чтобы Он простил нас за все наше прежнее отступничество от Него, чтобы подкрепил нас в настоящем нашем благочестивом решении, чтобы спас нас от заманчивого огня наших собственных страстей и ужасной лживости наших сердец.

Будем искать всесильной помощи у Св. Духа, без которой ни в чем не успеем.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. V, 8). Пошли, Господи нам, Твоим детям, это небесное блаженство, чтобы, следуя за Тобою с чистым сердцем и душою, мы могли лицезреть Тебя, и чтобы на нашем челе было начертано Твое св. имя. (Сост. по указ. источн. свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle